Примечания к главе б 2 страница

того, кто сможет его опровергнуть, о чем мы говорили в пункте (3), относятся не только к общей проблеме несоизмеримости иррациональных величин, но и к частной проблеме выяснения того, выражает ли сумма площадь единичного круга.

Я должен еще раз подчеркнуть, что мне неизвестны непосредственные свидетельства, подтверждающие мою точку зрения на этот вопрос, однако если мы рассмотрим приведенные здесь косвенные свидетельства в ее пользу, то она может показаться не совсем невероятной. Я не думаю, что она менее вероятна, чем гипотеза Корнфорда, и если она верна, то с ее помощью мы могли бы объяснить смысл соответствующих фрагментов Платона.

(5) Если имеет какой-то смысл вывод, к которому мы пришли в пункте (2) настоящего примечания, согласно которому Платон провозгласил, что одной арифметики недостаточно, но, кроме нее, следует знать еще и геометрию, а также если верно наше предположение, что его внимание к этой науке было связано с открытием квадратных корней из двух и трех, то некоторый свет может быть пролит также на платоновскую теорию идей и на смысл широко известных замечаний Аристотеля по этому поводу. Эти соображения помогли бы нам объяснить, почему учение пифагорейцев, согласно которому вещи (или формы) являются числами, а этические идеи — числовыми отношениями, должно было исчезнуть, уступив место, как это случилось в «Тимее», доктрине, в соответствии с которой элементарные формы, пределы


— см. отрывок из «Менона», 75 d-76 а, о котором мы говорили ранее) или идеи вещей являются треугольниками. Кроме того, они объяснили бы нам также, почему следующее поколение академиков возродило учение пифагорейцев. Как только шок, вызванный открытием иррациональности, прошел, математики стали привыкать к идее, что, вопреки всему, иррациональные величины являются числами, поскольку их можно сравнивать по величине с другими (рациональными) числами. На этом этапе стало исчезать и предубеждение против пифагореизма, хотя теория, согласно которой формы являются числами или числовыми отношениями, после открытия иррациональных величин претерпела существенные видоизменения (что, по-видимому, не в полной мере осознавали сторонники новой теории). См. также «Дополнение I» в конце тома 1. *

10 Известное изображение Фемиды с завязанными глазами, не обращаю
щей внимание на состояние истца и держащей в руках весы — символ
равенства и справедливого решения спорных проблем, символизирует эгали
таристскую идею справедливости. Это изображение, однако, не может
служить аргументом в пользу того, что такая идея уже была известна
современникам Платона. Как любезно сообщил мне профессор Гомбрих,
такое изображение появилось в эпоху Возрождения под влиянием «Изиды и
Озириса» Плутарха, а не сочинений писателей классической Греции. * Вме
сте с тем, изображение Дике с весами является классическим (об этом
изображении, автором которого является Тимократ, младший современник
Платона, см. R. Eisler. The Royal Art of Astrology, 1946, pp. 100, 266 и рис. 5)
и восходит, по-видимому, к Гесиоду. Гесиод отождествлял Дике с созвездием
Девы, которое в Зодиаке расположено рядом с Весами. Таким образом, весы
у Дике, по-видимому, играют ту же роль, что и весы, находящиеся в руках
Фемиды. *

11 «Государство», 440 c-d. Абзац заканчивается характерным сравнением
со сторожевым псом: «Разве что его смирят доводы собственного рассудка,
который отзовет его наподобие того, как пастух отзывает свою собаку».
См. прим. 32 (2) к гл. 4.

12 Платон действительно подразумевает это, дважды показывая, что Со
крат сомневался, где теперь следует искать справедливость. (См. 368 b и
след., 432 b и след.).

13 Адам (под влиянием Платона) очевидно не заметил эгалитаристской
теории в своем примечании к «Государству», 331 е и след., где он, скорее
всего справедливо, утверждает, что «точка зрения, согласно которой Спра
ведливость состоит в том, чтобы делать добро друзьям и зло врагам, хорошо
отражает господствовавшую в Греции мораль». Однако, он не прав, когда
утверждает, что эта точка зрения «была общепринятой», забывая о приве
денном им самим свидетельстве (прим. к 561 е 28), показывающем, что
равенство перед законом («изономия») «было гордым кличем демократии».
См. также прим. 14 и 17 к настоящей главе.

Одним из первых (если не самым первым) упоминаний об «изономии» является фрагмент из сочинений врача Алкмеона (начало пятого века; см. Diels5, гл. 24, фр. 4 — Л 272): он называет «изономию» условием здоровья и противопоставляет ее «монархии», т.е. власти одного над многими. Здесь мы сталкиваемся с политической теорией тела или, точнее, с человеческой физиологией. См. также прим. 32 к гл. 5 и прим. 59 к гл. 10.

14 Главкон в своей речи в «Государстве», 359 с вскользь упоминает о
равенстве (см. также «Горгий», 483 c-d, конец настоящего примечания и


316

прим. 47 к этой главе), однако этот вопрос остается нерешенным. (Этот фрагмент обсуждается в прим. 50 к настоящей главе.)

Решительно атакуя демократию (см. текст к прим. 14-18 к гл. 4), Платон делает три ехидных замечания об эгалитаризме. Первое замечание касается того, что демократия предполагает «своеобразное равенство — уравнивающее равных и неравных» (558 с; см. прим. Адама к 558 с 16; см. также прим. 21 к настоящей главе), и оно носит иронический оттенок. (Равенство Платон связывал с демократическим устройством и раньше, а именно, при описании демократических революций; см. «Государство», 557 а, фрагмент, приведенный в тексте к прим. 13 к гл. 4.) Второе замечание («Государство», 561 е) характеризует «демократического человека» как такого, который удовлетворяет любое свое желание независимо от того, хорошее оно или плохое. Поэтому его называют «эгалитаристом» («изономистом»), намекая на идею «равных прав для всех» или «равенства перед законом» (об «изономии» см. прим. 13 и 17 к настоящей главе). Читатель подходит к этому отрывку достаточно подготовленным, поскольку слово «равный» встречалось в «Государстве», 561 b и с, уже три раза как характеристика человека, для которого все желания и прихоти «равны». Третий из этих дешевых трюков, который используется и в современной пропаганде такого рода, состоит в обращении к воображению читателей: «Мы едва не забыли сказать, какое равноправие и свобода существуют там у женщин по отношению к мужчинам и у мужчин по отношению к женщинам» («Государство», 563 b).

Помимо упомянутого здесь (и в тексте к прим. 9-10 к настоящей главе) свидетельства в пользу важности эгалитаризма, нам следует особо принять к сведению слова Платона в (1) «Горгии», где он пишет (488 е-489 а; см. также прим. 47, 48 и 50 к настоящей главе): «А разве большинство не держится того мнения, что справедливость — это равенство?», (2) «Менек-сене» (238 е-239 а; см. прим. 19 к настоящей главе и текст). Фрагменты о равенстве, имеющиеся в «Законах», поскольку они написаны позже «Государства», не могут служить доказательством того, что Платон осознавал важность этого вопроса во время работы над «Государством». См., однако, текст к прим. 9, 20 и 21 к настоящей главе.

15 Сам Платон утверждает в связи с третьим замечанием (563 b —
см. последнее примечание): «мы схажем то, что на устах теперь». Очевидно,
он желает таким образом показать, что шутки вполне уместны при обсуж
дении этого вопроса.

16 Я полагаю, что излагаемая Фукидидом (II, 37 и след.) версия речи
Перикла заслуживает доверия. (В переводе речь Перикла цитируется по
изданию: Фукидид. История. М., Наука, 1981 - Прим. перев.) Весьма
вероятно, что Фукидид присутствовал при этой речи. В любом случае он
должен был ее воссоздать с наибольшей возможной точностью. Есть немало
оснований считать, что в те времена не было ничего удивительного в том,
чтобы человек учил наизусть речь другого оратора (см. платоновского «Фед-
ра»), кроме того, точно воспроизвести речь Перикла не так трудно, как может
показаться на первый взгляд. Платон знал эту речь, опираясь или на версию
Фукидида, или на другой, во многом повторяющий ее источник. См. также
прим. 31 и 34-35 к гл. 10. (Можно упомянуть о сомнительного рода уступках
Перикла, сделанных им на заре его карьеры, — уступках родовым инстин
ктам и столь же популярному групповому эгоизму людей. Я имею в виду
прежде всего законодательство 451 г. до н. э. о гражданстве. Однако позднее


он пересмотрел свои установки, вероятно, под влиянием таких людей, как Протагор).

17 См. Геродот, III, 80 и особенно похвалу «изономии», т.е. равенству
перед законом (III, 80, 6). См. также прим. 13 и 14 к настоящей главе. Этот
отрывок из Геродота, в определенном смысле повлиявший на Платона
(см. прим. 24 к гл. 4), высмеивается в «Государстве», так же как и речь
Перикла. См. прим. 14 к гл. 4 и прим. 34 к гл. 10.

18 Даже натуралист Аристотель не всегда обращается к этому натурали
стическому варианту эгалитаризма. Например, этот подход вовсе не заметен
в формулируемых в «Политике» (1317 b) принципах демократии (см.
прим. 9 к настоящей главе и, текст). Однако, может быть, еще интереснее
то, что в «Горгии», где такое важное место занимает противопоставление
природы и соглашения, Платон представляет эгалитаризм, не отягощая его
сомнительной теорией естественного равенства всех людей (см. 488 е-489 а,
процитированный в прим. 14 к настоящей главе, и 483 d, 484 а и 508 а).

19 См. «Менексен», 238 е-239 а. Этот фрагмент непосредственно следует
за явным намеком на речь Перикла (а именно — на второе предложение,
процитированное в тексте к прим. 17 к настоящей главе). Весьма вероятно,
что повторение термина «равенство по рождению» в данном фрагменте —
это насмешливый намек на «низкое» происхождение сыновей Перикла и
Аспазии (лишь в соответствии со специальным законодательством 429 г. до
н. э. их признали гражданами Афин). (См. Е. Meyer. Gesch. d. Altertums,
vol. IV, p. 14, прим. к No. 392 и р. 323, No. 558.)

Некоторые исследователи полагают (в том числе даже Дж. Гроут, см. его книгу G. Grote. Plato, vol. III, p. 11), что Платон в «Менексене», «переходя к риторике... оставляет шутливый тон», т.е. что в середине «Менексена», откуда взят цитируемый отрывок, Платон высказывается всерьез, а не в ироническом духе. Однако принимая во внимание смысл процитированного отрывка, явную иронию Платона, выраженную в том месте «Государства», где он рассуждает об этом вопросе (см. прим. 14 к настоящей главе), мнение Гроута кажется мне неприемлемым. Равно необоснованными мне кажутся и сомнения в ироническом характере отрывка, непосредственно предшествующего тому, что был процитирован в тексте, где Платон говорит об Афинах (238 c-d): «Само наше государственное устройство... является аристократией... Одни называют ее демократией, другие еще как-нибудь — кто во что горазд, на самом же деле это правление лучших с одобрения народа». Б свете известной платоновской ненависти к демократии это описание не требует дальнейших комментариев. * Другим фрагментом, в ироническом характере которого не может быть сомнений, является отрывок из «Менексена», 245 c-d (см. прим. 48 к гл. 8), в котором «Сократ» восхваляет Афины за плохое отношение граждан этого города к чужеземцам и варварам. Поскольку в другом месте (отрывок из «Государства», 562 е и след., процитированный в прим. 48 к гл. 8), ругая демократию (и имея в виду именно афинскую демократию), Платон издевается над афинскими гражданами за их либеральное отношение к чужеземцам и поскольку афинский либерализм высмеивался проспартански настроенными деятелями, его хвала в «Менексене» может пониматься только в ироническом духе. (По законам Ликурга, чужеземцам запрещалось селиться в Спарте — см. Аристофан. Птицы, 1012.) В этой связи интересно отметить, что в «Менексене» (236 а, см. также прим. 15 (1) к гл. 10) Платон намекает на то, что персонаж этого диалога оратор «Сократ», критикующий Афины, — автор пародийной речи, запи-


318

санной Фукидидом, который, по-видимому, был восторженным учеником оратора Антифонта, главы олигархической партии (уроженца Рамнунта — не путать с софистом Антифонтом, афинянином).*

Подлинность «Менексена» обсуждается в прим. 35 к гл. 10.

** В конце прим. 19, где речь идет о «Менексене», в оригинале сказано, что «Сократ» был учеником Антифонта, что явно противоречит тексту «Менексена», 235 е-236 а/b. Эта же самая неточность содержится и в самом конце прим. 15 (1) к гл. 10. При подготовке русского издания К. Поппер внес исправление в прим. 15 (1) к гл. 10; мы сочли возможным внести такое же исправление в данное примечание. — Прим. редактора.**

20 «Законы», 757 а. Полностью этот отрывок содержится в 757 а-е. Большая часть из него была процитирована ранее в прим. 9 (1) к этой главе.

(1) По поводу того, что я называю стандартным возражением эгалитаризму, См. также «Законы», 744 b и след.: «Было бы прекрасно, если бы каждый... обладал... имуществом в равной доле со всеми. Но это невозможно...» и т. д. Этот отрывок приобретает особый интерес в свете того, что некоторые авторы, основываясь только на том, что говорится в «Государстве», называют Платона врагом плутократии. Однако в этом важном фрагменте «Законов» (744 b и след.) Платон говорит, что «в государстве надо установить неравный имущественный ценз. Стало быть, должности, подати, распределения и подобающий каждому почет устанавливаются не только по личной добродетели или по добродетели предков, не только по силе и красоте тела, но и по имущественному достатку или нужде. Должности и почести распределяются как можно более равномерно, сообразно этому имущественному неравенству...». * Доктрина неравного распределения почестей и, можем мы предположить, обязанностей в соответствии с богатством и физической силой, скорее всего, сохранилась с героических времен завоевания. Богачи, обладавшие дорогостоящим тяжелым вооружением, а также физически крепкие воины вносили наибольший вклад в общую победу. (Этот принцип существовал во времена Гомера и, как было показано Р. Айслером, может быть обнаружен практически у всех военизированных племен.)* В общих чертах идея, согласно которой несправедливо равным образом почитать неравных, вскользь упоминается уже в «Протагоре», 337 а (см. также фрагмент «Горгия», 508 а и след., о котором говорится в прим. 9 и 48 к настоящей главе), однако в полной мере она была разработана Платоном только в «Законах».

(2) Точка зрения Аристотеля на эти идеи изложена в «Политике», III, 9, 1, 1280а (см. также 1282b-1284b и 1301b 29), где он пишет: «Ведь все опираются на некую справедливость, но доходят при этом только до некоторой черты, и то, что они называют справедливостью, не есть собственно справедливость во всей ее совокупности. Так, например, справедливость, как кажется, есть равенство, и так оно и есть, но только не для всех, а для равных; и неравенство также представляется справедливостью, и так и есть на самом деле, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных». См. также «Нико-махову этику», 1131b 27, 1158b 30 и след. ** Только что процитированное утверждение Аристотеля из «Политики» (1280а) приведено, как обычно, по русскому переводу сочинений Аристотеля. В оригинале же при сохранении основного содержания цитируемого утверждения сказано, что «справедливость мыслится как равенство демократами... и справедливость мыслится как неравенство олигархами». — Прим. редактора.**

(3) Возражая этому антиэгалитаризму, я придерживаюсь точки зрения
Канта, согласно которой никому не следует считать себя ценнее других людей.


Я убежден, что этот принцип является единственно приемлемым, особенно если мы вспомним о всем известной невозможности вынесения о себе непредвзятых суждений. Поэтому я совершенно не могу понять высказывания, сделанного таким превосходным автором, как Дж. Кэтлин (С. Е. G. Catlin. Principles, p. 314), который утверждал: «Есть что-то глубоко аморальное в морали Канта, предлагавшего всех стричь под одну гребенку... и игнорировавшего предписание Аристотеля почитать равных равно, а неравных — неравно. Один человек не имеет столько же социальных прав, что и другой-Современный писатель едва ли станет отрицать, что... есть что-то и в "крови"». Теперь я задам вопрос: «Если в "крови" что-то есть, например, различия в талантах и т. д., и даже если кто-нибудь сочтет необходимым тратить свое время на оценку этих различий, и даже если их действительно можно оценить, — то почему эти различия должны служить аргументом в пользу получения больших прав, а не одних только больших обязанностей?». (См. текст к прим. 31-32 к гл. 4.) Я не вижу никакой аморальности в кантовском эгалитаризме. Я не вижу также, на чем основывает Кэтлин это свое моральное осуждение, если он считает моральные оценки делом вкуса? Почему «вкус» Канта должен быть глубоко аморальным? (Ведь это и христианский «вкус».) Единственный ответ на этот вопрос я вижу в том, что Кэтлин, судя со своей позитивистской точки зрения (см. прим. 18 (2) к гл. 5), полагает, что христиане и вместе с ними Кант аморальны, потому что их воззрения противоречат навязанным нам позитивистским ценностям современного общества.

(4) Один из лучших в истории ответов всем этим антиэгалитаристам был дан Ж.-Ж. Руссо. Я говорю это, несмотря на мою убежденность в том, что его романтизм оказал самое пагубное влияние на историю социальной философии. Он был, однако, и одним из наиболее блестящих писателей в этой области. Я хочу процитировать его непревзойденные рассуждения, содержащиеся в эссе «О происхождении неравенства» (см. J.-J. Rousseau. Social contract. Everyman ed., p. 174, курсив мой): «Я вижу в человеческом роде два вида неравенства: одно, которое я называю естественным или физическим, потому что оно установлено природою и состоит в различии возраста, здоровья, телесных сил и умственных или душевных качеств; другое, которое можно назвать неравенством условным или политическим, потому что оно зависит от некоторого рода соглашения и потому что оно устанавливается или, по меньшей мере, утверждается с согласия людей. Это последнее заключается в различных привилегиях, которыми некоторые пользуются... как то, что они более богаты, более почитаемы, более могущественны, чем другие... Не к чему спрашивать, каков источник естественного неравенства, потому что ответ содержится уже в простом определении смысла этих слов. Еще менее возможно установить, есть ли вообще между этими двумя видами неравенства какая-либо существенная связь. Ибо это означало бы, иными словами, спрашивать, обязательно ли те, кто повелевает, лучше, чем те, кто повинуется, и всегда ли пропорциональны у одних и тех же индивидуумов телесная или духовная сила, мудрость или добродетель их могуществу или богатству: вопрос этот пристало бы ставить разве что перед теми, кто признает себя рабами своих господ: он не возникает перед людьми разумными и свободными, которые ищут истину.» (Русское издание: Ж.-Ж. Руссо. Трактаты. М., Наука, 1969, с. 45).

21 «Государство», 558 с; см. прим. 14 к настоящей главе (второй абзац о нападках на демократию).


320

22 «Государство», 433 b. Адам, пытавшийся реконструировать этот аргу
мент (прим. к 433 b 11), был вынужден признать, что «Платон редко
оставляет так много незавершенного в своих рассуждениях».

23 «Государство», 433 а/434 а. О продолжении этого фрагмента см. текст
к прим. 40 к настоящей главе, о подготовке к нему в более ранних частях
«Государства» см. прим. б к настоящей главе. Адам следующим образом
комментирует фрагмент, который я называю «вторым аргументом» (прим. к
433 е 35): «Платон пытается найти связь между своим собственным подходом
к справедливости и распространенным судебным пониманием этого слова...»
(см. фрагмент, процитированный в следующем абзаце текста). Адам пыта
ется защитить платоновские доводы от критика (А. Крона), увидевшего,
хотя, вероятно, не очень ясно, что здесь что-то неладно.

24 Цитаты, приведенные в данном абзаце, взяты из «Государства», 430 d
и след.

25 На этот крючок попался даже такой внимательный критик, как Т. Гом-
перц (ГЛ. Gomperz. Greek Thinkers, Book V, II, 10; Germ, ed., vol. II, pp. 378-
379), не заметивший слабости этого аргумента. Характеризуя первые две кни
ги «Государства» (op. cit., V, II, 5, р. 368), он пишет: «Далее следует отрывок,
который можно было бы назвать образцом ясности, точности и подлинной на
учности...», и затем добавляет, что платоновские персонажи Главкон и Ади
мант, «движимые энтузиазмом... отбрасывают все поверхностные решения».

По поводу моих замечаний об умеренности, содержащихся в следующем абзаце текста, см. след. утверждения Дж. Дэвиса и Ч. Э. Воэна (J. L. Davies, С. Е. Vaughan. Analysis // Plato. Republic. Golden Treasury ed., p. XVIII, курсив мой): «Сущность умеренности состоит в самоограничении. Сущность политической умеренности состоит в признании права государственного органа на законопослушание и повиновение управляемых*. Это показывает, что мою интерпретацию платоновской идеи умеренности разделяют сторонники Платона (хотя они и выражают ее в другой терминологии). Могу добавить, что «умеренность», т.е. удовлетворенность своим положением, является общей добродетелью для всех трех классов и единственной для класса работников. Добродетель, доступная классу работников — умеренность, классу помощников — умеренность и мужество, классу воспитателей — умеренность, мужество и мудрость.

«Длинное предисловие», которое цитируется также в следующем абзаце, взято из «Государства», 432 b и след.

26 Здесь можно сделать небольшое терминологическое замечание, касаю
щееся термина «коллективизм». То, что называет «коллективизмом» Г. Уэллс
не имеет ничего общего с тем, что понимаю под этим словом я. Уэллс, с моей
точки зрения, является индивидуалистом, на что хорошо указывают его
«Права человека» и «Здравый смысл войны и мира» (Я. G. Wells. Rights of
Man; Common Sense of War and Peace), содержащие правильное изложение
требований эгалитаристского индивидуализма. Однако он также верит, и
вполне справедливо, в возможность рационального планирования политичес
ких институтов с целью расширения свобод и укрепления благосостояния
индивидуумов. Эту веру он называет «коллективизмом», хотя я для ее
описания выбрал бы скорее выражение «рациональное планирование инсти
тутов в целях свободы». Быть может, это выражение кому-нибудь покажется
длинным и неуклюжим, однако его невозможно интерпретировать в антиин
дивидуалистическом смысле, как это делают, и не только Г. Уэллс, с термином
«коллективизм».


321

27 «Законы», 903 с; см. текст к прим. 35 к гл. 5. Упомянутая в тексте
«преамбула» («Однако... он нуждается еще кое в каких зачаровывающих
сказаниях» и т. д.) взята из «Законов», 903 b.

28 В «Государстве» и «Законах» Платон бесчисленное количество раз
предостерегает против необузданного группового эгоизма. См., например,
«Государство», 519 е, и фрагмент, упомянутый в прим. 41 к настоящей главе.

Касаясь нередко предполагаемой тождественности между коллективизмом и альтруизмом, можно напомнить о весьма уместном в этой связи вопросе Ч. Шеррингтона: «Стая и стадо — это альтруизм?».

29 Об ошибочности презрительного отношения Ч. Диккенса к парламенту
см. также прим. 23 к гл. 7.

30 Аристотель. «Политика», III, 12, 1 (1282b); см. текст к прим. 9 и 20
к настоящей главе. (См. также замечание Аристотеля в «Политике», III, 9,
3, 1280а о том, что справедливость имеет отношение как к людям, так и к
вещам.) К цитате из Перикла далее в этом абзаце см. текст к прим. 16 к
настоящей главе и прим. 31 к гл. 10.

31 Это замечание из фрагмента («Государство», 519 е и след.), процити
рованного в тексте к прим. 35 к гл. 5.

32 Важные фрагменты из «Законов», процитированные в настоящем (1)
и следующем (2) абзаце, таковы:

(1) «Законы», 739 с и след. Платон здесь имеет в виду «Государство» и особенно «Государство», 462 а и след., 424 а и 449 е. (Перечень фрагментов о коллективизме и холизме можно найти в прим. 35 к гл. 5. О коммунизме в его понимании см. прим. 29 (2) к гл. 5 и другие упомянутые здесь отрывки.) Цитируемый здесь фрагмент начинается, что характерно, с максимы Пифагора «У друзей на самом деле все общее». См. прим. 36 и текст; см. также о «совместных трапезах», упомянутых в прим. 34.

(2) «Законы», 942 а и след.; см. след. прим. Оба фрагмента Гомперц характеризует как антииндивидуалистические (см. его ранее цитированную работу, т. II, 406). См. также «Законы», 807 d/e.

33 См. прим. 42 к гл. 4 и текст. Далее в данном абзаце процитирован
фрагмент из «Законов», 942 а и след. (см. предыдущее примечание).

Не следует забывать о том, что военная подготовка в «Законах» (как и в «Государстве») обязательна для всех, кто имеет право носить оружие, т.е. для всех жителей, обладающих какими бы то ни было гражданскими правами (см. «Законы», 753 о). Все остальные — «наемники» («banausic»), если не рабы (см. «Законы», 741 е и 743 d, а также прим. 4 к гл. 11).

Интересно, что Э. Баркер, ненавидя милитаризм, верит, что Платон придерживался аналогичных взглядов (Е. Barker. Greek Political Theory, p. 298-301). Действительно, Платон никогда не восхвалял войну, однако верно и то, что он никогда не выступал против нее. Многие милитаристы, как хорошо известно, на словах проповедуют мир, а на деле воюют. Платоновским же государством правит каста военных, т.е. мудрецов, в прошлом солдат. Это замечание относится равно к «Законам» (см. 753 b) и к «Государству».

34 Суровые правила, регулирующие порядок приема пищи и напитков —
в особенности, «общественных трапез», — играют существенную роль в
диалогах Платона (см., например, «Государство», 416 е, 458 с, 547 d/e;
«Законы», 625 е, 633 а (в котором введение обязательных общественных
трапез объясняется военной угрозой), 726 b, 780-783, 806 с и след., 839 с,
842 b). В соответствии с критскими и спартанскими обычаями, Платон


322

придавал большое значение общественным трапезам. Интересно также, что этими вопросами занимался и дядя Платона — Критий (см. Diels2, Critias, fr. 33).

35 См. «Законы», изд. Э. Б. Ингленда, т. I, с. 514, прим. к 789 b 8 и след
(Plato. Laws, ed. by E. В. England, vol. I, p. 514, note to 739 b 8). Эти цитаты
Баркера взяты из ранее названной работы этого автора, с. 148 и с. 149. В
работах большинства платоников можно найти большое множество подобных
фрагментов. См., однако, замечание Ч. С. Шеррингтона (см. прим. 28 к
настоящей главе) о том, что вряд ли верно приписывать альтруизм стае или
стаду. Стадный инстинкт и родовой эгоизм, а также обращение к этим
инстинктам не следует смешивать с отсутствием себялюбия.

36 См. «Государство», 424 а, 449 с; «Федр», 279 с; см. прим. 32 (1). (См.
также «Лисид», 207 с и Еврипид. Орест, 725). О возможной связи этого
принципа с коммунизмом в учении ранних христиан и в марксизме см.
прим. 29 (2) к гл. 5.

Об индивидуалистической теории справедливости и несправедливости в «Горгии» см., например, «Горгий», 468 b и след., 508 d/e. В этих фрагментах, вероятно, еще сохраняется влияние Сократа (см. прим. 56 к гл. 10). Индивидуализм Сократа наиболее ясно выражен в его знаменитом учении о самодостаточности того, кто хорош. Платон упоминает об этом учении в «Государстве» (387 d/e) несмотря на то, что оно явно противоречит одному из главных постулатов «Государства», а именно тому, что лишь государство может быть самодостаточным (см. гл. 5, прим. 25 и текст к этому и следующему примечаниям).

37 «Государство», 368 b/с.

38 См. особенно «Государство», 344 а и след.

39 «Законы», 923 b.

40 «Государство», 434 а-с. См. также текст к прим. 6 и прим. 23 к насто
ящей главе и прим. 27 (3) и 31 к гл. 4.

41 «Государство», 466 b/с. См. также «Законы», 715 b/с и многие другие
фрагменты, направленные против антихолистских злоупотреблений классо
выми прерогативами. См. также прим. 28 к настоящей главе и прим. 25 (4)
к гл. 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: