Как написать синопсис

В последнее время издательства требуют от авторов вместе с представлением текста произведения СИНОПСИС на него. Что это такое, для чего нужен синопсис и как он пишется – об этом данная статья. Она будет полезна не только авторам и редакторам, но и тем, кто занимается продвижением книги на рынок (специалистам по маркетингу, рекламе, связям с общественностью и др.).

СИНОПСИС (synopsis) в переводе c греческого означает «обозрение». Словарь иностранных слов трактует СИНОПСИС как устаревшее обозначение сводного, суммарного изложения различных взглядов по какому-нибудь вопросу. [1]

В словаре Даля СИНОПСИС определяется как «сокращенье или перечень, краткая выписка». [2]

Словарь Ушакова называет СИНОПСИСОМ «сборник статей, материалов по какому-нибудь вопросу». [3]

Большая советская энциклопедия дает следующее определение: СИНОПСИС – 1) сборник сведений, материалов, статей по какому-либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически. Термин применяется главным образом к историческим сочинениям. 2) В богословской литературе – свод отрывков или сокращённое изложение проповедей, толкований Священного писания и других сочинений церковных писателей. [4]

Как видим, словари не дают определения синопсиса в современном, редакторско-издательском, его значении. В данном понимании назначение синопсиса – продать роман издателю. Это своего рода реклама текста. Исходя из этой цели, синопсис и пишется. Как заинтересовать редактора, представив свое произведение на двух страничках синопсиса? Эту проблему приходится решать каждому автору. Многие из них считают, что написать синопсис едва ли ни сложнее, чем сам роман! По крайней мере, на это уходят не часы и не дни, а недели.

В некоторых странах устраиваются семинары по написанию синопсиса. У нас такой возможности нет, поэтому важны все крупицы опыта, рассыпанные по различным источникам.

К сожалению, нам не удалось найти ни одного печатного материала, посвященного определению и написанию синопсиса. Вся информация взята нами из Интернета, в частности, на американских, английских и некоторых отечественных сайтах, посвященных литературе и писательскому труду. Ниже следуют некоторые современные определения синопсиса романа российскими авторами.

СИНОПСИС – «это краткое (на две-три страницы) изложение содержания книги. Он должен представить редактору основных действующих лиц, завязку, развитие сюжета и (обязательно!) конец. <...> Синопсис пишется в настоящем времени. В начале синопсиса обязательно указывается: автор, название, жанр, объем в авторских листах, контактная информация автора» (Эльвира Барякина). [5]

СИНОПСИС – «это краткое описание содержания рукописи.<...> Синопсис призван предварительно познакомить читателя (редактора) с произведением, дать ему первое, еще не полное, но целостное (!) представление (на уровне темы, идеи, сюжета)» (Анатолий Гладков). [6]

СИНОПСИС – «это развернутое содержание. В нем описывается общий ход событий вашего романа. Описание событий дается в повествовательной форме, в настоящем времени. <…> Ключевые вопросы, на которые нужно дать ответ в синопсисе: о чем все это, кто главные герои, чего добиваются главные герои, почему они этого добиваются, что стоит у них на пути достижения поставленной цели?» (Евгений Чернихович). [7]

Гораздо больше статей, посвященных вопросу определения и написания синопсиса, мы обнаружили в англоязычной литературе. Слово «синопсис» в английском языке означает, как собственно синопсис, так и конспект, краткий обзор, резюме. Вот еще несколько определений.

СИНОПСИС «представляет собой не пересказ событий романа, а краткую обрисовку сути произведения – кто, где, когда, основной конфликт, духовное изменение героя в результате. <…> Поэтому значительная часть сюжета и персонажей вообще не упоминается в синопсисе – все детали, все второстепенные сюжетные отклонения отсеиваются» (Rina Grant). [8]

СИНОПСИС – это краткий эмоциональный пересказ книги. Он пишется в настоящем времени, в третьем лице, тем же стилем, что и книга. [9]

«СИНОПСИС – сжатая версия романа. Он должен содержать цепляющее читателя динамичное введение, возрастающий ряд поворотных моментов, сильный главный кризис, драматический кульминационный момент и соответствующую им развязку» (Linda Needham). [10]

Исходя из вышеперечисленных определений, а также требований издательств, попробуем вывести несколько правил написания синопсиса.

1. Оптимальный объем синопсиса (если конкретное издательство не требует иного) – две-три страницы, набранные стандартным шрифтом 12 кегля через полтора интервала. Текст обычно набирается без отступов, без промежутков между абзацами.

2. В начале синопсиса рекомендуется дать общие сведения о романе (название, жанр, объем, кто автор и его контактная информация).

3. Синопсис всегда пишется в настоящем времени и в третьем лице.

4. Стиль синопсиса должен быть тем же, что и стиль книги, на которую он написан.

5. Синопсис должен дать ответ на вопросы: кто, что, где, когда, почему.

6. Синопсис должен ясно передать идею книги, основные конфликты. В нем прослеживаются только главные сюжетные линии. Эпизоды и детали даются лишь для установки общей атмосферы.

7. В синопсисе показываются только главные герои, которые очень коротко характеризуются. При необходимости упоминания второстепенных персонажей они обозначаются не именем, а словами-характеристиками или по отношению к главным героям (брат, учитель, начальник). Число упоминаемых по имени персонажей не должно превышать пяти.

8. Место действия романа в синопсисе не указывается, если оно не играет роли для сюжета.

9. В синопсисе обязательно пишется, чем заканчивается роман – никаких общих мест и головоломок!

10. История должна быть пересказана вкратце, с начала до конца. Общепринятое правило – один абзац для каждой главы книги.

11. Синопсис должен читаться также легко, как и рукопись.

И еще несколько советов специалистов.

1. Rina Grant: «Если по какой-либо причине к пакету документов не прилагается заявка, то синопсис следует закончить маркетинговой информацией о рукописи романа. Перечислите недавно вышедшие книги данного издательства, подобные вашей; объясните, чем ваша на них похожа и чем отличается. Упомяните, почему вы ее написали: например, на основании личного опыта или же вы являетесь специалистом в данной области». [8]

2. Rina Grant: «В качестве упражнения можно порекомендовать написание трех разных видов синопсиса: короткий – на 2-3 абзаца, средний – на 5-6 абзацев и большой – на полторы-две страницы. Это, во-первых, необходимость: всегда будет под рукой синопсис того размера, который требуется. Во-вторых и в-главных, написание разных видов синопсиса – это незаменимая, драгоценная литературная практика». [8]

3. Евгений Чернихович: «Ваше имя и название вашей книги помещайте в верхний правый угол каждой страницы. <...> Этот трюк поможет потом собрать ваш синопсис на редакторском столе». [7]

4. Евгений Чернихович: Если не можете начать писать синопсис, попробуйте сначала написать описательный абзац, вроде расширенной аннотации <...> а потом постепенно раскручивайте его в синопсис, не упуская ничего из важных моментов повествования и описаний главных героев. [7]

5. Catherine Spangler: «Если потребуется, сначала напишите длинный синопсис. Это будет неоценимый инструмент для написания книги. Как только закончите контур романа, можете возвратиться и оставить только то, что нужно для короткого синопсиса». [11]

Step Approach называет 10 главных ошибок в написании синопсиса, из которых наименее, на его взгляд, распространенная – неправильно выбранный стиль синопсиса, который, в частности, не соответствует стилю романа, требованиям издательства или просто написано скучно, схематично. «В хорошем синопсисе, автор рассказывает историю, словно другу за обеденным столом». [12]

Кроме этого, пишущие синопсис допускают следующие ошибки:

– концентрируются на первых трех главах романа;

– пишут с переменной интонацией, сбивая читателя с толку, какая же история в действительности;

– обращаются непосредственно к читателю, объясняя ему, что он должен чувствовать;

– игнорируют, интересы рынка, не показывая, для кого и для чего предназначена книга;

– пишут недостаточно эмоционально;

– упоминают слишком много деталей;

– оставляют вопросы без ответов;

– не добиваются, чтобы герои выглядели живыми;

– последовательно перечисляют несвязанные между собой предложения. [12]

Задача каждого, кто взялся за написание синопсиса, не допускать подобных ошибок. А для того, чтобы убедиться, что синопсис соответствует всем, предъявляемым к нему требованиям, необходимо положительно ответить на следующие вопросы:

– Привлекает ли внимание читателя вводный абзац?

– Ясно ли определены конфликты главных героев?

– Действительно ли герои романа вызывают интерес?

– Трогают ли они читателя, волнуют ли его?

– Выделены ли главные сцены, основные моменты книги?

– Все ли важнейшие конфликты разрешены?

– Использовано ли настоящее время?

– Исправлены ли грамматические, орфографические и пунктуации ошибки? [9]

И еще один немаловажный вопрос, который приходится решать автору: когда писать синопсис романа? На наш взгляд, это зависит, прежде всего, от самого автора, от того, как, в какой последовательности он привык работать над своей книгой.

Есть авторы, которые планируют роман прежде, чем начать его писать. В этом случае синопсис можно написать еще до книги, на основе ее плана. Писать такой синопсис намного легче, так как он не позволяет концентрироваться на деталях, которых еще нет.

Некоторые пишут синопсис перед каждой главой романа. Это помогает им в работе над книгой. Хотя в этом случае законченный роман часто не совпадает с синопсисом – книга начинает жить собственной жизнью. Но переписывать проще, чем составлять синопсис с нуля.

Писателям, пишущим «по вдохновению» трудно предположить, что случится в романе дальше (пока они не доберутся до этого). В данном случае синопсис пишется после того, как книга закончена или хотя бы, когда готовы три или четыре главы, которые, так или иначе, необходимо представить на рассмотрение редактору. Но тогда необходимо более-менее четко представлять продолжение и окончание романа.

Чаще всего синопсис пишется, когда роман уже завершен и необходимо его представление литературному агенту, редактору или на конкурс. Здесь свои сложности – умение пересказать свою книгу кратко и в то же время исчерпывающе, не отвлекаясь на детали, но эмоционально и интересно.

Но, когда бы ни писался синопсис, в любом случае он будет выполнять несколько функций:

– информационную (позволяющую агенту, редактору или жюри конкурса познакомиться с содержанием романа),

– издательскую (дающую художнику идеи по оформлению романа),

– рекламную (помогающую в написании рекламного текста),

– маркетинговую (являющуюся инструментом продажи романа).

Таким образом, написание синопсиса – дело сложное, но необходимое. При соблюдении вышеперечисленных условий, синопсис выполнит свою задачу – поможет книге быть изданной и найти своего читателя.

Вопросы и задания

1. Перечислите цели написания синопсиса.

2. Чем синопсис отличается от аннотации?

3. Каковы основные правила написания синопсиса?

4. Перечислите наиболее частые ошибки, допускаемые при написании синопсиса.

5. Напишите синопсис на данную статью.

Библиография

1. Словарь иностранных слов. В 4 т.– М.: Рус. Яз., 1988, – 608 с.

2. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: В 4 т.– М., СПб: Издание книготорговца-типографа М.О. Вольфа, 1882.

3.Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

4. Большая советская энциклопедия.М.: Советская энциклопедия.19691978.

5. http:// www.avtoram.com/

6. http:// www.journalist-pro.com/

7. http:// www.pishu.otkuda.to/

8. http:// www.rina-grant.livejournal.com/

9. http://www.fictionwriters.com/tips-synopsis.html

10. http://www.lindaneedham.com/synopsistips.htm

11. http://www.ntrwa.com/WT-Synopsis-Spangler.html

12. http://www.pammc.com/Synopsis.htm


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: