Глава 21. Добрый смех

Мы рассмотрели пока только один вид смеха. Характерно

для этого вида смеха наличие в нем прямой или скрытой

насмешки., вызванной некоторыми недостатками того, над

кем смеются, Это наиболее распространенный и часто

встречающийся вид смеха как в жизни, так и в искусстве.

Очевидно, однако, что это не единственный вид смеха и что

раньше, чем делать какие-либо выводы о природе смеха и

комизма вообще, надо рассмотреть по возможности все ви-

ды смеха,

Совершенно очевидно также, что смеются не только по-

тому, что открываются какие-то недостатки в окружающих

нас людях, но и по другим причинам, а по каким именно

- это и надо установить. Выше был приведен перечень ви-

дов смеха, данный Р. Юреневым. Перечень этот интересен

и богат, но он несколько беспорядочен и не преследует на-

учно-познавательных целей. Нет попытки классификации,

Исходя из наблюдений чисто количественного порядка,

можно установить, что насмешливый смех встречается чрез-

вычайно часто, что это основной вид человеческого смеха и

150

что все другие виды встречаются значительно реже. С точки

зрения формальной логики можно чисто умозрительно

прийти к заключению, что есть две большие области смеха

или два рода их. Один включает в себя насмешку, другой

этой насмешки не содержит. Такое распределение пред-

ставляет собой классификацию по наличию и отсутствию

одного признака. В данном случае она окажется правильной

не только формально, но и по существу. Такое различие де-

лается и в некоторых эстетиках. Лессинг в «Гамбургской

драматургии» пишет: «Смеяться и осмеивать - далеко не

одно и то же», Можно, однако, установить, что резкой, чет-

кой границы нет, что есть как бы промежуточные, переход-

ные случаи, и к ним теперь надо обратиться.

Выше мы видели, что смех возможен только тогда, когда

недостатки, которые осмеиваются, не принимают характера

пороков и не вызывают отвращения. Все дело здесь, следо-

вательно, в степени. Может оказаться, например, что недос-

татки настолько ничтожны, что они вызывают у нас не

смех, а улыбку. Такой недостаток может оказаться свойст-

венным человеку, которого мы очень любим и ценим, к ко-

торому мы испытываем симпатию. На общем фоне поло-

жительной, оценки и одобрения маленький недостаток не

только не вызывает осуждения, но может еще усилить наше

чувство любви и симпатии. Таким людям мы охотно про-

щаем их недостатки. Такова психологическая основа добро-

го смеха. К этому теперь и надо обратиться,

В отличие от элементов сарказма и злорадства, присущих

насмешливому смеху, мы здесь имеем мягкий и безобидный

юмор. «Термин юмор, - говорит Вулис, - незаменим,

когда автор на стороне объекта смеха» {Вулис, 19), Поня-

тие «юмора в эстетиках определялось неоднократно, В ши-

роком смысле под юмором можно понимать способность

воспринимать и создавать комическое. Но в данном случае

речь идет о другом. «Комическое и юмор, - пишет

Ник, Гартман, - конечно, тесно связаны друг с другом, но

ни в коем случае не совпадают; а также формально не па-

раллельны» (Гартман, б04). Юмор есть некоторое душевное

151
состояние, при котором в наших отношениях к людям мы

сквозь внешние проявления небольших недостатков угады-

ваем положительную внутреннюю сущность. Этот вид юмо-

ра порождается некоторым благосклонным добродушием.

Добрый смех допускает самые разнообразные оттенки и

формы своего проявления. Один из них то, что мы называ-

ем «дружеский шарж». Правда, те, на кого рисуют такие

шаржи, далеко не всегда бывают осчастливлены. Очень ин-

тересный случай рассказывает Иосиф Игин.

«У большинства актеров шаржи вызывали улыбки и шутки, и

лишь тетя Катя (так ленинградцы называли Е. П. Корчагину-

Александровскую) утирала платком слезы,

"Не может быть, - подумал я, - неужели она обиделась?"

Но она тронула меня за рукав и, всхлипывая, сказала:

'Ты, милок, не подумай; нас, актеров, зритель знает, пока мы

на сцене, пока мы живем, Ему надо напоминать о нас рисунками,

фотографиями... Рисуй нас, голубчик. Конечно, лучше, чтоб это бы-

ли не шаржи. Но что поделать, если ты по-настоящему не мо-

жешь!"» (Игин, 22).

Здесь дружеский шарж граничит с карикатурой. Настоя-

щего тепла в нем, конечно, нет, хотя автор и имел самые.

лучшие намерения. В этом смысле этот случай не типичен.

В большинстве же случаев добрый смех сопровождается

именно чувством душевного тепла. Величайшими мастерами

доброго юмора и его литературно-художественного вопло-

щения были Пушкин, Диккенс, Чехов, отчасти Толстой. Мы

не будем располагать материал в историко-литературном

порядке, а возьмем несколько показательных случаев.

Все знают, что смешны бывают дети, начиная от рожде-

ния и кончая годами отрочества. Это чувствовали и художе-

ственно передавали такие великие писатели, как Лев Тол-

стой и - в иных формах - Чехов. Толстой отнюдь не

юморист и не задается целью вызвать в читателе смех. Но

он вызывает в нем невольную улыбку,,улыбку сочувствия и

одобрений. Чеховские детские типы очень разнообразны.

Некоторые из них обрисованы трагически, как, например,

152

Ванька Жуков, который отдан в ученики к сапожнику и

пишет письмо на деревню о всех своих горестях. Горести

эти изложены детским, наивным и потому слегка смешным

языком, но содержание письма потрясает читателя своей

ужасающей правдой. Совершенно иной характер имеет, на-

пример, рассказ «Детвора», где показаны дети, играющие в

лото. Вот как описывается один из играющих мальчиков,

Гриша: «Это маленький девятилетний мальчик с догола ост-

риженной головой, пухлыми щеками и с жирными, как у

негра, губами». Другой, самый маленький, описан так:

«Алеша, пухлый шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и

пучит глаза на карты». Но Чехов не только описывает на-

ружность детей, но подробно вникает в их психологию и

характеры. Наружность в этих случаях не заслоняет, а рас-

крывает сущность, притом такую, которая вызывает в нас

не осуждение, а, наоборот, улыбку. Это касается даже не-

достатков. Описываемые Чеховым дети отнюдь не идеальны.

Гриша играет исключительно из-за денег. «Выиграв, он с

жадностью хватает деньги и тотчас прячет их в карман».

Сестра его Аня играет не ради денег, а ради того, чтобы

обыграть других, и страдает, когда выигрывает не она. Са-

мый маленький, Алеша, любит происшествия. «По виду он

флегма, но в душе порядочная.бестия»: он счастлив, когда

происходит драка. Все это с точки зрения заскорузлой педа-

гогики вовсе не идеально. Представителем такой педагогики

выведен Вася, ученик V класса. Вася, входя в столовую, где

играют дети, думает про себя; «Это возмутительно! Разве

можно давать детям деньги? И разве можно позволять им

играть в азартные игры? Хороша педагогика, нечего сказать.

Возмутительно» Но вскоре и он присоединяется к игре,

Над Васей Чехов смеется другим смехом, чем над детьми,

Так выясняется перед нами сущность доброго смеха, того

мягкого юмора, особым мастером которого был Чехов.

Можно ли в свете всего изложенного выше решить, поче-

му дети просто как таковые так часто бывают смешны? Мы

видели, что смех возникает при взгляде на внешнее прояв-

ление духовной и душевной жизни, причем внешнее прояв-

153

ление заслоняет собой внутреннюю сущность, которая при

этом оказывается неполноценной. При взгляде на детей

бросается в глаза яркость именно Внешней формы, Чем ко-

лоритнее форма, тем сильнее вызванный ею непроизволь-

ный комизм. Но внешние формы при этом не заслоняют

внутренней сущности, а, наоборот, раскрывают ее. Они со-

ставляют самую суть детского существа. Здесь не дисгармо-

ния, а наоборот - гармония, и эта целостность нас радует.

Другой классический пример доброго юмора - чеховская

«Душечка». Душечка - это молодая женщина, которая од-

ного за другим теряет людей, которых она любила. Она как

будто не имеет никакого собственного нутра, а всецело вхо-

дит в интересы тех, кого она любит. Будучи женой теат-

рального антрепренера, она помогает мужу и повторяет все

его мнения. После его смерти она выходит за управляющего

лесным складом и опять помогает мужу. Самое важное в

жизни для нее теперь - тарифы. «Какие мысли были у

мужа, такие и у нее». Третья ее привязанность - ветери-

нар, и теперь она уже больше всего на свете интересуется

болезнями скота. Когда ветеринар уезжает навсегда и с ним

приходится расстаться, она остается совершенно одна. Те-

перь «у нее уже не было никаких мнений», Когда же через

много лет ветеринар возвращается в город, она всю свою

любовь переносит на его девятилетнего сына, помогает ему

готовить уроки, заботится о нем и балует его, и теперь она

разделяет мнения мальчика о задаваемых баснях и о труд-

ности латинской грамматики.

Кто же Душечка? Положительный тип или отрицатель-

ный? И каков здесь смех Чехова? По уровню своей умст-

венной жизни, по полному отсутствию какой бы то ни было

самостоятельности во взглядах на жизнь она как будто бы

заслуживает насмешки. Но, проявляя свою неспособность к

самостоятельному мышлению, она вместе с тем проявляет

такую силу нежной женской любви, такую способность все-

цело отрекаться от себя, такое бескорыстие, что ее отрица-

тельные качества меркнут перед этой неизменной, постоян-

ной способностью глубоко и искренне любить. Замечатель-

154

но, что чеховская «Душечка» при его жизни не была поня-

та. И И. Горбунов-Посадов писал Чехову 24 января 1899 г.,

чго «"Душенька" (так! - В. I1,) гоголевская совершенно

вещь», В свете того, что выше говорилось о Гоголе, такое

мнение надо полностью отвергнуть. Очень высоко ценил

этот рассказ Лев Толстой, Дочь Толстого, Татьяна Львовна,

писала Чехову 30 марта 1892 r. «Ваша "Душечка" пре-

лесть... Отец ее читал четыре раза подряд вслух и говорит,

что поумнел от этой вещи», Но и Толстой, восхищаясь этим

рассказом, не понял замысла Чехова. В 1905 г. он написал

послесловие к этому рассказу, в котором утверждал, что

идеал Чехова - женщина развитая и ученая, работающая

на пользу обществу. Чехов будто бы хотел посмеяться над

жалкой Душечкой, не соответствующей этому идеалу, Од-

нако совершенно очевидно, что идеал равноправия и образ

самоотверженной «Душечки» нисколько не исключают друг

друга, и Чехов в тонах мягкого юмора опоэтизировал этот

прелестный и женский образ. Чехов, наоборот, недолюбли-

вал ученых женщин, В рассказе «Розовый чулок» он описы-

вает молодую жену, которая без соблюдения орфографии и

пунктуации косыми строчками пишет длинное письмо,

Муж видит это письмо, упрекает ее в безграмотности. Она

тихо плачет; а потом муж жалеет о своих упреках, вспоми-

нает о всех достоинствах своей преданной, любящей и доб-

рой жены, с которой так легко и хорошо жить.

«Вспоминается ему при этом, как умные женщины вообще

тяжелы, как они требовательны, строги и неуступчивы... Бог

с ними, с этими умными и учеными женщинами! С про-

стенькими лучше и спокойнее живется».

Есть теоретики, которые отрицают возможность доброго

смеха. Так, Бергсон писал: «Смешное требует для проявле-

ния полного своего действия как бы кратковременной ане-

стезии сердца». Это значит, что смеяться можно, только

став на время жестоким, нечувствительным к чужой беде.

Такое утверждение верно только для насмешливого смеха,

связанного с комизмом человеческих недостатков, но оши-

бочно для других видов его, Другие утверждали как раз об-

155

ратное. Так, канадский писатель Ликок пишет: «Мне всегда

казалось, что настоящий юмор, по самой сути своей, не

должен быть злым и жестоким. Я вполне допускаю, что в

каждом из нас сидит этакое первобытное дьявольское зло-

радство, которое нет-нет да и вылезет наружу, когда с кем-

нибудь из наших ближних стрясется беда, - чувство, столь

же неотделимое от человеческой натуры, как первородный

грех. Что ж тут смешного, скажите на милость, если про-

хожий - в особенности какой-нибудь важный толстяк-

вдруг поскользнется на банановой кожуре и грохнется

оземь? А нам смешно». «Так же, как и большинство людей,

- пишет он дальше, - я считаю, что юмор прежде всего

должен быть беззлобным и не жестоким» (Ликок, 199,

201), Обе точки зрения ошибочны и односторонни. Возра-

жая Бергсону, можно сказать, что добрый смех, не требую-

щий никакой «анестезии сердца», все же возможен, но не

прав и Ликок, который считает, что добрый смех - един-

ственно возможный и морально оправданный. Утверждение,

что смех аморален, может привести к отрицательному от-

ношению ко всякому смеху вообще. Мы уже видели, что

так относился к сает и сатире Гегель. Но он - далеко не

единственный. Такую точку зрения высказывал не кто иной,

как Гете. В беседе с канцлером Мюллером он говорил:

«Только тот, кто не имеет совести или ответственнос.-,и,

может быть юмористом»; «Виланд, например, обладал юмо-

ром, потому что он был скептичен, а скептики ничего по-

настоящему не принимают всерьез»; «Тот, кто по-

настоящему серьезно относится к жизни, не может быть

юмористом».

Мы можем уважать глубоко серьезное отношение к жиз-

ни и к своим обязанностям великого Гете. Тем не менее

умение смеяться вовсе не исключает серьезного отношения

к жизни и к своим обязанностям. Пушкин был глубоко

серьезным по существу и очень добрым человеком и вместе

с тем умел хорошо смеяться.

Ленский и Ольга играют в шахматы,

156

И Ленский пешкою ладью

Берет в рассеяньи свою,

Комизм рассеянности разъяснен выше. Но данный случай

не подходит под развитую там теорию. Чем же он отлича-

ется? Ошибка Ленского вызвана не мелкими или низмен-

ными заботами или побуждениями, а как раз наоборот:

Ах, он любил, как в наши лета

Уже не любят; как одна

Безумная душа поэта

Еще любить осуждена.

Глубина и сила любви - вот что приводит здесь к рассе-

янности, и это Пушкиным подчеркнуто. Добрый юмор

Пушкина особенно ясно вскрывается, если сравнить описа-

ние бала у Лариных с балом у губернатора в «Мертвых ду-

шах». Оба бала описаны юмористически, оба вызывают

смех, но смех разный. «Припрыжки, каблуки, усы» не ме-

шают Пушкину любить ту провинциальную дворянскую

среду, которая составляет фон событий романа; бал же у гу-

бернатора, описанный Гоголем, раскрывает все убожество и

всю низость чиновничье-бюрократического быта губернского

города при николаевском режиме. Значение доброго смеха

понимал даже Гоголь, смех которого носит совершенно дру-

гой характер, чем смех Пушкина, «Засмеяться добрым,

светлым смехом может только одна глубоко добрая душа»,

- пишет он в статье по поводу постановки «Ревизора». В

«Старосветских помещиках» Гоголь очень близко подошел к

тому, что мы назвали здесь добрым смехом. Белинский пи-

шет об этом так: «Вы смеетесь над этою добродушною лю-

бовью, скрепленною могуществом привычки и потом пре-

вратившеюся в привычку, но ваш смех весело-добродушен,

и в нем нет ничего досадного, оскорбительного».

Жан Поль, теоретик комического, несколько лет спустя

после того, как он выпустил свою «Пропедевтику эстетики»,

написал небольшую статью под заглавием «Ценность юмо-

ра», в которой он говорит, что юмор помогает жить:

«Прочитав и отложив юмористическую книгу, не будешь

ненавидеть ни мир, ни даже себя»'". Это пишет автор мно-

гочисленных юмористических произведений, в которых он

хотел выразить радость жизни.

Все это характеризует переходный, промежуточный ха-

рактер доброго смеха между теми видами смеха, которые

вызваны недостатками и приводят к насмешке, и теми, в

которых смех вызван не человеческими недостатками, а

другими причинами и насмешки не содержит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: