А. Коммуникация автор-автор

Исследуется момент зарождения замысла. На этом этапе писатель, используя ту или иную мотивацию, решает приступить к созданию произведения. Какие это могут быть мотивации, побудительные причины?

Они не поддаются четкой систематизации, поскольку распадаются на многообразие частных случаев, соотносимых со случайностью. Тем не менее, из известных в литературной истории случаев можно попытаться составить примерный перечень причин возникновения литературного замысла.

Изначально искусство было лишено эстетической функции и имело прикладное значение. Так, например, первыми текстами были заклинания (на удачную охоту, на прекращение пожара, вызов дождя и пр.), заговоры.

Затем фольклорные тексты стали фиксировать текущую историю, излагая ее в жанрах былин и сказаний. То есть, замысел здесь равнялся плану совершить любое полезное для хозяйства и своего племени дело.

Впоследствии литературное творчество также во многом оставалось сродни служению. Так, например, Гомер, описывая приключения Одиссея или Троянскую войну, давал историческую зарисовку. Для нас до сих пор ценным остается и набор описанных фактов, и, самое главное, запечатленное сознание древнего человека. Побуждением к литературному творчеству долго оставалось желание приносить пользу отечеству. Это было основное побудительное начало в классицизме. Но очевидный гражданский порыв зачастую скрывал честолюбивые, меркантильные, сервильные побуждения.

Причиной рождения замысла могло стать желание улучшить нравы людей и тем самым усовершенствовать мир (просветительство).

Сатира ― разоблачение пороков с целью воспитание заблудших читателей.

Этой цели были посвящены стихотворные сатиры 18 века, поэма Н. Гоголя «Мертвые души», сказки повести, роман Салтыкова-Щедрина. Попыткепоказать неоднозначность жизни посвятили свои романы Ильф и Петров. (Сатира + юмор + герой-веселый проходимец + стилистическая игра + увлекательный сюжет = авантюрный жанр).

Побуждением к творчеству могло стать желание поспорить или развить мысли предшественников ( «Памятник» Горация, Державина, Пушкина). Культурная традиция ― одна из ведущих причин порождения новых замыслов.

Замысел-подсказка: например, Белинский, прочитав «Обыкновенную историю» Гончарова, заметил, что он по-другому видит судьбу романтика в деревенской глуши. В «Обыкновенной истории» романтически настроенный юноша Александр Адуев, попав в деревню к своему рассудочно-циничному дядюшке, через несколько лет превращается в еще большего циника. Белинский же сказал, что он видит его превратившимся не в циника, а в опустившегося и обленившегося лежебоку.

Замысел-подарок: Пушкин подарил Гоголю замыслы «Ревизора» и «Мертвых душ».

Честолюбие, желание славы, известности: «стать известной в веках» ― Ш.Бронте.«Я буду ломать комедию и прославлюсь на весь свет» ― словами Буратино раскрывает свой замысел А.Толстой. М. Митчел ― провинциальная домохозяйка, желающая самоутвердиться в глазах окружающих.

Необходимость кормить себя и семью (Джек Лондон, Достоевский, Булгаков, Платонов, Зощенко).

Развлекать окружающих. Частный вариант ― сказки для своих и чужих детей ― Льюис Кэррол, К. Чуковский, А. Платонов.

Повод обратиться к творчеству ― самопознание, решение психологических проблем (М. Зощенко, Е. Шварц)

Осознание искусства как способа жизни и самореализации ― символизм (жизнетворчество), акмеизм (мужественность, брутальность), авангард/футуризм (жизнестроительство, переделка мира и одновременно эпатаж).

Директивность. Приказ со стороны ― советские писательские бригады, командировки в Среднюю Азию, на стройки, Беломорканал, коллективные книги и пр. Книга о Беломорканале (1934), «Книга о ж/д державе» (1936).

На этапе автор-автор происходит выбор заглавия, на который, помимо идеи и содержания произведения оказывают влияние традиция, различные контексты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: