Дискуссия о понятии правоотношения

В юридической литературе сложились два основных подхода в пони-мании правоотношения. Существует мнение, что правоотношение -- это общественное отношение, урегулированное нормами права. Другое мнение сводится к тому, что правоотношение является общественным отношением особого рода (правовая форма общественного отношения)

Правоотношение -- юридическая связь между субъектами этого от-ношения.

Через правоотношение осуществляется регулирование фак-тического общественного отношения. Правоотношение -- это не фак-тическое, а юридическое общественное отношение. Между юридичес-ким и фактическим общественным отношением существует тесная и непосредственная взаимосвязь. Правовая норма конкретизируется в юридическом отношении, которое при наличии оснований, предус-мотренных законом, возникает между конкретными субъектами. И за-тем это юридическое отношение воздействует на фактическое общест-венное отношение. Если поведение субъектов является правомерным, то между юридическим и фактическим отношением существует единство. Однако в тех случаях, когда субъекты не выполняют требования право-вых норм, между юридическим отношением (правоотношением) и тем фактическим отношением, на которое оно должно оказывать воздей-ствие, появляется противоречие. Содержанием общественного отноше-ния является поведение его участников. Если это поведение отклоняется от требований правовой нормы, то и само общественное отношение отклоняется от своей модели -- юридического отношения. Таким обра-зом, общественное отношение является объектом правоотношения.

Правоотношение -- урегулированное нормами права волевое общественное отношение, выражающееся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами -- носите-лями субъективных юридических прав, обязанностей, полномо-чий и ответственности -- и обеспечиваемое государством.

Признаки правоотношения:

1. Представляет собой разновидность общественного отноше-ния, социальную связь. Правоотношения складываются между людьми или коллективами как субъектами права по поводу со-циального блага или обеспечения каких-либо интересов. Не мо-жет быть правоотношений с животными, растениями, предмета-ми. Отношения с ними есть, но не с помощью права. За негуман-ное отношение к собаке человек отвечает не перед собакой, а перед органами, стоящими на страже защиты животных.

2. Является идеологическим отношением -- результатом со-знательной деятельности (поведения) людей. Правоотношения не могут возникать, не проходя через сознание людей: нормы пра-ва не могут повлиять на человека, его поведение, пока содержа-ние правовых норм не будет осознано людьми, не станет их правосознанием.

3. Является волевым отношением, которое проявляется в двух аспектах:

а) в воплощении в нём воли (интереса) государства, поскольку правоотношение возникает на основе правовых норм;

б) в воплощении в нём воли (интереса) участников правоот-ношения -- они связаны предметом интереса, достижением его результата.

4. Возникает, прекращается или изменяется, как правило, на основе норм права в случае наступления предусмотренных нор-мой фактов. Правоотношения выступают как способ реализа-ции норм права, или иначе: нормы права воплощаются в право-отношениях, происходит их индивидуализация применительно к субъектам и реальным ситуациям. В нормах права уже заложе-ны правоотношения, но в абстрактной форме.

5. Имеет, как правило, двусторонний характер и является особой формой взаимной связи между конкретными субъектами через их права, обязанности, полномочия и ответственность, ко-торые закреплены в правовых нормах. Одна сторона имеет строго определённые субъективные юридические права (уполномоченная сторона), на другую возложены соответствующие субъек-тивные юридические обязанности (обязанная сторона). Полно-мочия -- прерогатива государственных органов и должностных лиц. Юридическая ответственность -- элемент вторичного ха-рактера, который реализуется в результате совершенного право-нарушения. Основное содержание правоотношений -- субъек-тивное юридическое право и субъективная юридическая обя-занность.

Степень конкретизации сторон может быть различной:

а) точ-но определена обязанная сторона;

б) точно определена только уполномоченная сторона, а круг обязанных лиц не определен;

в) точно определены обе стороны.

6. Охраняется государством, обеспечивается мерами государ-ственного воздействия. В большинстве случаев субъективные права и юридические обязанности осуществляются без приме-нения мер государственного принуждения. В случае необходи-мости заинтересованная сторона может обратиться в компетент-ный государственный орган, который выносит решение (акт применения права) с четким определением прав и обязанностей сторон. Возможность государственного принуждения создаёт режим социальной защищенности, безопасности, законности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: