Проблемная ситуация, проблема, виды проблем. Творчество как процесс постановки и решения проблем

Пробле́ма — положение, объект, который создаёт затруднение, побуждает к действию и связан с избыточностью или недостатком чего-либо для сознания субъекта, например: процессора (движителя, калькулятора, компьютера, специалиста),знаний, ресурсов, регламента (упорядоченности, алгоритма, программы) и побуждает к действию или ограничивает его и соответственно неразрешён или нежелателен. В природе, вне деятельности человека, проблемы находят естественное разрешение и в последовательности движения форм материи есть этап в наблюдениях формализуемый человеком. Отличие природного процесса, разрешение проблемы как результат законов природы. Сущность проблемы для человека такова, что требует анализа, оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа (решение проблемы) с проверкой и подтверждением опытом. В природе это: вода течёт вниз, ветер качает деревья, вода камень точит. и др., что естественно и непротиворечиво. Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения (степень неопределённости). Неопределённостью проблема отличается от задачи. Совокупность возможных вопросов взаимосвязанных объектом рассмотрения называется проблематикой.

Проблемная ситуация:

1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы;

2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания.

П. с. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в П. с. осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в "окружение" субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредствующему своей активностью развитие индивида. П. с. является одним из центральных понятий проблемного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: