Принципы, методы и формы ее осуществления. Деятельность государства, направленная на обеспечение себя финансовыми ресурсами, которые необходимы для реализации конституционных функций

Деятельность государства, направленная на обеспечение себя финансовыми ресурсами, которые необходимы для реализации конституционных функций, относится к одному из видов государственной деятельности – финансовой деятельности.

Она является одним из важнейших направлений деятельности любого государства и ее особая значимость подкреплена конституционно.

В Конституции Республики Беларусь наряду с положениями об институте собственности (статья 13), обязанности граждан участвовать в финансировании государственных расходов (статья 56), компетенцией Парламента (статьи 97и 98), Правительства (статья 107), местных органов управления и самоуправления (статья 121) в сфере финансовой деятельности содержится самостоятельный раздел VII «Финансово-кредитная система Республики Беларусь» (статьи 132-136), посвященный исключительно вопросам финансовой деятельности государства.

Раздел VII. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 132. Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Статья 133. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.

Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.

В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.

Статья 134. Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом.

Статья 135. Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок.

Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.

Статья 136. Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Посредством финансовой деятельности Республика Беларусь формирует собственную систему централизованных денежных фондов (бюджет, целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды, валютный резервный фонд Национального банка Республики Беларусь, страховые фонды и т.д.), за счет которых осуществляется финансирование основных направлений деятельности государства в области экономики, социальной сфере и политике.

Областью финансовой деятельности государства являются финансы, по которыми понимают совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения (использования) государственных централизованных фондов денежных средств, а также фондов предприятий, организаций и учреждений. Основой существования и функционирования финансов выступают деньги, денежные обязательства и денежный оборот.

Финансы по своему происхождению являются денежными отношениями.

Но не всякие денежные отношения относятся к финансовым отношениям.

Так, отношения по получению предприятием денежных средств (выручки) от реализации своей продукции относятся к денежным отношениям, которые базируются на таких функциях денег 1) как мера стоимости, 2) средства платежа и 3) средства обращения. Но эти отношения не являются финансовыми, поскольку они регулируются нормами гражданского права (договор купли-продажи, поставки и т.д.).

В этом случае денежные отношения возникают между равноправными субъектами без участия в них государства.

После зачисления выручки на текущий (расчетный) счет, предприятие приступает к ее распределению.

В первую очередь оно рассчитывается по обязательствам с государством посредством уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды.

Этот этап распределения выручки субъектом хозяйствования представляет собой движение денежных средств снизу вверх, от предприятия к государству и относится к финансовой деятельности последнего, которая направлена на мобилизацию денежных ресурсов в централизованные государственные фонды.

Эти централизованные финансы называют публичными финансами.

Формируемые денежные фонды самого предприятия (фонды накопления, потребления) являются децентрализованными денежными средствами и относятся к частным финансам.

Основные различия между публичными и частными финансами проявляются в следующем.

Во-первых. Для обеспечения себя денежными средствами государство использует принуждение и не применяет этот способ для распределения расходов. В сфере частных финансов, наоборот: собственник свободен в получении доходов, но ограничен в их использовании. Часть своих денежных средств он отдает государству в виде налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Во-вторых. Публичные финансы обеспечивают реализацию интересов государства и общества в целом. Частные финансы служат накоплению доходов собственника, направлены на получение прибыли и используются им в целях реализации его интересов.

В-третьих. По своему объему публичные финансы значительно превышают частные финансы, в то время как удельный вес финансов каждого собственника несравним с долей публичных финансов.

В-четвертых. Финансы выражаются в деньгах, выпуск (эмиссия) которых осуществляется самим государством. Собственник же частных финансов не выпускает деньги и не оказывает на них влияния.

Предметом регулирования финансового права являются публичные (централизованные) финансы.

Юридическая наука рассматривает финансы как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач и функций.

В Республике Беларусь систему этих фондов составляют:

1. Бюджет Республики Беларусь (республиканский и местные бюджеты) и целевые бюджетные фонды.

2. Внебюджетные фонды местных Советов депутатов и (или) исполнительных комитетов, создаваемые согласно Закону «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»;

3. Фонды Национального банка Республики Беларусь (ЗВР фонд, кредитный фонд и др.);

4. Фонды обязательного страхования (например, фонд предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств).

В процессе финансовой деятельности государство выполняет две взаимосвязанные между собой функции

1) мобилизацию денежных средств в централизованные фонды

2) распределение денежных средств из этих фондов.

Кроме того, с помощью финансовой деятельности государство осуществляет функцию финансового контроля за производством и распределением материальных ресурсов, за законностью и целесообразностью расходования денежных средств.

Такими образом, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государственных органов по мобилизации денежных средств в централизованные денежные фонды, а также по распределению и использованию денежных средств из этих фондов в соответствии с задачами и функциями государства.

Финансовая деятельность базируется на общих принципах, важнейшими из которых являются:

1. Принцип законности. Содержание данного принципа проявляется в строгом соблюдении действующего финансового законодательства и финансовой дисциплины всеми участниками финансовой деятельности.

2. Принцип разделения властей. Так, в компетенцию законодательной власти входит утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении.[1] Составление проекта бюджета и внесение его на утверждение законодательного органа власти, исполнение бюджета и представление об этом отчета относится к полномочиям исполнительной власти.[2]

3. Принцип сочетания объективно необходимой финансовой централизации с самостоятельностью полномочий местных органов управления и самоуправления в области финансовой деятельности. Согласно статье 121 Конституции к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов[3]. В статье 41 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» определено, что Советы утверждают, а исполнительные комитеты в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают и исполняют местные бюджеты в интересах населения. Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в местные бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц[4].

4. Принцип гласности. В статье 7 Конституции, в частности, закреплено, что нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. В Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» принцип гласности раскрыт в статье 11, в соответствии с которой гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь[5].

5. Принцип плановости. Один из главенствующих принципов, проявляющийся в том, что в основе финансовой деятельности государства лежат финансово-плановые акты. К последним относятся: республиканский и местные бюджеты; основные направления денежно-кредитной политики, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь; бюджет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; балансы доходов и расходов предприятий и организаций, сметы бюджетных учреждений и т.д.

Для финансовой деятельности характерны и специфические принципы: режим экономии денежных средств; хозяйственный расчет; окупаемость затрат; накопления денежных средств; строгий учет всех субъектов финансовой деятельности.

Под методом финансовой деятельности понимается способ (прием) ее осуществления.

Мобилизация денежных средств в централизованные фонды осуществляется двумя основными способами.

Первый – это обязательный метод, его реализация осуществляется путем установления налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей.

Второй – добровольный метод. К добровольным платежам относятся: добровольные пожертвования, покупка и продажа государственных ценных бумаг, вклады в банки и т.д.

В современных условиях выделяют еще штрафной метод мобилизации, который выражается в установлении и применении государством штрафов, пеней и других санкций за нарушение финансово-правовых норм.

При распределении централизованных финансовых ресурсов также применяются два метода

1) финансирование

2) кредитование.

Финансирование используется государством традиционно при распределении денежных средств из бюджета и государственных внебюджетных фондов на принципах: безвозвратности, безвозмездности, срочности (в пределах финансового (бюджетного) года) и на строго определенные цели.

Более эффективным методом распределения является кредитование. Он используется в основном в банковской системе и характеризуется следующими признаками: возвратности, платности, срочности (краткосрочный до года и долгосрочный свыше года) и на определенные цели.

Финансовая деятельность государства осуществляется в различных формах.

Форма – это внешнее проявление явления, в данном случае финансовой деятельности. Поскольку финансовая деятельность государства реализуется через государственные органы, важнейшими ее формами являются представительная и исполнительно-распорядительная формы.

Мобилизация денежных средств и их распределение регламентируется финансово-правовыми актами.

Так, законодательная власть принимает финансово-правовые акты в форме декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, законов и постановлений Парламента Республики Беларусь.

Исполнительная власть общей компетенции принимает финансово-правовые акты в форме постановлений Совета Министров Республики Беларусь.

Финансово-правовые акты министерств, иных республиканских органов управления принимаются в форме постановлений и приказов. Правление Национального банка Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты в форме постановлений. Принимаемые министерствами, иными республиканскими органами государственного управления, Национальным банком Республики Беларусь иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются постановлениями или приказами.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты в форме решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: