Люди о муравьях

Вся жизнь в муравьином сообществе крутится вокруг самки. Задача этой царственной особы одна — откладывая яйца, производить потомство. Боль­ше она ни на что не способна. Величественной детородяшей особи муравья­ми придана свита, которая должна ухаживать за отложенными яйцами и снабжать самку пищей. Остальной народ муравьиного государства разделен, по условному определению ученых, на касты1.

С этих позиций муравейник представляет собой практически полный аналог (или прообраз?) человеческого общества: он, так же как и человечес­кое общество, сложно организован, в нем существуют и разделение труда, и специализация, и свой язык, на котором «разговаривают» муравьи, и т.д. Поэтому муравьев, как и многих других живых существ, ведущих совмест­ный образ жизни, сторонники такой концепции называют социальными жи­вотными.

Об этом писал еще Аристотель. Его удивляла способность маленьких су­ществ к согласованным действиям, кооперации и разделению труда, образо­ванию иерархического сообщества, четкому порядку и подчинению. В самом деле, наука относит муравьев к так называемым общественным насекомым, способным образовывать сообщества, состоящие из 20—30 тыс. особей, рас-

1 Holldohler В., Wilson E.O. The ants. Cambridge, Mass., 1990.

падающихся на слои, касты, колонии, отряды и т.п. Члены одной касты воз­водят города — муравейники, напоминающие современные многомиллионные города, другие выходят на охоту и собирательство, напоминая тем самым да­леких предков людей — собирателей и охотников, третьи занимаются исклю­чительно уходом за личинками и их вскармливанием, четвертые стоят на ох­ране всех входов муравейника от вторжения чужаков, пятые даже «пасут» и «доят» тлей и т.д. По своим делам, подчиняясь инстинктивной программе, одновременно направляются тысячи муравьев, каким-то странным образом координируя совместные действия.

Выдающийся русский философ B.C. Соловьев в своей книге «Оправдание добра»2 писал, что не только человека, но и других существ, в частности му­равьев, следует причислить к разряду общественных животных. Муравейник напоминает крупные мегаполисы типа Лондона и Пекина: здесь такая же сложная социальная организация и многочисленное население. Эволюцион­ное учение доказывает, что «муравьиная общественность... развилась по не­которым общим социологическим законам». Если характерный признак ци­вилизации есть социальное разделение труда, считает Соловьев, то невозмож­но отрицать существования муравьиной цивилизации. У муравьев оно развито достаточно высоко: в сообществе есть воины, рабочие и рабы. Более того, у муравьев в обилии есть домашние животные (насекомые из других зоо­логических семейств).

Врезка

Муравьиное общежитие и человеческое общество

Некоторые из этих домашних насекомых, стара­тельно воспитываемых муравьями, служат для питания (таковы в особенности медоточивые тли, которых Линней называет муравьиными ко­ровами), другие исполняют общественные ра­боты, т.е. служат мусорщиками, третьи держат­ся только для забавы. Энтомолог Андре предста­вил список 584 видов насекомых, которые обычно встречаются в сообществе муравьев. Главным средством существования муравьиных общежитий служат запасы растительных продук­тов; толпы рабочих муравьев систематически и искусно перерезают травяные стебли и черенки листьев — как бы жнут их. Но это подобие зем­леделия — не единственный способ существова­ния. У различных видов муравьев мы найдем самые разные условия жизни, соответствующие ранним стадиям человеческого прогресса. Одни виды живут преимущественно добытым на охо­те. Эти муравьи, вероятно, сохраняют обычаи, не­когда общие для всех муравьев. Они похожи на низшие расы людей. Подобно им они бродят по лесам и пустыням, живут сравнительно неболь­шими общежитиями, и у них мало развиты ин-

стинкты совместных действий. Они охотятся в одиночку, и их битвы — поединки, как у гомеров­ских героев. Другие виды представляют высший тип общественной жизни: они проявили себя в зодчестве. Их можно сравнить с пастушеской стадией человеческого прогресса — с племена­ми, которые живут продуктами своих стад и та­бунов. Они приручили некоторые виды тлей и кормятся за их счет. Их общежития гораздо мно-

гочисленнее, а сами они преуспели в боевом ис­кусстве. Я готов предположить, что они посте­пенно истребят чисто охотничьи виды, точно так же как дикари исчезают перед более развитыми племенами. Наконец, земледельческие народы могут быть сравнены с муравьями-жнецами. Та­ковы три главные типа, представляющие любо­пытную аналогию с тремя великими фазами —

2 Соловьев B.C. Оппавлание лобпя Нпягк-твенняя (ЬилосоЛия. Т. 1. М.. Iе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: