Ценовая дискриминация

Ценовой дискриминацией называют продажу по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем (с одинаковыми затратами), разным покупателям. Она возможна лишь при отсутствии совершенной конкуренции. Для осуществления ценовой дискриминации необходимо выполнение трех условий:

1) фирма должна обладать некоторой монопольной властью;

2) покупатели или продавцы должны быть легко идентифицируемы;

3) товар или услуга, в отношении которых осуществляется ценовая дискриминация, не может перепродаваться покупателями одного рынка покупателям другого.

Очевидно, что наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться. В сфере материального производства ценовая дискриминация сравнительно легко осуществима в том случае, когда различные рынки отделены друг от друга географически или посредством тарифных барьеров, так что перепродажа товара с «дешевого» на «дорогой» рынок связана с большими расходами.

А. Пигу определил три типа или степени ценовой дискриминации:

1. Совершенная ценовая дискриминация или дискриминация первой степени имеет место в том случае, если на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена, равная цене ее спроса, и весь излишек покупателя присваивается, таким образом, монополистом (выпуск автомобилей «Ролс-Ройс», когда каждый автомобиль делается под заказ конкретного покупателя, т. е. продается по максимальной цене спроса).

2. Продажа по разным ценам определенных партий продукции. На практике ценовая дискриминация второго типа часто принимает форму разного рода скидок. Например, чем выше объем поставки, тем выше предоставляемая скидка с цены или сезонный билет на железной дороге относительно дешевле разовых билетов и т. п.

3. Ценовая дискриминация третьей степени отличается тем, что за основу ее принимается не различие цен спроса на отдельные единицы товара, как это имеет место при дискриминации первых двух степеней, а разделение самих покупателей на группы с различными функциями спроса (сегментация рынка). В этом случае задача монополиста установить такие цены для каждой группы покупателей, которые максимизируют общую прибыль (в России гостиничные тарифы, входная плата в музеи для иностранцев значительно выше, чем для российских граждан; различная оплата на подписку специализированных журналов для индивидуальных подписчиков и для организаций или различные цены в музеи, кинотеатры для пенсионеров, студентов и других граждан).

В целом выпуск в условиях ценовой дискриминации выше, чем в условиях простой монополии, и приближается к тому же уровню, что и при совершенной конкуренции. Некоторые товары и услуги вообще не могли бы производиться без ценовой дискриминации при их реализации. Ценовая дискриминация также уменьшает различия в реальных доходах потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: