Глава 22. Злой смех. Смех циничный

Объяснение доброго смеха помогает понять и определить

его противоположность - злой смех. При добром смехе

маленькие недостатки тех, кого мы любим, только оттеняют

положительные и привлекательные стороны их. Если эти

недостатки есть, мы их охотно прощаем, При злом смехе

недостатки, иногда даже мнимые, воображаемые и присо-

чиненные, преувеличиваются, раздуваются и тем дают пищу

злым, недобрым чувствам и недоброжелательству. Таким

смехом обычно смеются люди, не верящие ни в какие бла-

городные порывы, видящие всюду одну только фальшь и ли-

цемерие, мизантропы, не понимающие, что за внешними

проявлениями хороших поступков кроются настоящие хо-

рошие внутренние побуждения. Этим побуждениям они не

верят. Благородные люди или люди с повышенной чувстви-

тельностью, с их точки зрения, - глупцы или сентимен-

10 См. аналогичную мысль: Жан Поль, 152. - Ред,

158

тальные идеалисты, заслуживающие только насмешек. В от-

личие от всех других рассмотренных видов смеха этот ни

прямо, ни косвенно не связан с комизмом. Такой смех не

вызывает сочувствия.

Таким смехом часто смеются, например, женщины, кото-

рых жизнь обманула или которые считают себя несчастны-

ми, хотя несчастья может и не быть. Такой смех мнимотрагичен,
иногда - трагикомичен. Хотя такой вид смеха не порожден комизмом,
он сам по себе может оказаться смешным и легко может быть осмеян
на тех же основаниях, на каких вообще осмеиваются человеческие недостатки.

Именно такой смех высмеял Чехов в своей драматической

шутке «Медведь». Героиня его - вдова, оплакивающая му-

жа, запершаяся в своей квартире, ненавидящая и прези-

рающая весь мир, в особенности мужчин. Комизм состоит в

том, что вся эта мизантропия наиграна, что за ней не кро-

ется никакого настоящего чувства. К ней в дом врывается

кредитор, и создается конфликт. Между ними происходит

спор о верности в любви.

«Она. Позвольте, так кто же, по-вашему, верен и постоянен в

любви? Не мужчина ли?

Он. Да-с, мужчина!

Она. Мужчина! (Злой смех.) Мужчина верен и постоянен в

любви!.,»

Ремарка «Злой смех» встречается в этой шутке еще раз.

Хозяйка уже понравилась гостю, и он ей об этом говорит.

«Он. Вы... мне нравитесь.

Она, (Злой смех.) Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я

ему нравлюсь! (Указывает на дверь.) Можете!»

Конфликт кончается долгим поцелуем и предложением

руки и сердца.

Чехов осмеял такого рода смех, но в жизни. он бывает

крайне тягостен. Этот смех никогда никого не заражает, он

- субъективное достояние тех, кто ему предается, растрав-

ляя свои душевные раны, Этот смех может стать объектом

159

комической трактовки, но сам он лежит вне области ко-

мизма. Психологически злой смех близок к смеху цинично-

му, И тот и другой виды смеха порождены злыми и злоб-

ными чувствами. Но сущность их все же глубоко различна.

Злой смех связан с мнимыми недостатками людей, цинич-

ный смех вызван радостью чужому несчастью.

Выше мы видели, что вследствие рассеянности, недостатка

внимания или неумения приспосабливаться к обстанош<е и

ориентироваться в ней, а иногда и чисто случайно с челове-

ком приключаются маленькие несчастья, которые у присут-

ствующих вызывают смех. Граница между маленькими не-

счастьями, которые могут вызывать смех, и большими не-

счастьями, которые смеха вызвать уже не могут, логически

не определяется. Она ощущается нравственным чутьем. Чу-

жая беда, безразлично маленькая или большая, чужое несча-

стье в черством человеке, неспособном перенестись в то, что

переживает другой, может вызвать смех, носящий циниче-

ский характер, Обычный, насмешливый смех тоже не ли-

шен оттенка жестокости. Но это только оттенок. Здесь не

так. Смеются над больными и старыми, которые не могут

встать или с трудом ходят, смеются, когда слепой наталки-

вается на фонарный столб, когда кто-нибудь больно расши-

бается, когда человек постигает глубокое несчастье (потеря

любви), смеются над резкими проявлениями физической

боли и т. д. Эта жестокость достигает своих пределов, когда

человека нарочно заставляют страдать и потом смеются над

ним. Частично такой вид смеха мы наблюдали уже в сказ-

ках о шутах. Цинизм подобных сказок смягчается тем, что в

сказке события слушателем воспринимаются как вымысел и

не соотносятся с реальной жизнью, Кроме того, жестокий

шутник в сказке чаще всего шутит над попом или барином,.

который, по народным представлениям, ни в каких случаях

ни малейшей жалости не заслуживает.

Хуже обстоит дело, когда такого рода смех используется в

кино, что имеет место в некоторых американских киноко-

медиях. Так, в комедии «В джазе только девушки» показы-

вается, как банда преступников врывается в автомобильный

160

гараж, всех работников ставит к стене и молниеносно рас-

стреливает из ручного пулемета. Это считается смешным.

Такого рода случаи с искусством не имеют уже ничего об-

щего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: