В науке

Наука есть деятельность человека по выявлению проблем незнания (производства знания),а,соответственно контроля,прогнозирования,управления явлениями, процессами, событиями. Следует отличать научную деятельность от научного знания. Научной деятельностью занимаются исследователи, а воспроизводством и систематизацией знания занимаются учёные путём образования (обучения). Подмена этих понятий есть проблема управления наукой. Задачи науки и образования различаются в производстве знания и производстве (воспроизводстве) образованных специалистов - учёных. Многие учёные-исследователи формируют школы, направления научно-практического характера.

Научная проблема — это осознание, формулирование концепции о незнании. Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению. При введении в культуру русского языка понятие «проблема» претерпело трансформацию. В западной культуре проблема - задача требующая решения. В русской культуре проблема - стратегический этап решения задачи, на идейно-концептуальном уровне, когда неявно множество условий, перечень которых может быть формализован и учтён в постановке задачи (перечень условий, параметров, краевые условия (предел значений) которых включены в условия задачи).

Чем сложнее объект рассмотрения (чем сложнее выбранная тема), тем больше неоднозначных, неопределённых вопросов (проблем) оно будет вмещать, и тем сложнее для формулирования задачи и для поиска решений будут проблемы, то есть проблематика научного произведения должна вмещать классификацию и расстановку приоритетов в направлении.

Проблема и проблематика не есть научное знание, но при формулировании дефиниций, тезауруса, идей, концепций выполняется основополагающая методология науки: описание, персонификация (поименование), классификация проблем, задач, направлений, объектов, что является постановочной частью (целеуказанием) для стратегии поисковых работ и практической проверке гипотез, концепций, идей.

47.

Теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза, теория и закон, выступающие вместе с тем как формы, "узловые моменты" построения и развития знания на теоретическом его уровне.

Проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) - ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему - необходимая предпосылка ее успешного решения.

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеют, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

Гипотеза - форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез: а) одни из них становятся истинной теорией, б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

Закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является:

А) объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей;

Б) существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия;

В) необходимой, ибо будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с "железной необходимостью" в соответствующих условиях;

Г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;

Д) повторяющейся, устойчивой, так как "закон есть прочное (остающееся) в явлении", "идентичное в явлении",

Их "спокойное отражение" (Гегель). Он есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях.

Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание - это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:

1. ощущение - отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;

2. восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;

3. представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

48.

Исследование международного права как самостоятельной системы целесообразно начинать с научного анализа категориального аппарата, составляющего основу любой науки.

Изучение правовых категорий имеет не только теоретическое значение, но и практическую ценность. А поскольку право в целом и его отдельные отрасли в частности развиваются по объективным законам бытия, оно обусловлено деятельностью человека и служит его интересам.

Анализ научных категорий предполагает определенный уровень абстракции. При этом не следует забывать, что отдельно взятые понятия, рассматриваемые с позиции философии, истории, социологии, общей теории права и других наук, не всегда отражают сущностную характеристику предмета исследования, равно как и рассматриваемые в синтезе, они вызывают множество дискуссий относительно истины определенного явления. Но поскольку достоверность знания обусловлена конкретной и системно-понятийной формой, научные категории «право», «правовая система», «система права» «отрасль права», «концепция», «доктрина», «научная школа» и др. целесообразно рассматривать с позиции системного подхода.

Научная категория «концепция» как базовый способ организации дисциплинарного знания представляет собой одну из разновидностей систем и обладает всеми присущими ей признаками. Она формируется из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов (общие принципы, универсальные, для определённой теории, философские законы, категориальный аппарат, применяемый к исследуемому объекту, и структура сферы международных отношений, к которой применяются все утверждения предложенной теории).

В науке концепция, основанная на общих принципах, может проявлять себя и как самостоятельная форма организации знания. Анализ её содержания, применительно к системе международного права позволяет исследователю выявить сходства и различия с близкими по смыслу и значению понятиями «теория» и «доктрина».

Так, что же принято понимать под категорией «концепция»?

Одно из значений, представленных в латинско-русском словаре, «conceptio, onis, f» — это соединение, сумма, совокупность, система.

Авторы энциклопедического словаря Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон полагали, что «концепция» и «понятие» — слова-синонимы. При этом категория «понятие» рассматривается как «логический термин, обозначающий известную ступень в развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводить представление объекта в том виде, в каком объект был воспринят сознанием; рефлективная деятельность ума, разлагая объект на сумму его качеств и подмечая общие объектам качества, создаёт некоторое общее представление, которое обозначается словом».

Можно предположить, что основанием для таких рассуждений послужила научная категория «концепт» (от лат. conceptus — понятие) — «содержание понятия, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения».

Каждый концепт, выступая основным и самостоятельным элементом в определённой области знаний, занимает обоснованное положение в иерархии понятий (общее, частное, единичное, особенное), взаимодействует с ними и функционирует в режиме «понимания-объяснения». Его характерными особенностями являются персонификация (авторство), обобщённость и динамизм.

В научном знании концепты, взаимодействуя между собой, образуют структуры, которые объединяются в целостную самостоятельную систему — концепцию, исследование которой пред-полагает обращение к общей теории систем.

Характеризуя совокупность научных знаний как самостоятельную систему, Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон в начале ХХ в. отмечали, что «система» — это «соединение однородного знания в одно целое. Основанием для такого соединения служит одно какое-либо начало или принцип. Возможность системы дана в отношениях подчинения и разделении понятий, необходимых ей — в единстве мышления, которое не успокаивается, пока не подведёт разнообразные сведения в различные группы научного знания, а последнего не объединит в цельной единой философской системе».

Категория «система» представлена в литературе множеством определений. Только В.Н.Садовский приводит их около 40, в которых система определяется через понятия «элемент», «целое», «управление» и т. д. При этом следует учитывать, что «дефиниций может быть много, ибо много сторон в предметах».

В самом широком смысле система представляет собой комплекс взаимодействующих тем или иным образом компонентов.

В узком смысле система — это целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах.
Как правило, системы (в данном случае — социальные) выступают в виде сложных образований с характерными для любой из них признаками, среди которых принято выделять:
целостность;
наличие двух и более типов связей (пространственных, функциональных, генетических и др.);
структуру (организацию), наличие уровней и иерархии уровней;
управление и организацию;
цель и целесообразный характер;
функционирование и развитие.

Применительно к теоретическим знаниям «система» и «концепция» — близкие по значению научные категории.

Так, например, составители Большого немецкого энциклопедического словаря определяют концепцию — «Konzeption» — как совокупность, учение, программу действий, ведущий замысел, представление о чём-либо.

В то же время в российских отраслевых словарях — «концепция» (от лат. conceptio — понимание, система) — это «определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения, на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения. Термин «концепция» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научном, художественном, техническом, политическом и других видах деятельности».

В современном понимании «концепция» — это система взглядов, выражающая определённый способ видения («точку зрения»), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и преследующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующиеся в определённый замысел на практике. Концепция выступает основополагающим способом оформления, организации, развития научного знания и составляет часть культуры. А поскольку многообразие окружающей нас действительности связано с многообразием культуры как одной из форм познания и деятельности индивида, постольку многочисленно как содержание концепций, так и их объектов. Подтверждением этого тезиса служат:
концепции естественного права и позитивного права, научно обоснованные философами Древней Греции;
концепция международного права — «ius gentium», предложенная юристами Древнего Рима и получившая своё развитие в трудах теолога Ф.Аквинского (XIII в.) и голландского юриста, Г.Гроция (XVII в.);
концепция «правового стиля», предложенная немецким учёным К.Цвайгертом для классификации правовых систем;
концепция «идеологического и юридико-технического критериев», предложенная известным французским учёным Р.Давидом для классификации правовых систем, и др.

Возникновение концепций связано не только с именами их создателей, но и с системой ценностей, определяемой социумом в конкретный исторический период. Поэтому,выработка новых знаний относительно какого-либо объекта представляет важность как для индивида, так для группы людей и человечества в целом. Создавая концепции, авторы (или группа авторов — единственные, кому известен их исходный замысел) стремятся постичь сущность исследуемого объекта. Он рассматривается с позиции возникновения или исчезновения, кратковременности или продолжительности существования, а полученные результаты (независимо от результата — положительного или отрицательного), как правило, выражают в форме утверждений. Объектом, который становится предметом реконструкции в концепции, может быть процесс (в рамках настоящего исследования — социальный) любого масштаба. Достоинство концепций состоит в том, что они совершенствуют методологию, развивают научные категории, формируют фундаментальные идеи, определяют тенденции развития исследуемых явлений и создают возможность целостного восприятия окружающей действительности. Многочисленность концепций свидетельствует об их взаимодействии, которое проявляется в новых интеграционных качествах, отсутствующих в от-дельно взятых элементах (частях) системы.

Дисциплинарные концепции, функционирующие самостоятельно или во взаимосвязи, совершенствуют формы познания и открывают панораму гиперпространства, но при этом они могут ограничивать эти формы посредством догматических подходов к определенным объектам. Дог-мы выступают связывающими, интеграционными подсистемами концепций. Систематизированные и глубоко проработанные, они преследуют конечное достижение цели. В подобных случаях термин «концепция» заменяют близким ему по значению термином «доктрина» — (лат. doctrina — учение, наука) — «совокупность признанных научных или официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления чего-либо».

Догматизм любой доктрины проявляется в её идеологической и политической направленности. Именно с этих позиций составители Дипломатического словаря характеризуют внешнепо-литическую доктрину государства. К этому виду относятся доктрины: Монро (1823), Стимсона (1931), Трумэна (1947), Хальштейна (1956) и др., основополагающие идеи которых периодически находят своё выражение в практике международных отношений.
К числу наиболее известных доктрин концепции международного права относятся доктрины:
«о праве справедливой войны» (Г.Гроций, 1625);
«о вечном мире» (И.Кант, 1795);
«внешнего государственного права» (Г.В.Ф.Гегель, 1821), «господства права» Rule of Law (первая половина XIX в.) «реализма» (Р. фон Иеринг, вторая половина XIX в.), «признания государств» (Р. фон Иеринг, А.Лассон, Ф.Цорн, вторая половина XIX в.);
«мирового вселенского права» (Э. Ламбер и Р. Солейм — 1900 г.), «возникновения международно-правовой ответственности из деликтов» (А.В. Гефтер, 1904) и др.

Авторы словаря «Война и мир в терминах и понятиях», обращая внимание на догматические механизмы концепций, проводят различие между научными категориями «концепция» и «доктрина» исходя из продолжительности их действия. Первая из них, как совокупность теоретических и практических установок, принимается на определённый период времени, вторая предусматривает достаточно длительный срок. В этой связи следует учитывать, что подход научного коллектива обусловлен объектом концепции — отношениями, связанными с вооружёнными конфликтами международного и немеждународного характера (военная доктрина).

В современной науке международного права наблюдается тенденция к отождествлению понятий «концепция» и «теория». В этих случаях авторы намеренно подчёркивают такие при-знаки, рассматриваемых ими теорий, как их «неполнота», «нестрогость» и т. д. Содержательная часть концепции при таких подходах редуцируется в соответствие с фундаментальной логической схемой: общие принципы, универсальные для определённой теории, → философские законы → категориальный аппарат (базисные концепты), применяемый к исследуемому объекту, → структура сферы, международных отношений, к которой применяются все утверждения предложенной теории.

Например, противоречивость мнений о системе источников международного права, выраженных немецкими учёными в теориях, которые не получили широкого признания по причине неубедительной аргументации, т. е. «неполноты» и «нестрогости». К их числу относятся теории: консенсуса; признания действительности международного договора на принципе res inter alios acta nec nocere nec prodesse potest (договор не создаёт прав и обязанностей для третьих государств); слияния; исключительности международно-правового обычая; спонтанного правотворчества; opinio iuris; новая теория консенсуса.

Достаточно убедительно «неполнота» теорий как разновидностей концепций, имеющих идеологическую и политическую направленность, проявилась в отношении правосубъектности немецкого рейха. После окончания Второй мировой войны и создания на территории немецкого рейха двух немецких государств — ФРГ и ГДР — в научных кругах развернулась острая дискуссия относительно вопроса — ликвидирован немецкий рейх или продолжает своё существование? Сторонники первого подхода выдвинули теории об уничтожении немецкого рейха как субъекта международного права (теория оккупации и теория разделения). Приверженцы второго предложили теории основного государства, идентичных частей, «сжатого» государства и «мансардного» государства. До настоящего времени вопрос остаётся открытым, а теории продолжают существовать и находят выражение во внешней и внутренней политике ФРГ.

В науке концепция, основанная на общих принципах, может проявлять себя и как самостоятельная форма организации знания. Это теоретическое положение можно проиллюстрировать на примере противоречивого характера суверенитета как одного из основных признаков государства и научной дискуссии о взаимодействии международного и внутригосударственного права.

Например, при исследовании концепции суверенного равенства государств обнаруживается, что её содержание включает в себя (в виде подсистем) доктрины, теории и направления, раз-виваемые представителями научных школ. В самом общем виде эту модель можно представить следующим образом: общие принципы концепции, выраженные в формулах римского права:
«par in parem non habet imperium» («равный по отношению к равному не имеет власти»);
«par in parem non habet potestas» («равный по отношению к равному не имеет полномочий»);
«par in parem non habet jurisdictionen» («равный по отношению к равному не имеет юрисдикции»).

1. Доктрина суверенитета государства, в зависимости от вида, состоит из теорий: внутреннего, внешнего, реального, территориального, государственного, народного, ограниченного суве-ренитета и др. Эти теории взаимодействуют между собой посредством форм его ограничения: протекторат, кондоминиум, сервитут, территория под опекой, нейтралитет и др.
2. Доктрина иммунитета государства состоит из теорий абсолютного, функционального, ограниченного, дипломатического иммунитета. Различия и особенности теорий проявляются в видах иммунитета: государственной собственности, судебного, от предварительного обеспечения исков, от принудительного исполнения судебного (арбитражного) решения, от применения иностранного права.

В зависимости от того, какому виду суверенитета и иммунитета отдают предпочтение исследователи, они становятся сторонниками определенных теорий, в которых формируют направления и создают научные школы, одновременно выступая оппонентами по отношению к приверженцам других направлений и школ.

При сопоставлении подходов ученых о взаимодействиях двух систем — международного и внутригосударственного права — проявляются две подсистемы — монизм и дуализм.
Направления теории монизма:
радикальный монизм (А.Лассон, Ф.Цорн, Э.Кауфман и др.);
умеренный монизм (М. фон Зейдель, Г.Кельзен, Б.Симма, А.Фердросс и др.)
Направления теории дуализма:
объективный дуализм (Г.Еллинек);
радикальный дуализм (Д.Анцилотти, Р.Аго, Г.Трипель и др.);
умеренный дуализм (О.Кимминих, В.Рудольф и др.).
Вышеизложенный анализ содержания научных понятий «концепция» и «доктрина» в ме-ждународном праве позволяет исследователю выявить как сходства, так и их различия.

Сходства этих понятий состоят в том, что они:
а) представляют собой однородные по содержанию системы научно обоснованных взглядов на явления окружающей действительности;
б) выступают основополагающим способом оформления, организации, развития научного знания и составляют часть культуры;
в) выражают своё множество, содержание которого зависит от объекта;
г) возникают на основе системы ценностей, определяемой социумом в конкретный исторический период;
д) носят авторский характер;
е) совершенствуют методологию, развивают научные категории, формируют фундаментальные идеи, определяют тенденции развития исследуемых явлений и создают возможность целостного восприятия окружающей действительности.

Различия понятий проявляются:
а) в содержании. Концепция носит общий характер, доктрина — конкретный, догматический, предусматривающий достижение поставленной цели. и, как правило, имеет идеологическую и политическую направленность;
б) в продолжительности действия. Формируемые в концепции понятия и представления обусловлены конкретным историческим периодом. Доктрина, выступая одной из подсистем концепции, находящаяся во взаимодействии с другими элементами целостной системы, иногда по-рождает изменение одной или нескольких частей, а нередко и всей системы в целом. Именно эти качества позволяют, в определённых случаях, осуществлять замену двух понятий. А органичные связи между элементами способствуют тому, что при взаимодействии с внешней средой система выступает как единое целое, проявляя при этом самое важное для неё свойство — способ, которым она себя сохраняет».

Доктрина, обладая прогностической функцией, способна «продвинуть» содержащиеся в ней идеи за рамки конкретного исторического периода.

Таким образом, сравнение двух близких по значению научных категорий предоставляет возможность предложить следующее определение понятия «концепция международного права»: это система концептов, в которых выражены сущностные основы и сформирован конструктивный принцип науки международного права, с помощью которых индивид совершенствует формы по-знания международных отношений. Составляя часть культуры, она обусловлена системой ценностей, определяемой социумом в конкретный исторический период.

Предложенное определение является общим, поскольку сфера культуры и деятельности общества слишком многообразны. Поэтому, анализируя концепции, авторы часто ограничиваются перечислением их объектов и задач, связанных теоретической реконструкцией, которые позволяют выявить функции этого инструмента интеллектуальной деятельности индивида.

50.

В научной юридической литературе конца 90-х годов стал формироваться новый подход в оценке понятия «правовая доктрина», последователи которого предпочитают отходить от традиционно устоявшихся узко прикладных взглядов на данный культурно-правовой феномен.

/>

В этой связи представляется, что правовую доктрину государства могут составлять не только формальные источники права, а образовывать выработанная юридической наукой устойчивая и целостная система взглядов на проблемы правового развития государства и общества, их институтов и т.д.

Учитывая всю значимость рассматриваемого нами понятия «правовая доктрина», следует отметить, что в российской юридической литературе данная правовая категория должна иметь самостоятельное значение. В целях ее конкретизации мы, в рамках осуществляемого исследования, попытаемся представить существующие точки зрения на проблему «правовая доктрина» в систематизированном варианте. В этом смысле вполне можно говорить о том, что данное понятие в современной российской юридической науке употребляется в двух значениях: в широком и в узком смысле.

Нам представляется, что правовую доктрину в широком смысле слова можно отразить:

а) как важнейшую часть правовой системы российского общества, представленную в виде систематизированных и общепринятых идей, взглядов, концепций и представлений о праве, государственно-правовых явлениях, о процессе правового воздействия на общественные отношения и т.д., которые нашли свое отражение в правоположениях, имеющих нормативное содержание и выступающих регуляторами общественных отношений;

б) как складывающийся в государстве образ политико-правовой действительности, отражающий социальные потребности современного общества и устанавливающийся в виде конкретного единства права и государства, права и политики, права и духовно-нравственных начал, наконец, права и культуры;

в) как практическое воплощение политико-правовых преобразований, соответствующие идеалам, принципам и требованиям современного социального развития, способствующие воплощению данного идеала в правовое пространство государства, в силу чего данный идеал становится составляющей государственно-правовой действительности.

Правовую доктрину в узком смысле слова принято рассматривать в контексте такого базового понятия юридической науки как «источник права». Большинство отечественных ученых-правоведов придерживаются именно этой точки зрения.1 Между тем правовая система российского государства не признает правовую доктрину в качестве официального источника права. Вместе с тем, вряд ли найдется хотя бы один уважающий себя юрист- практик, будь-то следователь, прокурор или судья, который при необходимости вынесения правоприменительного решения, например, связанного с квалификацией преступления, не преминул бы заглянуть в комментированное законодательство - УК или УПК, отражают доктринальное видение учеными российского права и законодательства и, по сути, являющиеся неофициальными источниками права.

Исходя из изложенного, нам представляется, что рассматривать правовую доктрину в соответствии с ее назначением в российской правовой системе, необходимо с широкой точки зрения, что, в свою очередь предполагает ее категориальное обоснование.

В этой связи, можно предложить следующее определение правовой доктрины, которое, по нашему мнению, должно быть включено в категориальный аппарат современной юридической науки.

Итак, правовая доктрина представляет собой систему идей, взглядов и положений, основополагающего и концептуального характера, которые разрабатываются юридической наукой, опосредованы юридической практикой, и которые в силу этого имеют общезначимый характер для правовой системы, так как основываются на общепризнанных принципах и ценностях, отражают закономерности и тенденции государственно-правового развития, разделяются авторитетным мнением ученых-юристов и, таким образом, формируют определенный тип правопонимания, в соответствии с которым функционирует и развивается российская правовая система.

Исходя из предложенного определения, нам представляется, что рассмотрение правовой доктрины только лишь в качестве источника права, существенно сужает плоскости ее концептуального значения. Представляется, что правовая доктрина есть явление полиморфное. Это явление государственно-правовой жизни, а, значит, и явление, формирующее, прежде всего, правовую культуру данного государства и общества и являющееся своеобразным феноменом этого государства и общества.

В целях конкретизации понятия «правовая доктрина», нам представляется целесообразным рассмотреть, прежде всего, его содержательную сторону, раскрыть функциональное назначение правовой доктрины, а также определить ее место и роль как культурно-правового феномена в правовой системе российского общества.

Таким образом, изучение правовой доктрины в качестве правовой категории, занимающей самостоятельное место в понятийном аппарате современной юридической науки, предполагает ее рассмотрение в следующих аспектах:

а) анализ правовой доктрины с содержательной стороны;

б) анализ правовой доктрины с функциональной точки зрения;

в) анализ значения правовой доктрины как структурного элемента правовой системы общества.

Конструкта содержательной стороны характеризует правовую доктрину как комплексную системную категорию, включающую в себя следующие составляющие: правовые знания, правовые ценности, правовые догмы, правовые идеи, правовые традиции, и правовой опыт (практику), которые, в конечном итоге и определяют соответствующие модели правового регулирования в конкретном государственно-правовом пространстве.

В этой связи нам представляется необходимым в рамках осуществляемого исследования более детально рассмотреть каждый структурный элемент категории «правовая доктрина».

Правовые знания, как первый составляющий элемент правовой доктрины, представляют собой некую объективную правовую реальность, данную в сознании людей, которая в результате деятельности человека отражает и идеально воспроизводит закономерные связи познаваемых явлений и процессов.

Исходя из этого, представляется, что правовые знания включают в себя следующие составляющие: 1) определенные данные, способные повлиять на выбор человеком юридически значимого решения, действия или поведения; 2) навыки, умения и способности осуществлять определенные юридически значимые действия; 3) форма отношения человека к правовой действительности, направленная на получение новых данных, а также приобретение новых умений и навыков.

Представляя собой, таким образом, слагаемое из трех составляющих, правовые знания являются проверенный практикой результат познания правовой действительности, выражающийся в адекватном (т.е. верном) ее отражении в сознании людей.

На наш взгляд, правовые знания являются обязательным компонентом правовой доктрины, так как по своей сути они обращены к каждому человеку и основным своим назначением должны доводить нормативные предписания, дозволения и запреты. В том же случае, если человек (или коллектив) не знает права своего государства и руководствуется стихийно возникшими самостоятельными представлениями о праве (нормах, принципах, состояниях и т.п.), то это значит, что он ведет неправовую жизнь,1 а, следовательно, не может быть полноценным участником жизнедеятельности государства и общества.

Вторым составляющим элементом категории «правовая доктрина», на наш взгляд должны выступать правовые ценности. В соответствии с общепринятым мнением, ценностями называют все то, что вызывает к себе положительное отношение и что несет в себе благое или полезное содержание. Поэтому для большинства людей ценности предстают как безусловные, высшие принципы, а потому безоговорочно воспринимаются и разделяются всеми.3

Безусловно, многие ценности связаны с определенной исторической эпохой и составляют ее качественные особенности. На протяжении веков и тысячелетий их набор и характер неоднократно менялся. Часть ценностей устаревала и отходила в прошлое, другие переосмысливались, третьи возникали впервые. Вместе с тем, на протяжении всего развития социума сложилась определенная система ценностей, которая, на наш взгляд, всегда имела внеэпохальный характер и всегда сохранялась неизменной. Это такие ценности как справедливость, благополучие, порядок и безопасность, свобода, равенство, солидарность, демократия и многие другие. Теперь их принято относить к правовым ценностям, так как в современных реалиях все они приобрели правовое содержание.

Итак, правовые ценности представляют собой утверждаемые посредством официального признания и провозглашения (в ряде случаев — формально-юридического закрепления) идеальные целевые установки, на достижение которых направлено правовое регулирование. По своему характеру правовые ценности подразделяются на ценности с неизменным содержанием (так называемые общечеловеческие ценности) и ценности с изменяющимся содержанием, определяемые применительно к специфике конкретного исторического периода, переживаемого конкретным социумом. И в том, и в другом случае, правовые ценности определяют специфику эпохи, выступая ее своеобразным «кодом», в соответствии с которым формируется и развивается конкретная правовая система.

51.

Многие драмы и трагедии обусловлены неточным подбором понятий (терминов), неправильным определением их смысла. Некоторые аналитики говорят о том, что в современном мире происходит процесс, который можно назвать «понятийной катастрофой». Попов в своих книгах «О российских реформах» говорит о неправильном употреблении терминов, неправильном их понимании. Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо отдельный объект, явление или целый класс (группу) объектов (явлений). Формой существования понятия обычно является слово, термин, знак. Слово и понятие в обиходе используются, обычно, как синонимы, но строго говоря, это не совсем так. Слово – это форма существования понятия, поскольку одно понятие на разных языках м/б выражено разными словами. Например, на русском языке – город, град, на английском – сити, на немецком – штад. Одно понятие м/б выражено длинным словосочетанием, набором множества слов. Например, «Из скольки понятий состоит выражение: студент, изучающий логику на первом курсе?» – Здесь одно понятие, поскольку этим словом обозначается лишь один класс явлений. Если же слова друг с другом не объединены, то это несколько понятий. «Высокий светловолосый человек славянской внешности, одетый в черную куртку» — Одно понятие. В понятиях, обычно, выделяют две стороны: объем и содержание. Объем понятия – это совокупность предметов, явлений, обозначаемых определенным понятием (например, в объем понятия «город» входят все города, существующие в мире; в объем понятия «студент» входят все студенты мира). В объеме понятия можно выделить элемент понятия – это отдельный предмет или явление, имеющее все основные св-ва представителей класса явлений, обозначаемых определенным понятием (например, элементом понятия «студент» является каждый отдельный студент). В объеме понятия можно выделить т/ж часть объема понятия, т.е. разновидность какого-либо класса явлений, обозначаемую определенным понятия (н., частью объема понятия «город» является, н., российский город, волжский город, город-миллионник). Объем понятия здания: кирпичное, деревянное и т.п. Вторая сторона понятия – это его содержание. Содержание понятия – это система существенных отличительных признаков, св-в, класса явлений, обозначаемого опред. понятием (например, содержанием понятия «студент» является учащийся вуза, регулярная проверка знаний). Содержание многих понятий в общественных науках до конца очень трудно раскрыть. Отношениями между этими двумя сторонами понятия регулируются законом обратного отношения между ними. Из него следует – чем больше объем используемого понятия, тем меньше его содержание, тем меньше мы знаем о предмете, и, наоборот, чем меньше объем используемого понятия, тем больше его содержание, тем больше мы знаем о предмете (например, «Кто вы по соц. статусу? – Студент – Студенты бывают разные. Можно ли по конкретней? – Я студент – американец. – Нельзя ли поконкретней? — …имеющий богатых родителей). 2. Виды понятий 1. По объему понятия бывают: - единичные – в объеме только 1 элемент; - общие – в объеме не менее 2-ух элементов. 2. По содержанию понятия бывают: - конкретные – обозначают относительно самост. явления (н., планета, человек, закон); - абстрактные понятие – те, кот. обозначают отдельные св-ва, черты относительно самост. явлений (н., храбрость, совесть, труд, энергия, право). 3. По объему и содержанию вместе выделяются следующие виды понятий: - определенные – них нетрудно определить объем (н., студент); - неопределенные – у них объем установить невозможно, даже у конкретных (н., талантливый студент – талантливые м/б в разном). 3. Отношения между понятиями (!) Тексты, обычно, составлены из множества понятий и важно выяснить, насколько они родственны, т.е. совпадают по содержанию и объему. По содержанию понятия бывают в отношениях сравнимости и несравнимости. Сравнимые понятия – это те, у которых есть общее, объединяющее их так называемое родовое понятие (н., клен, тополь ель – дерево, растение). У несравнимых понятий такого родового понятия нет (н., студент (человек) и студенческий билет – (документ)). Сравнимые понятия по объему бывают в отношениях совместимости и несовместимости. В отношениях совместимости – те понятия, объемы которых хотя бы частично совпадают, имеется общий элемент (н., юрист, адвокат – часть юристов – адвокаты). В отношениях несовместимости – те понятия, объемы которых нисколько не совпадают (н., адвокат, прокурор, судья – адвокат не может подрабатывать судьей). Отношения между объемами понятий иллюстрируются, обычно, прямоугольниками, кругами Эйлера. 4. Логические операции с понятиями 1. Ограничение понятий – это использование вместо исходного понятия менее общего понятия, являющегося частью или элементом исходного (н., вместо «юрист» используется понятие «адвокат»; вместо понятия «адвокат» — «тольяттинский адвокат»; мужчина – высокий мужчина – высокий светловолосый мужчина — …лет 30-ти). Данная операция необходима для повышения содержательности текста, для того, чтобы знать больше об объекте. При этом все св-ва исходного понятия сохраняются. Пределом ограничения является единичное понятие (н., «РФ» как понятие нельзя ограничить). 2. Обобщение понятий – это использование вместо исходного понятия более общего (родового) понятия (н., студент – учащийся – человек; логика – наука – отрасль знания; искусство – культура). Ф-ии данной операции: - экономия времени на составление, чтение текста; - экономия полиграфических материалов; - введение в науку новых, более общих понятий; - сокрытие конкретной информации о предмете; - дипломатическая ф-ия. 3. Деление понятия (в обиходе – классификация или типологизация, категоризация) – это раскрытия объема понятия путем выделения его частей или элементов по опред. признаку, т.е. это перечисление разновидностей какого-либо понятия. Карьера ученого, эксперта во многом зависит от этой операции. Все кодексы законов содержат эту операцию (н., в ст.15 УК РФ перечисляются категории П-ий). Операцию деления понятия не нужно отождествлять с операцией деления реального предмета на части или стороны. Операция деления понятия состоит из 3 частей: - делимое понятие: дерево - элементы деления: хвойное, лиственное - основание деление – это признак, по которому выделяются элементы деления: структура листьев. Виды деления, т.е. проведение операции деления понятия «деления понятия»: - дихотомическое деление – это выделение в объеме делимого понятия только 2-ух элементов деления (н., человек: мужчина и женщина; совершеннолетний и несовершеннолетний). Главное достоинство – то, что трудно ошибиться при перечислении элементов деления. Недостаток – он выдает мало конкретной информации, может упрощать реальное положение дел. Дихотомическое деление существенно влияет на понимание всей жизни, мироздания и человека. Это стремление человека делить мир, общество на две противоположные сферы (н., уже в первобытном мире человек начал делить мир так: «они» и «мы»). Затем это перешло на схему «праведник – не праведник», «правоверный – не правоверный»; - недихотомическое деление – это выделение в объеме делимого понятия не менее 3-х элементов деления (н., студент-гуманитарий: студент-юрист, филолог, психолог; хвойное дерево: ель, сосна, кедр). Главное достоинство – оно позволяет получить более конкретные знания об изучаемом классе явлений. Оно позволяет показать начитанность, эрудицию. Недостаток – можно ошибиться при перечислении элементов деления или перечислить не все, или приписать лишнее. Разновидностью промежуточной между этими 2-мя видами деления является классификация в узком смысле слова – это подробное перечисление элементов, возможно, субэлементов, их распределение по вертикали и горизонтали в виде таблиц. Правила деления понятия: 1 – правило соразмерности – необходимо в важных ситуациях перечислить все элементы деления и не приписывать лишнее; 2 – правило деления по одному основанию – необходимо стремиться к тому, чтобы элементы деления выделялись по одному основанию, чтобы объемы элементов деления не совмещались, не пересекались. Нарушение этого правила: завещание: мое состояние разделить между студентами-отличниками родного юрфака и участниками художественной самодеятельности этого же факультета; 3 – правило непрерывности деления, или запрет на применение «скачков» в делении – необходимо до конца проводить деление на одном уровне и только после этого переходить к другим уровням. Нарушение: дерево: хвойное дерево, лиственное, сосна. 4. Определение понятия – это раскрытие содержания понятия путем перечисления существенных, отличительных признаков, свойств, класса явления, обозначаемого определенным понятием. Карьера ученого-обществоведа, особенно юриста во многом строится на этой операции. В общественных науках есть ряд важных понятий, которым даются весьма разные определения (н., культура, цивилизация, гражданское общество, религия, миф). Операция определения состоит из 2-ух частей: - определяемое понятие (левая часть, до тире, н., студент —) - определяющее (правая часть, после тире, н., это студент вуза). Определения бывают: 1 – эффективными – это те, которые позволяют четко отличить определенных класс явлений от других явлений, в т.ч. родственных. Наиболее удобным методом в таком случае является выделение родовых и видовых признаков определяемого класса явлений. Родовой признак указывает на принадлежность определяемого класса явлений к более широкому роду явлений. Видовой признак указывает на специфику указанного класса явлений (н., студент – это учащийся (родовой признак) вуза (видовой признак)). - неэффективными – это те, которые не позволяют четко отличить определяемый класс явлений от других явлений (преступление – это опасное деяние; студент – это учащийся). Для того, чтобы разработать точное, эффективное определение какого-либо понятия, необходимо исследовать содержательную сторону этого понятия. 2 – явные – это те, где четко выделены левая и правая сторона. Обычно такое определение дается в учебниках, законах, энциклопедиях, юридических словарях; - неявные как бы растворены во всем тексте. Правила эффективного определения: - правило соразмерности (взаимозаменяемости) – необходимо, чтобы объем определяющего понятия был равен объему определяемому. Пример нарушения: студент – это учащийся; - правило запрета на применение «круга» в определении – это запрет на использование одних и тех же терминов в левой и правой частях определения. Пример нарушения: гений – это человек с гениальными способностями; - правило однозначности – необходимо, чтобы определяющему понятию соответствовало только одно определяемое понятие, т.е. учащимися вузов назывались только студенты; наука стремится изгнать омонимы; - правило непротиворечивости – введение в науку нового определения понятия не должно противоречить содержанию всей научной теории. Пример нарушения: культура – это высшая духовная ценность человечества, а во всей теории включается и быт, и техника.

52.

Категории и понятия ТГП как ее основной познавательный инструментарий, их система

КПА-система общенаучных и частнонаучных категорий и понятий, образующий главный и исходный компонент познавательного инструментария общей ТГП. Правовые понятия-форма человеческого мышления, которая отражает в специфическом виде, специфическом виде свойства и черты явлений, процессов, состояний и отношений государственно-правовой действительности. Они выступают логико-языковой основой права, юридической науки и практики.Виды-общеправовые,межотраслевые,отраслевые. Правовые категории-предельно широкие правовые понятия, в которых отражаются существенные свойства и черты определяемого явления. Например,категория правовая система раскрывается через понятия право,правосознание,правоотношение. В процессе познания государственно-правовых явлений и процессов в ТГП используются не только общеправовые категории и понятия, но и категории и понятия других наук, в частности, философских – сущность, содержание, форма. От правовых категорий и понятий следует отличать правовые термины-слова или словосочетания, обозначающие смысловое значение правовой категории или правового понятия.Виды-общеупотребительные, специально-юридические, специально-неюридические. Категории и понятия в юриспруденции употребляются либо без указания их существенных признаков либо с указанием таковых. В последнем случае речь идет об определении правовых понятий – краткое раскрытие его содержания. Определения широко используются не только в юридической науке, но и в законодательстве. Так,например, определение понятия преступление в УКРФ позволяет отграничивать его от административного проступка.

53.

Понятия и их дефиниция. Правила определения понятий. Понятие есть мысль, выраженная в форме суждения, и как всякая мысль оно должно соответствовать отражаемой им объективной реальности. Объективной основой понятия могут выступать конкретные явления, процессы, их отдельные свойства, компоненты, связи, которые в логике обозначаются общим понятием «предмет». Предметом правовых понятий, таким образом, могут быть все правовые явления (норма права, механизм правового регулирования, правосознание, правоотношение и др.), правовые процессы (правотворчество, правоприменение, правовая деятельность, правозащита и др.), отдельные компоненты, свойства, связи этих явлений и процессов (гипотеза, диспозиция и санкция, нормативность, формальная определенность, ясность, иерархическая соподчиненность норм права и проч.). Содержание понятия составляет совокупность признаков, благодаря которой осуществляются обобщение и выделение предмета. Совокупность предметов, охватываемых понятием, понимается как его объем. Понятие может быть единичным, если его объем ограничивается отдельным конкретным явлением (например, Государственная Дума, Правительство РФ). Общее понятие характеризуется тем, что охватывает неопределенную совокупность (класс) предметов. Это понятия «правонарушение», «правоотношение», «норма права». Логика знает понятия и с нулевым объемом, но в правовой науке такие понятия почти не применяются. Содержание понятия отражается в его определении (дефиниции). Дать дефиницию — значит назвать совокупность признаков, составляющих содержание понятия. Определения понятий необходимы и важны, поскольку они позволяют уточнить и конкретизировать содержание, которое автор вкладывает в соответствующее понятие. Но в текстах, равно как и в разговорной речи, постоянное оперирование определениями было бы крайне затруднительным — пришлось бы многократно повторять одну и ту же мысль. Поэтому языковой формой понятия выступает не его определение, а термин — отдельное слово или словосочетание. Характерной чертой научной терминологии является ее однозначность — каждый термин обозначает строго определенное научное понятие. Смысл же термина раскрывается через определение понятия. Определения, в которых смысл термина раскрывается через перечисление внешних специфических признаков обозначаемого им предмета, в логике называются номинальными. Реальные определения — это определения, раскрывающие сущностные признаки, образующие содержание понятия и, соответственно, присущие отображаемому этим понятием предмету. Процедуру формулировки определения понятия следует проводить с учетом следующих логических правил. 1. Понятие должно раскрывать лишь основное содержание определяемого понятия. Не следует стремиться включать в определение все признаки определяемого понятия. Такой подход без особой необходимости увеличивает объем определения, делает его громоздким и, самое главное, вуалирует основные отличительные признаки определяемого понятия. 2. Определение должно быть соразмерным. Это означает, что объем определяемого понятия должен быть тождествен объему определяющего понятия, т. е. признаки, названные в определении, действительно должны соответствовать классу предметов, отображаемому понятием (А = А). 3. Определение не должно содержать круга. Логическая ошибка в виде круга в определении выражается в том, что понятие определяется через другое понятие, а оно, в свою очередь, определяется при помощи первого понятия, например: правоприменение — это деятельность компетентных органов государства, имеющих правоприменительные полномочия. 4. Определение должно быть четким, ясным, не допускающим двусмысленности. С этими целями рекомендуется, во-первых, использовать однозначно определенные термины, во-вторых, не употреблять метафор, эпитетов, иных образно-художественных средств, которые усиливают образность понятия, но создают предпосылки для неоднозначного понимания определяемого понятия. 5. Запрещается определять одно неизвестное через другое неизвестное. Одной из распространенных ошибок, допускаемых в определениях, является попытка раскрыть содержание понятия через другое неизвестное понятие. Так, оперативно-розыскная деятельность определяется как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Из этого определения читатель ничего нового для себя не почерпнет. Если он не имеет представления об оперативно-розыскной деятельности, то еще меньше знает об оперативно-розыскных мероприятиях.

54, 55.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: