Церковь как канал вертикальной циркуляции

Вторым, из числа основных, каналом вертикальной социальной цир­куляции была и есть церковь. Но церковь выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. В периоды упадка или в начале существования той или иной конфессии ее роль как канала социальной стратификации малозначима и несущественна. В пе­риоды наиболее интенсивного роста эта роль также уменьшается из-за тенденции к социальной эзотеричности высших церковных страт и из-за мощного притока знати в эти слои вследствие легкости данного пути для дальнейшего продвижения по социальной лестнице. История христианс­кой церкви подтверждает эти утверждения.

После легализации христианства церковь начинает выполнять фу­нкцию той лестницы, по которой стали подниматься рабы и крепостные, причем иногда до самых высших и наиболее влиятельных позиций. Последователями христианской веротерпимости на начальных этапах были в основном выходцы из низших социальных слоев. После ле­гализации христианства двери церкви и проходы к ее высшим рангам были еще открыты для простых людей. Рабы и зависимое крестьянство, люди простого происхождения, которые становились служителями культа, получали благодаря церкви свободу и достигали высоких по­зиций в обществе.

При Меровингах и Каролингах мы видим, что многие из наиболее влиятельных епископов и государственных деятелей происходят из Ра~ бов, слуг, зависимого крестьянства, ремесленников. Этот процесс, прав-

подолжался и позднее. Если принять во внимание, что в средние да» эпископ был не только главой епархии, но и крупным лендлордом, ^камающим высокое положение в иерархии знати, а следовательно, з^^0дальным князем и очень часто богатым человеком1, то легко и -ь огромну ли социал)

нунциями, патриархами или другими высшими церковными авто-

л^еТами, одновременно достигали высшей или одной из высших социа- ^ны* позиций в средневековом обществе. Церковь как канал "^циальной циркуляции переместила большое количество людей с низов °° вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом ^абом; папа Григорий VII — сын плотника; могущественный архиепи- Р оП Парижа Морис Саллийский — сын крестьянина. Все они — всего ^jojjb некоторые примеры тех, кто возвысился благодаря церковной

лестнице.

Мое изучение римских католических пап показало, что из 144 пап, по которым имеются достаточные сведения, 28 были простого происхожде- нИЯ) 27 вышли из средних классов2. В Англии, пишет Р. Греттон, "в старые времена устойчивой стратификации единственным способом про­движения из низших слоев общества в высшие была церковь. Ставшие великими религиозными авторитетами и поэтому влиятельными поли­тиками бедняки вышли в основном из крестьянства, из среды фермеров и квалифицированных работников"3.

Таким образом, многие представители низших слоев становились мировыми правителями, способными свергать и назначать королей (вспомним Григория VII и Генриха IV), возвышать тысячи людей про­стого и благородного происхождения. Институт целибата, распрост­раненный в римско-католической церкви, еще более облегчил выполне­ние этой функции. Ее авторитеты, по крайней мере юридически, не могли иметь детей, а потому после их смерти освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми, и вновь частично из низших слоев. Это вызывало к жизни перманентные восходящие течения в средневековом обществе. В период наивысшего господства римско-католической церк­ви, особенно в XII—XV веках, произошел большой приток дворян в высшие церковные слои (до ранга пап и кардиналов). Приток из таких семейств, как Висконти, Орсини, Сеньи, Гаетани, Борджия, Гвидони, Колонна, Медичи, Савелли, а также приток в менее высокие ранги не столь именитых семей несколько ослабил интенсивность и всеобщность Циркуляции через церковный канал. Но тем не менее мобильность продолжалась и в достаточном объеме.

Будучи каналом для восходящего движения, церковь была одновре­менно и средством для движения нисходящего. Достаточно указать на гсячи еретиков, язычников, врагов церкви, преступников, смещенных Рковными агентами, отданных под суд, замученных, униженных, разо- j^HHbix и уничтоженных. Хорошо известно, что среди этих "разжалован- было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов йгчГ0рян высоких рангов — словом, всех, кто занимал высокое социаль- положение.

Р 2]<Р&*а Tour ^ elections episcopates dans l'eglise de France du XI au XII siecles. Fran* i Guizot F. The History of Civilization. Vol. 1. P. 115 fT.; Luchaire A. Social P. l^L?l the time of Philip Augustus. Ch. 2, 7; Kolabinska M. Circulation des elites... a ^ 22—23, 57—61

" ять огромную роль церкви как лестницы для социального продвиже- П°Н или социальной деградации. Те, кто становились папами, кардана-

з p>rokin P. The Monarchs and the Rulers. bretton R. The English Middle Class. P. 151.

В течение последних нескольких веков, когда социальная значим церкви постепенно начала сокращаться, ее роль как средства циркул °СТь также начала сокращаться. Движение вниз и вверх внутри церко^1111 рангов, естественно, продолжается, но оно уже не имеет былого зи**Ь1х ния. Вертикальные течения внутри церковной стратификации не затп вают другие социальные течения, как это было раньше. Это и лоппгГИ~ кий результат ослабления социальной роли церкви за последнюю л0[276] столетий. аРУ

Все, что было сказано о христианской церкви, можно отнести и счет других религиозных организаций. Буддизм, мусульманство На осизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм, несмотря на замкнуто-каст* вый характер, играли роль каналов вертикальной циркуляции в соотве° ствующих обществах. В периоды роста и наивысшего влияния ов возвеличивали своих адептов не только внутри своих организаций н и внутри общественных рангов в целом. Многие из них, будучи отк'пы° тыми на ранних ступенях своей истории и принимавшие своих последо­вателей из любых социальных слоев, а в особенности из низших, давали людям простого происхождения возможность подняться до высоких социальных позиций. Жизненный путь, к примеру, Мухаммеда и его первых последователей — прекрасная тому иллюстрация. История буд­дизма и конфуцианства в Китае также дает множество подтверждений этому тезису. Хотя, возвеличивая одних, эти организации одновременно понижали других. Как и в истории христианской церкви, роль их была относительно большой в период расцвета; столь же резко она умень­шалась в периоды упадка или ослабления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: