Природа и общество

В эпоху глобализации совершенно изменилась роль в развитии человечес­кого общества природы и климата. Если говорить кратко, то прежде они выступали внешним фоном, на котором разворачиваются социальные отно­шения. Удобный ландшафт или благоприятный климат ускоряли развитие одних стран, но тормозили прогресс других. Человек во всем (или во мно­гом) зависел от природы, и это было всем понятно.

Ныне ситуация до крайности обострилась, а в некоторых случаях приоб­рела драматический оттенок. Теперь уже благополучие природы зависит от доброй воли людей. Сегодня ученые говорят о вещах, которые 50 или 100 лет назад казались немыслимыми: природу приходится отвоевывать у человека. оберегая ее даже более тщательно, чем человеческую жизнь. И это понятно: планета, к сожалению, для всех одна, и если одно государство разрушает экологию, то вред наносится всему человечеству. Таким образом, природа стала глобальным фактором, а забота о ней — важнейшим показателем сте­пени цивилизованности общества.

Под природой в широком смысле по­нимается все сущее, весь мир в много­образии его форм и проявлений. В этом смысле природа стоит в одном ряду с такими обобщенными поняти­ями, как материя, универсум. Вселен­ная. В узком смысле природа — это со­вокупность естественных условий су­ществования человеческого общества. Интуиция безошибочно подсказы­вает нам: к обществу относится все то. что создано человеческими руками. Но куда в таком случае относить пахотные земли, домашних животных или по­лезные ископаемые? Они часть об­щества или природы? Природе они принадлежат по «праву рождения» и в своем существовании подчиняются ее законам. Но обществу они принадле­жат по «праву происхождения» и так­же подчиняются его законам. Пахот­ная земля и домашние животные явля­ются частной или общественной собственностью, существуют как по-

требительные ценности, продаются и покупаются. К примеру, для брокеров товарной биржи не существует принципиальных различий между партией со­временной электроники и партией строевого леса, проданного на корню: и в том, и в другом случае речь идет о товаре, обладающем определенной по­лезностью, стоимостью, ценой и другими чисто общественными свойства­ми. Но ухаживать за пашней и животными необходимо, сообразуясь с зако­нами природы, а не общества.

На каждом шагу мы пользуемся предме­тами, принадлежащими сразу двум мирам — природному и общественному. Мы обраща­емся с ними по законам двух миров. Бью­щийся стакан, сообразуясь с его свойствами, осторожно ставим на стол, а не бросаем. Но еще пригодный для использования, но не­модный сосуд мы выбрасываем на свалку, заменяя его более модным. Люди освобож­даются от старых вещей, когда они физичес­ки пригодны, но морально (читай: социаль­но) устарели.

Мы уверены, что стакан или утюг созда­ет не природа, а общество. Нет в природе стаканов и утюгов, но есть сырье, из которых они изготовляются. Изменив его форму, со­единив исходные элементы в новые систе­мы, человек наделяет готовые предметы теми функциями, какие характерны только для социальных животных. Стакан необхо­дим для того, чтобы из него пить, а утюг — чтобы им гладить.

Создав вокруг себя огромное количество искусственных объектов, человек выделил себя из природы в особую — общественную — нишу. Ее мы именуем обще­ством. В этой нише одушевленные и неодушевленные предметы ведут себя не так, как в естественной нише. Поведение людей подчиняется этикету, нравственным и юридическим законам, камни и деревья начинают выпол­нять функцию строительных и оборонительных элементов, украшений или чего-либо еще. Люди делают много такого, что не в состоянии делать живот­ные: создают искусственные летательные аппараты и пишут стихи, заседа­ют в парламентах и молятся Богу.

Отношения между обществом и природой складываются противоречиво. Создавая удобные для себя условия существования — города, заводы, парки, плотины, железные и автодороги, человек одновременно ухудшает условия существования для животных и растений. Они исчезают, вымирают, пере­рождаются и вырождаются. Научно-технический прогресс, скорость кото­рого на 5 порядков превышает скорость создания новых «технологий» био­сферы (новых видов биологических организмов), порождает все более мощ­ные источники разрушения и загрязнения природной среды.

Земная экосистема лишается 50 тыс. биологических видов в год. Леса влажной тропической зоны уничтожаются ради использования для нужд

сельского хозяйства, из-за водной эрозии и загрязнения окружающей среды В зоне особого риска находятся озера и другие источники питьевой воды прибрежные заросли, коралловые рифы. Три четверти всех видов птиц, оби­тающих на планете, и почти четверть из 4600 видов млекопитающих нахо­дятся под угрозой вымирания. Впервые в истории один из видов — Homo sapiens — превратился в чудовищную разрушительную силу природы.

Дикая природа, в которой еще 2—3 тысячелетия назад общество было не­заметным островком, сегодня вытеснена на периферию среды обитания Теперь ей угрожает смертельная опасность превратиться в малозаметные островки. Но как только погибнет она, погибнет и человеческое общество В отношениях между природой и обществом возник хрупкий баланс, гото­вый в любое мгновение нарушиться. Пока еще природа, вытесненная в «экологические зоны», способна как-то восстанавливаться.

Этнографы до сих пор убеждены. что отождествление с природой — при­знак примитивного сознания,свой­ственного диким племенам, а не пред­ставителям современного общества. Дикари очеловечивают природу, при­писывая живым и даже неодушевлен­ным явлениям способность думать. желать и действовать так, как это дела­ют люди. Самих себя они считают по­томками животных и растений.

Подобно этнографам, и психологи убеждены, что зооморфизм, отождествление социального и природного миров — признак ранних этапов развития человеческой психики. Малыш не понимает, что деревья, животные, камни — это царство природы, существу­ющей по иным законам, чем мир людей, именуемый обществом. Он просит «наказать» камень, о который ушибся, и требует у мамы ответа на вопрос о том, кто из людей сделал солнце.

В отличие от ученых представители некоторых религий, в частности буд­дисты, убеждены в том, что слияние с природой — признак высшего созна­ния, достигаемого усиленными тренировками, и великой мудрости. С ними, пожалуй, согласятся экологи, призывающие щадить живую природу и бра­тьев наших меньших. В течение последних 20 лет экологическому движению, принявшему невиданные масштабы, так удалось изменить западное созна­ние, что неуважение к природе считается дурным тоном. Человек просвещен­ный должен чувствовать свое родство и кровную связь с природным миром. Что же получается: отождествление человека с природой — признак не низшего, а высшего сознания? Проявление высочайшей мудрости? Не со­вершило ли человечество восхождение по спирали, отрицание отрицания? Представления о единстве человека и природы зародились у людей, ко­торые жили не в домах, а в пешерах, одевались не в ткани, а в шкуры, пита­лись найденным в лесу, а не выращенным на полях. Постепенно средой оби­тания людей становится искусственно созданный мир заводов и фабрик. шоссе и аэродромов, слепящей рекламы и шумных стадионов — не просто

отличный от нерукотворной природы, но и часто враждебный ей. Одновре­менно с изменением среды обитания менялся сам человек: в нем развивались потребности, способности и склонности, которых нет и не может быть у животных.

Первобытные общества — небольшие локальные группы по 60—80 чело­век, кочующие в поисках съедобных растений и животных, обитавшие на огромном расстоянии друг от друга, не могли нанести никакого вреда при­роде — они зависели от нее, боялись, почитали и обожествляли ее.

Еще в XVIII в. на господство природы никто не посягал, хотя и тогда че­ловек усердно вырубал леса, травил зверей и загрязнял реки. Кардинальные изменения произошли всего 100—150 лет назад. Индустриальное общество разрыло все, что можно разрыть, загрязнило все, что еще оставалось чистым, истребило почти всех животных, а оставшихся, как реликвии, занесло в Красную книгу и устроило в особые резервации, которые почему-то назы­ваются зоопарками. При этом человек стал намного грамотнее, воспитаннее, культурнее, добрее. Правда, и людей в мировых войнах за это время стало гибнуть гораздо больше. Разница между двумя популяциями в том, что чис­ленность человеческой при этом катастрофически растет, а животной — ка-

Врезка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: