Юридическое понимание государства возможно только в рамках юриспруденции. В качестве объекта институциональной юриспруденции в настоящей работе понимаются нормы права, или, что то же самое в смысле институциональной юриспруденции, - социальная деятельность, социальная практика в соответствии с нормами права. То есть государство понимается (институционально-юридически) как социальная деятельность в публично-властной сфере, подчиненная правовым нормам (в том смысле, как они понимаются в настоящей работе). В этом аспекте государство выступает как правовой институт (система институтов).
Одно из главных положений настоящего диссертационного исследования заключается в том, что юридическое понятие государства как социальной реальности возможно только при использовании институционального подхода1. В институциональной юриспруденции государство рассматривается как социальные (публично-властные) институты правового типа. Критерием правового характера институтов в настоящей работе признается выражение в этих институтах принципа права (формального равенства, т.е. равенства в свободе), воплощение в этих институтах правил, обеспечивающих равенство в свободе, позволяющих защищать права и свободы индивида.
|
|
Это положение диссертации не противоречит тому факту, что государство - очень сложный многомерный объект. «Много-ликость, многомерность государства, — пишет Л.С. Мамут, - факт, доступный непредвзятому наблюдению. Государство впрямь полиструктурно и полифункционально. Это давало и дает поводы для выдвижения огромного количества его определений».
Следовательно, возможно не только институциональное рассмотрение государства. Например, с позиции требования законности государство можно рассматривать в рамках концепции правового закона. Кроме того, можно исследовать государство как объект, складывающийся из трех элементов: субстанционального (нация), территориального и институционального. С этой точки зрения можно различать государство как сложный многомерный объект и государственность как институциональный аспект или элемент государства («государство как институт», «институты государственности»). В то же время нельзя не признать, что именно государственность делает остальные элементы элементами государства, а не общества.
Однако необходимо подчеркнуть, что государственность демонстрирует публично-властные институты не только правового типа, но и институты интервенционистские, перераспределительные, нарушающие правовое равенство. Последние существуют в любом типе государства; даже то, что в либертаризме называется правовым государством, означает, что правовые институты доминируют, но при этом существуют и перераспределительные институты.
|
|
Таким образом, рассматриваемый здесь вопрос о правовых и неправовых институтах государственности - это не вопрос о законности в организации и функционировании органов государственной власти, не о конституционных или законных основаниях той или иной правительственной политики. Это вопрос о том, какие функции институтов государственности следует признавать правовыми, т.е. соответствующими принципу права
Понятно, что, как объект, исследуемый юриспруденцией, наукой о праве, государство должно изучаться в том его проявлении, в котором оно выступает правовым институтом. Но юриспруденция как социальная наука не может изучать свой специфический объект (правовые нормы или институты), не имея надлежащих представлений об общем объекте социальных наук — социальной жизни (социальной деятельности, практики) в целом. И задача теоретической юриспрудещии, объяснительной науки — объяснять место, роль, функции права в масштабе целостной картины социальной жизни (социальной деятельности). В частности, теоретическая юриспруденция не может объяснять правовые институты государственности в отрыве от ее неправовых институтов, поскольку эти институты могут сталкиваться и конкурировать, особенно в условиях так называемого социального правового государства.
Исходя из либертарно-юридического понимания сущности государства, государство как объект можно рассматривать в нескольких равнозначных, взаимодополняющих вариантах. Нас интересует государство как институциональный правовой феномен.
76.
Современную экономику как науку отличает не границы ее предмета, а подход.
Экономический подход – это анализ исходя из четырех предпосылок: максимизирующего поведения, стабильности предпочтений, существования рынков, отсутствия акцента на материальной составляющей человеческой жизни.
Максимизирующее поведение – это максимизации функций полезности или богатства все равно кем – человеком, семьей, фирмой, общественной организацией, правительством.
Стабильность предпочтений – это неизменность предпочтений с ходом времени и их близость у богатых и бедных и даже среди людей, принадлежащих к разным обществам и культурам. Речь идет о таких основополагающих объектах выбора как здоровье, престиж, чувственные наслаждения, зависть, надежда, страх.
Существование рынков – это координация с разной степенью эффективности разных участников таким образом, что их поведение становится взаимосогласованным.
Отсутствие акцента на материальной составляющей человеческой жизни – это рассмотрение максимизирующего поведения по отношению к полезности и не сведения её к денежным формам. Поэтому экономика применима не только ко всем аспектам человеческой жизни в семье, но и к биологическому миру в целом.
Следствия.
Концептуальное единство эмоционально нейтральных решений (покупка ручки) и пробуждающих сильные эмоции решений (выбор супруга).
Несущественность факторов полноты информации, отсутствия транзакционных издержек, осознания стремления к максимизации для обоснования экономических решений.
Универсальность экономического подхода – он применим ко всякому человеческому поведению, способен интегрировать множество его разнообразных форм.
Поэтому экономика и может изучать, на первый взгляд, не экономические проблемы. Например, любовь, брак, эгоизм, альтруизм, и даже такие проблемы как "завязывание" и "запои". Перечисленное - названия разделов работ экономистов, работающих в данном направлении. Самый известный среди них – лауреат Нобелевской премии по экономике профессор Чикагского университета Гэри Беккер.
|
|
Экономика -это не то "что она изучает". Экономика – это не то, "чем она изучает". Экономика – это то, "как она изучает". В таком случае полное право на существование имеет экономический словарь неэкономических понятий.
77.
Основные типы понимания права: юридический позитивизм (нормативизм), Кельзин, - совокупность норм, установленных и санкционируемых гос-вом. Социологический позитивизм Иеринг, Эрлих, Муромцев - концентрирует внимание не на формально установленной в законе норме, а на тех нормах, которые осуществляются в реальной жизни. Действующие в жизни правила поведения либо складываются в объединениях людей (семья, племя, населенный пункт) пользующихся признанием гос-ва, либо создаются решениями судов или административных органов. Иеринг – право есть защищенный интерес. А интерес в собственности и власти. Цель права обеспечить условия существования человека, а это можно сделать с помощью собственности и власти. Теории естественного права - выводят право из божественной воли, природы человека и общества или разума. Считается, что ест. пр. не зависит от гос-ва, возникло до него и существует рядом с ним и над ним. Философское понимание права - это некий принцип лежащий в основе всего права. Идея права – есть равная мера свободы. Свобода должна быть ограничена свободой других. Категорический императив Канта - поступай с другими, так как хочешь, чтобы поступали с тобой. Первые два подхода - реалистические концепции, вторые два метафизические.
Представители указанных подходов часто вступают друг с другом в спор, что их подход самый верный. В то же время сейчас прослеживается тенденция к сближению различных типов понимания права и понимание того что их не обязательно противопоставлять друг другу. Так широкое понимание права (или интегративный, интегральный подход) является тенденцией к сближению (ТГП Мартышин). Профес. Лазарев считает, что для более глубокого познания права полезны все определения, если они отражают хотябы какую то сторону, часть, часть права.
|
|
Под правом понимается не только юридические нормы, но и возникающие в соответствии с этими нормами общественные отношения и представления о том каковы должны быть эти нормы (правовое сознание). Мальцев определял право как совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организаций, контроля и защиты человеческого поведения. В соответствии с интегративным подходом право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль.
Широкое понимание права предполагает полный набор правовых явлений: нормы, реальные отношения, идеи. Но все составные части такого понимания права должны находиться в гармонии друг с другом, т.е. реальные отношения и решения органов гос. власти полностью должны соответствовать нормам, а в основе и того и другого должно лежать единое представление о праве. Но к сожалению они не совпадают и вступают в противоречия. Представления о праве могут противоречить законам и практике. То, что одни считают справедливым, не признается другими. Именно этими противоречиями и объясняется существование различных подходов к пониманию права. Следует признать, что право представляет собой многоплановое явление, не поддающиеся единому определению. Четыре основных типа понимания права основательны по-своему, но взятые по отдельности раскрывают одну сторону права.
Лапаева: Наряду с рассматриваемыми в рамках нашей классификации типами правопонимания, развивающимися в русле классических представлений о праве, в последние десятилетия становится все более популярным интегральный (синтетический) подход к правопониманию. Речь идет не вообще о так называемой интегральной (общей, синтезированной) юриспруденции, с позиций которой право как полисемантическое явление должно рассматриваться в качестве «сложноорганизованного и многофакторного объекта познания, находящегося в состоянии динамики и постоянного обмена познавательными ресурсами и обобщениями между различными правоведческими подходами», а об интегральном правопонимании, ориентированном на выработку такого понятия права, которое представляло бы собой синтез различных типов правопонимания. Поиски подобного типа правопонимания составляют уже довольно устойчивую традицию как в западной, так и в отечественной
правовой мысли. В числе наиболее заметных сторонников данного подхода обычно называют Б. А. Кистяковского, П. А. Сорокина, А. С. Ященко, Г. Д. Гурвича, Дж.Холла, Г. Бермана В российской испруденции попытка интегрального право-понимания была предпринята уже К. А. Неволиным в его «Энциклопедии законоведения» (1839–1840) — первом собственно юридическом исследовании философско-правовой проблематики в России.В этой работе автор (который, кстати, был одним из немногих русских слушателей лекций Гегеля в Берлине) стремился осуществить «синтез универсализма и индивидуализма (объективного и субъективного направлений, по его терминологии — В. Л.), общества и личности, права и нравственности, права и политики»1 и на этой основе преодолеть противопоставление естественного и позитивного права. В дальнейшем интерес к выработке интегрального право-понимания в России в значительной мере был связан со стремлением увязать в рамках единого понятия права индивидуалистическое личностное начало, в котором проявляется стремление человека к свободе, с социальным началом, в основе которого лежит идея социальной справедливости.
78.
Метод общей теории права и методы отраслевых юридических наук. Понимание метода правовой науки как совокупности правил, принципов познания, определяющих рациональный путь движения к достоверным знаниям о предмете и объекте правовой науки, разделяется не всеми российскими правоведами. В отечественной юридической литературе по этому вопросу излагаются различные воззрения. По мнению одних авторов, специфический метод правовой науки может быть представлен только ее теоретико-понятийным аппаратом, а общие и специальные методы лишь применяются учеными-юристами, но не разрабатываются ими. Другие авторы полагают, что метод правовой науки составляют как правила, принципы познания, так и ее понятийный аппарат: понятия, категории, принципы. Методологический арсенал теории государства и права достаточно сложен. Он включает различные по степени общности и познавательным задачам приемы, в том числе: всеобщий философский метод. Его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях, этапах научного познания; общие методы — анализ, синтез, абстрагирование, системно- структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, которые, как и философский метод, используются во всех конкретных науках, однако сфера применения которых ограничивается решением определенных познавательных задач; специальные методы правовой науки. Их составляют способы, приемы, которые первоначально были разработаны представителями неюридических наук, а затем использованы юристами для познания политико-правовых явлений. Это статистические, конкретно-социологические, психологические, математические методы; частные методы правовой науки. Они были разработаны юристами для познания политико-правовых явлений и могут применяться только в пределах правовой науки. К их числу относят методы толкования права, сравнительный правовой метод и некоторые другие. Таким образом, общие, специальные и частные методы, используемые для познания объекта и предмета науки, сообразно стадиям, этапам познания, на которых они применяются, образуют следующие четыре группы: методы сбора эмпирической информации (методы толкования права, наблюдения, анкетирования, тесты и др.); методы обобщения (сравнительный правовой, статистический анализ, моделирование и т. д.); догматический метод, включающий совокупность общих логических методов (сравнения, аналогии, анализа, синтеза, абстрагирования); методы системных исследований (системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному). Названные методы, находясь во взаимосвязи, образуют целостную систему — теоретический метод. Он является основным для теории государства и права, поскольку позволяет раскрыть предмет данной науки во всей его полноте и всесторонности.
79.