Индивид и общество

Между обществом, а точнее, государством, и отдельным человеком скля дываются очень непростые отношения. Извечный вопрос, который задана ли себе не только социологи, но и философы: что первично — общество и Л1 индивид? Или точнее, что важнее, кто кому должен подчиняться? Сторон­ники договорной теории возникновения государства, в частности Дж. Локк и Т. Гоббс, считали, что государство создается людьми ради прекращения кровопролитной войны всех со всеми, установления гармоничных отноше­ний и создания органов управления. Марксисты полагали, что история че­ловечества начинается с коллективизма, при котором индивид подчиняется обществу, она же им завершается (коммунистическое общество); индивиду­ализм или приоритет индивида над обществом есть лишь временное откло­нение от генерального курса истории, связанное с появлением капитализма

Современная социология исходит из принципиального дуализма отноше­ний между индивидом и обществом. В одних случаях необходимо общество ставить выше интересов отдельного человека, в других — интересы и права отдельной личности. Если одно начало социальной реальности всегда ума­лять, а другое — возвеличивать, то мы придем либо к тоталитарному госу­дарству, подавляющему малейшие намеки на свободу человека, либо к анар­хии и распаду общества, из которого исчезнут солидарность, общие цели и идеалы. Американское или западноевропейское общество проявляет огром­ные усилия для защиты прав и свобод личности, но когда речь идет о нацио­нальных интересах, особенно на международной арене, ни к чьим отдель­ным голосам западное государство не прислушивается.

Таким образом, дуализм предполагает неприкосновенность двух начал — личности и общества. Он исходит из их паритета, а не приоритета: оба равны и никто не должен доминировать. Вместе с тем такой дуализм полагается на своеобразное разделение властей или сфер полномочий: в одних ситуациях интересы общества необходимо поставить над интересами отдельной лично­сти, в других — надо поступать противоположным образом. При этом дуализм требует защиты интересов личности или общества только в жизненно важных для них сферах, т.е. в тех вопросах, где ставится под угрозу существование общества или индивида. Защита жизненно важных интересов как личности, так и общества — обязательный принцип современной политики и экономи­ки. Правительство США защищает за рубежом не только интересы американ­ских транснациональных компаний, но и жизнь своих граждан, предприни­мая необходимые для этого дипломатические либо военные действия.

Дуализм общества и индивида допускает невмешательство друг друга в личные интересы, если речь идет о второстепенных вопросах. Правительство США или России может тратить на повышение заработной платы чиновни­кам, на строительство новых зданий и учреждений как угодно много денег. если это не угрожает материальному благополучию граждан или не ставит под угрозу существование страны. Разорительные чиновники, как известно, до­рого обходятся налогоплательщикам и могут загнать страну в «долговую яму» ■ Дуализм предполагает также, что государство должно выражать интересы большинства населения. Если к власти в стране приходит меньшинство и ведет политику вопреки интересам большинства, дуализм нарушается, так как исчезает паритет партнеров.

По большому счету государство или общество не должно быть похоже на индивида и вести себя подобно ему, т.е. злиться, негодовать, выделять любим­чиков, пристрастно оценивать, мстить и т.п. Общество и государство в этом смысле должны быть обезличенными. Если власть узурпирует кучка людей, то ее действия с высокой степенью вероятности будут похожи на поведение обычного человека: узурпаторы, олигархи, теневой кабинет или иные группи­ровки будут преследовать неугодных, отдавать выгодные заказы своим, про­щать сильных и наказывать слабых, обижаться на критику и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: