Теория общественного договора Т. Гоббса

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) разработал теорию обще-ственного договора, послужившую основой современного учения о граждан­ском обществе. Исторические истоки этого учения специалисты видят в воз­зрениях древнеиндийских и китайских мыслителей. Так, ранние буддисты считали, что для искоренения социального неравенства, обмана и воровства, если они воцаряются в обществе, нужно выборным путем установить царскую власть, которая выполняла бы третейские функции. Древний философ Мо-пзы развивал представление о договорном происхождении государства, возникшего

по воле народа, который избрал царя и советников с целью положить конец разногласиям в обществе. Еще более развитые идеи мы находим у Эпикура, который учил, что люди, стремясь к общей пользе, вступают между собой в договорные отношения и устанавливают законы. «Справедливость, происхо­дящая от природы, есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда»6. Лукреций изображал переход от естественного состояния к общественному как результат договора между людьми об избрании властей и учреждении законов.

Когда государство создано и человеческое общество живет по определен­ным нормам, правилам и законам, кажется само собой разумеющимся, что так было всегда и что люди от рождения склонны к сотрудничеству. Так думали Платон и Аристотель. Но это неверно, полагал Гоббс. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, тЪ он искал общения со всеми в рав­ной мере. Но каждый предпочитает об­щество тех, кто ему наиболее выгоден. Именно наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод.

Гоббс высоко оценивал идеи своих предшественников, опираясь на них при создании собственной концепции. Однако он полагал, что нельзя пред­ставлять людей безвольными индиви­дами или социальными атомами, от имени которых правители устанавли­вают свои порядки и заключают дого­воры. Такое общество могли бы пост­роить муравьи и пчелы со всеми его характерными чертами, но человек от­личается от них тем, что у него есть амбиции, он стремится к престижу, к почестям. Человеческое общество — это производное от интересов, потреб­ностей и взаимоотношений людей. Государство Гоббс определял как «ис­кусственное тело», продуктчеловечес­кой деятельности, а не божественное установление.

Как государство, так и общество строится на определенных нормах, которые сознательно должны соблюдать люди. В отличие от них муравьи руководствуются слепыми инстинктами. Но, как только мы наделяем людей этими качествами, мы понимаем, что каж­дый в обществе будет преследовать только свою выгоду. Животные не борют­ся за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти — причины мятежей и войн. Животные не знают справедливости и вреда, поэтому не оценивают действия своих сородичей и не способны осознать, что обществу помимо согласия необходимо еще единство, основанное на власти. Такое единство называется государством, или гражданским обществом.

Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 217.

В том, что у людей нет врожденной тяги к сотрудничеству, главная про­блема тех социальных мыслителей, кто пытается революционизировать ити реформировать общество. Каждый стремится добиться больших почестей для себя, чем для других. Человеку не свойственно от природы любить ближне­го. Эти качества приобретаются огромной ценой и усилиями по принужде­нию. Следовательно, врожденное качество — стремление к разъединению, к борьбе, к конкуренции, а значит, к вражде. Естественное состояние челове­чества — вражда всех со всеми (первобытное общество — постоянная борь­ба). Можно играть на вражде разных групп, и если одна группа оказывается сильной и побеждает другую, тогда устанавливается порядок, поскольку силь­ный за него отвечает. Такие правила игры мы и называем социальным по­рядком.

Что побуждает людей создавать общество? Страх, отвечает Гоббс. Взаим­ный страх удерживает людей от безудержной погони за господством. Он объ­единяет людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но, объединив­шись, люди стараются извлечь из этого выгоду для себя либо достичь уваже­ния и почестей, которых нельзя добиться, оставаясь в одиночестве. Естественное общество не может быть ни очень большим, ни очень устой­чивым. Оно будет стабильным, если слава и почет воздаются всем. Но так не бывает. Если почет воздается всем, то это значит, что он не воздается нико­му, ибо в основе почета лежит превознесение одного над другим. Не добившийся почета считает себя обойденным. То, ради чего он стремился в общество, не достигнуто и оно перестает быть выгодным ему. Обойденным всегда оказывается большинство, почет доста­ется немногим, следовательно, общество со временем обязательно распадется.

Не добившись уважения одним путем, люди стремятся заполучить его иным — гос­подством над другими. Хотя некоторое коли­чество благ можно достичь, оказывая взаим­ные услуги, гораздо большего можно добить­ся, господствуя, а не сотрудничая с другими, пишет Гоббс в трактате «О гражданине». От­сюда следуют два принципиальных вывода: 1) люди рождаются неспособными к обще­ственной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (на современ­ном языке — социализации); 2) гражданское общество создается на основе взаимных опа­сений.

Только взаимный страх удерживает людей от безудержной погони за господством. Страх Гоббс понимает вполне социологически — как «ожидание будущего зла». Страх не разъединяет, а, наоборот, объединяет, вынуждает заботиться о вза­имной безопасности. Наилучший способ удовлетворения такой потребнос­ти — государство. Поэтому причина возникновения стабильного, длитель­но существующего общества — взаимный страх, а не любовь и расположение.

Современная физиология в какой-то мере подтверждает правоту Гоббса. Экспериментально доказано, что страх соединяет людей. Людям, как и жи­вотным, легче его пережить, когда они вместе. Общий страх создает общую цель — выжить. Страх лежит в основе современной концепции националь­ной безопасности. Опасность терроризма объединила все мировое сообще­ство, даже бывших врагов — США и Россию. Сообща люди учатся преодо­левать страх. Не счесть культурных практик, социальных механизмов и тех­нических открытий, которое придумало за свою историю человечество с одной-единственной целью — научиться преодолевать страх.

Итак, общество создается взаимными опасениями. Эти опасения сби­вают людей в стаи. Человек мобилизует в корыстных целях весь потенци­ал группы. Люди никогда не перебьют друг друга, так как это противоре­чит принципу выживания. Основная идея Гоббса состоит в том, что можно устроить полноценное общество, если оно будет помогать каждому чело­веку извлекать собственную выгоду из коллективного дела. Разные люди видят выгоду в разном. Многообразием социальных благ человеческое общество и отличается от сообщества муравьев или пчел. После этого уже

Врезка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: