Мыслители прошлого и современности об обществе и его развитии

Тема 2

Часть 1

  1. Особенности мифологических представлений об обществе и человеке.
  2. Древнегреческие философы Платон и Аристо­тель об обществе и общественном развитии.
  3. Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо).
  4. Французские философы-просветители об обще­ственном прогрессе и цивилизации.
  5. Экономическое учение А. Смита.

1. Представления о мире и месте в нем человека на­зывают:

а) идеологией б) мировоззрением в) философией г) наукой

2. Закончите определение: «Мировоззрение — это...»:

а) определенные знания людей о мире

б) ценности, идеалы, представления, понятия о мире

в) человеческий опыт

г) правильны все определения

3. Существовало несколько сменявших друг друга ис­торических топов мировоззрения. Поставьте в верной хронологической последовательности:

а) религиозное мировоззрение

б) жизненно-практическое мировоззрение

в) мифологическое мировоззрение

г) философское мировоззрение

1 -? 2 —? 3 —? 4 —?

4. На ранней стадии общественного развития основ­ным способом понимания мира были:

а) религия б) мифология в) философия

5. Мифологическая форма мышления позволяет:

а) связать прошлое с настоящим и будущим

б) передать от поколения к поколению духовные ценности

в) утвердить определенные нормы поведения

г) все перечисленное выше

6. Древние мифы о происхождении мира и людей де­лятся на:

а) мифы разрушения б) мифы творения в) мифы развития г) мифы о героях

7. Древнейшим источником философского знания в древней Индии была:

а) «Рамаяна» б) книга «Кодзики» в) ведическая литература г) «Махабхарата»

8. Как свидетельствуют Веды, в основе мира лежит:

а) универсальный космический порядок

б) жертвоприношение

в) «нечто одно», нерасчлененное, аморфное

9. Какое место в мире отводилось человеку в пред­ставлениях мыслителей древней Индии?

а) первое, высшее место в мире

б) среднее положение между миром богов и духов

в) низшее положение

10. Согласно представлениям философии древней Ин­дии положение каждого социального слоя символи­зировал определенный цвет. Соотнесите цвет и со­циальное положение:

а) земледельцы и скотоводы-вайшья

б) слуги-шудры

в) мудрецы-брахманы

г) воины, правители-кшатрии

а) белый цвет благости и святости

б) красный цвет — цвет власти

в) желтый цвет — цвет трудолюбия

г) черный цвет — цвет невежества

11. Закончите определение: «В древнеиндийской философии учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния — это...»:

а) йога» б) дао» в) карма

12. В представлениях древних китайцев человек:

а) занимает срединное положение в мире

б) должен следовать естественному ходу вещей

в) тесно связан с природой

г) все перечисленное выше

13. Что означает понятие «дао»?

а) эквивалент бога

б) свод законов и норм поведения человека на Вос­токе

в) установленный миропорядок, находящийся в пути, движении, изменении

14. Назовите положения, которые характерны, для конфуцианства:

а) гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми

б) высшей ценностью считался индивид

в) необходимо следовать строгому порядку, нор­мам, включающим этикет

г) государство — большая семья, где государь и «сын Неба», и «отец и мать народа»

15. Платон считал идеальным государственным уст­ройством:

а) демократию б) тиранию в) аристократию

16. Какие взгляды на общественное устройство разви­вал Платон? Какие — Аристотель?

1) создал учение об идеальном справедливом госу­дарстве, в котором правят философы

2) считал, что индивидуальное должно быть под­чинено всеобщему

3) не отрицал частную собственность

4) разделил людей в обществе на три группы: муд­рецы, воины, крестьяне и ремесленники

5) считал, что государству предшествует семья,

6) считал, что опорой государства должны быть средние слои общества

7) не признавал рабов гражданами государства

8) наилучшей формой правления считал «политию»

Платон —? Аристотель —?

17. Какие высказывания принадлежат Аристотелю?

а) «...всякое государство представляет собой сво­его рода общение, всякое же общение организует­ся ради какого-то блага...»

б) «...пока в государствах не будут царствовать философы... государствам не избавиться от зол...»

в) «...средний вид государственного строя наилуч­ший, ибо только он не ведет к внутренним рас­
прям...»

18. По мысли Аристотеля, правление большинства в интересах общей пользы — это:

а) аристократия б) демократия в) полития

19. Что такое «общественный договор»?

а) переход общества от естественного состояния к «гражданскому обществу»

б) юридическое определение процедуры заключе­ния международных соглашений

в) философская и юридическая доктрина, объяс­няющая возникновение государственной власти, соглашением между людьми

20. Кто из мыслителей развивал теорию «обществен­ного договора»?

а) А. Смит, Р. Оуэн, Т. Гоббс

б) Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо

в) А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн

21. Кто внес наиболее существенный вклад в теорию разделения законодательной, исполнительной и су­дебной власти?

а) Т. Гоббс б) Т. Мор в) Ш. Монтескье

22. Как назывался трактат Т. Гоббса о государстве?

а) «Государство»

б) «Об общественном договоре»

в) «Левиафан, или Материя, форма и власть госу­дарства церковного и гражданского»

23. Какие взгляды на общественный договор высказы­вал Т. Гоббс, какие — Дж. Локк?

1) причиной перехода к гражданскому обществу считал необходимость защиты естественных прав человека

2) естественное состояние общества характеризо­вал как «войну всех против всех»

3) причиной перехода к гражданскому обществу определял стремление установить мир

4) правительство, не соблюдающее «обществен­ный договор», незаконно, что дает право гражда­нам на его смещение (но не в революционных фор­мах)

5) идеалом государственного устройства после за­ключения общественного договора считал неогра­ниченную власть монарха

6) являлся сторонником ограниченной монархии, полагал, что государство должно следовать законам

7) утверждал, что личность обладает естественны­ми и неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу, собственность

8) считал, что народ, заключив общественный до­говор, не может и не должен претендовать на огра­ничение власти монарха, что воля монарха — выс­ший закон

Т. Гоббс —? Дж. Локк —?

24. Кто автор книги «Об общественном договоре»?

а) Дж. Локк б) Ж. Ж. Руссо в) А. Смит

25. Какие утверждения характеризуют взгляды Ж. Ж. Руссо на общественный договор?

а) возникновение государства и права — законо­мерный исторический процесс, продукт войн

б) государство создается на основе общественного договора для обеспечения прав граждан

в) причиной перехода к гражданскому обществу является зарождение частной собственности и на­рушение гармонии человека с природой и окру­жающими людьми

г) нравственный облик народа, характер его зако­нов и образ правления обусловлены географиче­скими факторами

д) народ имеет право на революционный разрыв «общественного договора»

26. Кто создал теорию разделения властей на законо­дательную, исполнительную и судебную?

а) Дж. Локк б) Ш. Монтескье в) Ж. Ж. Руссо

27. Французские философы-просветители считали, что:

а) критерием прогресса является развитие науки, культуры, разума, просвещение народа

б) единство мира определяется не Божественным началом, а развитием человеческого разума

в) общество неуклонно движется по пути, ведуще­му к основанному на законе и разуме порядку

г) правильно все перечисленное выше

28. Какому французскому философу эпохи Просвеще­ния принадлежат слова: «Из всех живых существ человек наиболее совершенен»?

а) Вольтеру б) Ж. Ж. Руссо в) Ш.Фурье

29. Французский просветитель XVIII в., защищавший в своем труде «О духе законов» конституционно-монархическую форму правления, — это:

а) Вольтер б) Ш. Монтескье в) Ж. Ж. Руссо

30. Ш. Монтескье утверждал, что каждой форме правления соответствует ведущий принцип. Соот­несите формы правления и принципы:

1) республика 2) монархия 3) деспотия

а) честь

б) политическая добродетель

в) страх

31. Понятие «цивилизация» в XVIII в.:

а) соответствовало понятию «культура»

б) противопоставлялось «дикости» и «варварству» первобытных народов

в) обозначало все перечисленное выше

32. Шотландский экономист и философ XVIIL в., ав­тор «Исследования о природе и причинах богатст­ва народов» и теории трудового общества — это:

а) Д. Рикардо б) Р. Оуэн в) А. Смит

33. Для благосостояния государства, по мысли А. Сми­та, нужны:

а) ограничение личной инициативы

б) мир

в) легкие налоги

г) вмешательство государства в экономику

д) терпимость в управлении

34. Государство должно участвовать в экономике, как считал А. Смит, для того, чтобы:

а) обеспечить права собственности и экономиче­ской свободы

б) создать конкурентную среду через налоги и за­коны

в) обеспечить развитие жизненно важных, но невыгодных для частных лиц области экономики
(транспорт, образование, медицина и т. п.)

г) обеспечить все перечисленное выше

35. А.Смит считал, что каждый социальный класс имеет своп источник дохода. Соотнесите основные классы общества и источники их дохода:

а) наемные рабочие

б) капиталисты

в) крупные земельные собственники

1) земельная рента

2) заработная плата

3) прибыль

36. По мысли А. Смита, частный интерес и общее бла­го обеспечивает «невидимая рука». Что понимал он под нею?

а) государственное регулирование

б) естественные рыночные механизмы

в) свободную конкуренцию

37. Богатство общества, по мысли А. Смита, создает­ся:

а) плодородием земли и ее продуктами

б) торговлей, получением денег

в) трудом работников

38. Производительным трудом А. Смит считал:

а) труд наемных рабочих

б) труд всех работников, занятых в производстве

в) труд наемных рабочих и крестьян

39. Соотнесите начало и завершение фраз, принадле­жащих А. Смиту:

1) «первой ценой, первоначальным платежным средством, каким было заплачено за все вещи, был...

2) «колесо обращения — это...

3) общество возникает из...

а)...разделения труда»

б)...труд»

в)...деньги»

40. Основами экономического учения А. Смита явля­ются:

а) свобода конкуренции

б) необходимость экономической и политической свободы

в) активное вмешательство государства в экономи­ку

Часть 2

  1. Философия истории и диалектика Г. Гегеля.
  2. Становление социологии как науки (О. Конт, Г. Спенсер).
  3. Представление об идеальном обществе в произ­ведениях социалистов-утопистов (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
  4. Марксистское учение об обществе. Историче­ские судьбы марксизма в XX в.
  5. Некоторые направления обществознания в XX в.

1. Немецкий философ Гегель внес большой вклад в раз­витие:

а) диалектики — науки о всеобщем развитии

б) теории прибавочной стоимости

в) теории общественного договора

2. В чем видел Гегель основу исторического развития?

а) общественное разделение труда

б) конфликт между властью и индивидуальной свободой

в) развитие «абсолютной идеи», «мирового духа»

3. Понятие гражданского общества Гегель определял как:

а) систему всеобщей зависимости

б) самоуправление свободных граждан

в) сферу материальной, экономической жизни и деятельности людей

г) все перечисленное выше

4. Высшим достижением исторического движения че­ловечества Гегель считал:

а) современную ему Германию

б) будущее Европы

в) строй, сложившийся в странах Востока

5. Соотнесите законы диалектики, открытые Геге­лем, с их сущностью:

1) закон единства и борьбы противоположностей

2) закон перехода количественных изменений в качественные

3) закон отрицания отрицания

а) указывает, как происходит развитие

б) определяет направление развития

в) раскрывает источник развития

6. Когда впервые появился термин «социология»?

а) в XVIII в. б) в XIX в. в) в XX в.

7. Кем впервые был введен в научный оборот термин «социология»?

а) Г. Гегелем б) О. Контом в) К. Марксом

8. Какие взгляды на предмет и место социологии вы­ражал О. Конт, какие — Г. Спенсер?

1) объектом изучения социологии считал общество

2) определил место социологии в системе других наук

3) обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания зако­нов его развития

4) вывел закон о трех стадиях развития человече­ского разума

5) выделил два типа общества: «военное» и «про­мышленное»

6) социологию разделил на две части: социальную статику и социальную динамику

7) задачи социологии рассматривал с точки зрения индивидуального подхода, внимания к изучению личности

8) считал, что «страх перед живыми» поддержива­ется государством, а «страх перед мертвыми» — церковью

О. Конт —? Г. Спенсер —?

9. Т. Мор назвал книгу об идеальном государственном устройстве:

а) «Город Солнца» б) «О духе законов» в) «Утопия»

10. Идеи утопического социализма представлены в трудах:

а) К. Маркса и Ф. Энгельса

б) А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна

в) Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро

11. Какая идея является общей для всех социалистиче­ских учений?

а) идея диктатуры пролетариата

б) идея равенства

в) идея социалистической революции

12. Назовите имя английского социалиста-утописта, который попытался на практике реализовать свои идеи:

а) Р. Оуэн б) Д. Рикардо в) А. Смит

13. Понятие «социализм» вошло в язык политики и науки в:

а) XVI в. б) XVIII в. в) XIX в.

14. Какие взгляды выражал Т. Мор, какие — Т. Кампанелла?

1) общественно-политический строй будущего — это тот, при котором господствует общественная собственность и равенство

2) в обществе введен всеобщий труд, потребление имеет уравнительный характер

3) во главе государства стоят самый образованный и мудрый гражданин («верховный правитель») и три соправителя, олицетворяющие Мощь, Муд­рость и Любовь

4) во главе государства стоит князь, который изби­рается и может быть смещен народом

5) основой государства является семья, все важ­нейшие вопросы решаются народным собранием

6) законы у соляриев, жителей Города Солнца, кратки и ясны, а правосудие — быстро

Т. Мор —? Т. Кампанелла —?

15. Кто из социалистов-утопистов считал возмож­ным мирный переход к социализму?

а) А. Сен-Симон б) Р. Оуэн в) Ш. Фурье

16. Впервые понятие индустриального общества упот­ребил:

а) А. Сен-Симон; б) Ш. Фурье в) Р. Оуэн

17. Кто из социалистов-утопистов полагал, что пере­ход к новому обществу возможен через трудовые ассоциации — фаланги?

а) А. Сен-Симон б) Р. Оуэн в) Ш. Фурье

18. Соотнесите идеи и имена мыслителей:

1) отстаивал необходимость частной собственности

2) резко критиковал современное ему буржуазное общество

3) выдвинул идею сочетания умственного и физи­ческого труда

4) считал идеалом развития общества строй «гармонизма»

5) путь к новой общественной системе связывал с развитием производства, ростом роли науки и про­свещения

6) утверждал, что путь к социализму — это мир­ный процесс пропаганды новых идеалов, привлечения людей к делу исправления общественных недостатков

А. Сен-Симон —? Ш. Фурье —? Р. Оуэн —?

19. Какие достижения общественной мысли и естест­венных наук оказали влияние на формирование марксизма?

а) диалектика Гегеля

б) эволюционное учение Дарвина

в) учение о клеточном строении организмов

г) теория общественного договора

д) экономическое учение А. Смита

е) взгляды социалистов-утопистов

20. К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что характер общества определяет:

а) трудовая, производительная деятельность лю­дей

б) духовная деятельность людей

в) взаимодействие власти и личности

21. Какие отношения марксизм признает основой про­изводственных отношений?

а) отношения обмена

б) отношения распределения

в) отношения собственности

22. Исторический тип общества, основанный на опре­деленном способе производства, называется в марк­систской теории:

а) надстройкой

б) общественно-экономической формацией

в) цивилизацией

23. В чем видел К. Маркс сущность капиталистиче­ской эксплуатации?

а) в неэквивалентном обмене на рынке

б) в получении прибавочной стоимости

в) в безвозмездном присвоении капиталистами не­оплаченного труда наемных рабочих

24. Из приведенных ниже утверждений выберите те, которые принадлежат К. Марксу:

1) главный вопрос экономической теории — это вопрос о причинах нищеты основных производи­телей материальных благ

2) регулятором экономики является рыночный механизм

3) теория прибавочной стоимости отвечает на во­прос о сущности эксплуатации

4) богатство общества создается трудом наемных работников

5) источником богатства является природа

25. К. Маркс сформулировал следующие законы обще­ственного развития:

а) о решающей роли материального производства в жизни общества

б) об определяющем воздействии экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений

в) о неизбежности перехода от одной обществен­ной формации к другой

г) все перечисленные выше

26. Основоположником ревизионизма является:

а) Э. Бернштейн б) К. Каутский в) Г. В. Плеханов г) Ф. Лассаль

27. Кому принадлежит вывод о том, что ядром диктатуры пролетариата должна стать коммунисти­ческая партия?

а) К. Марксу б) В. И. Ленину в) Г. В. Плеханову г) Э. Бернштейну

28. Закончите определение: «Направление в марксизме, сторонники которого доказывали неизбежность ре­волюционного пути к социализму, — это...»:

а) легальный марксизм б) ленинизм в) ревизионизм г) реформизм

29. Идеи технократизма получили развитие в тру­дах:

а) О. Тоффлера б) М. Вебера в) Дж. Гэлбрейта

30. «Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни». Кому принадлежат эти слова?

а) Н. А. Бердяеву б) А. Камю в) Ж. П. Сартру

31. Какое положение является главным в теории тех­нократизма?

а) неизбежность подчинения биологических, при­родных факторов жизни общества компьютерной технике

б) необходимость распределения власти между специалистами производства и управления (ме­неджерами)

в) признание труда главным источником общест­венного богатства

32. Немецкий социолог, автор работы «Протестант­ская этика и дух капитализма» — это:

а) М. Вебер б) Г. Риккерт в) О. Шпенглер

33. Деятельность людей не может быть понята, если не учитывать свойственные эпохе ценности. Эти взгляды высказывались:

а) Г. Риккертом б) М. Вебером в) О. Шпенглером г) Платоном

34*. Приведите в соответствие названия работ и их авторов.

1) «Государство» а) Аристотель
2) «Политика» б) Г. Гегель
3) «Государь» в) Т.Гоббс
4) «Левиафан» г) Т. Кампанелла
5) «Об общественном договоре» д) Н. Макиавелли
6) «Исследование о природе и причинах богатства народов» е) К. Маркс
7) «Город Солнца» ж) Т. Мор
8) «Утопия» з) Платон
9) «Философия истории» и) Ж. Ж. Руссо
10) «Капитал» к) А. Смит

35*. Соотнесите имена мыслителей с характеристи­кой их вклада в развитие общество знания:

1) Аристотель а) ввел понятие «гражданское общество»
2) Г. Гегель б) создал учение о революционной ситуации
3) О. Конт в) обосновал трудовую теорию стоимости
4) Дж. Локк г) был крупнейшим философом-энциклопедистом древности
5) В. И. Ленин д) впервые ввел в научный оборот термин «социо­логия»
6) К. Маркс е) был одним из основоположников теории «обще­ственного договора»
7) Т. Кампанелла ж) доказывал необходимость имущественного и социального равенства
8) А. Смит з) создал теорию прибавочной стоимости

36*. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания:

  1) Н. А. Бердяев а) «...в соответствии с общественным договором человек теряет естественную свободу, а приобрета­ет свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает»
2) Конфуций б) «...дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно»
3) В. И. Ленин в) «страх перед живыми поддерживается государ­ством, а «страх перед мертвыми» — церковью.
4) К. Маркс и Ф. Энгельс г) «...человек совершенно свободен в своей внут­ренней жизни»
5) Ж. Ж. Руссо д) «...без революционного насилия невозможно сломить сопротивление эксплуататоров»
6) Ж. П. Сартр е) «...история не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завершению, к исходу»
7) А. Смит ж) «будь великодушен, не делай другим того, чего себе не желаешь»
8) Г. Спенсер з) «помни, что время — деньги»
9) Б. Франклин и) «история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»

Тема 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: