Ценообразование в условиях монополии

Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего субститутов (заменителей). При монополии понятия фирма и отрасль совпадают. На первый взгляд такая ситуация мало реалистична, в масштабе всей страны встречается весьма редко. Однако если взять более скромный масштаб, например маленький город, то ситуация, где наблюдается «чистая» монополия, будет довольно типичной (единственный аэропорт, одна железная дорога, одна электростанция, одна бензоколонка и т. п.). В этих условиях производитель полностью контролирует объем предложения, т. е. обладает монопольной властью и оказывает сильное влияние на цены.

Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монопсонией. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

Монополия - тип структуры рынка, который характеризуется следующими чертами:

1) на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;

2) нет близких заменителей продукта монополиста;

3) барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен (барьерами могут служить: получение исключительного права от правительства, например, государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции; имеющиеся патенты и авторские права, которые могут обеспечить монопольные позиции производителю; контроль со стороны монополиста всего предложения какого-либо производственного ресурса, примером могут служить художники, актеры, спортсмены, обладающие монополией на использование своих услуг; необходимость осуществления больших единовременных вложений в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть, например, затраты на создание специализированного оборудования; высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков);

4) отсутствие стратегического поведения.

Для монопольного рынка не характерна зависимость между рыночной ценой и объемом предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: