Как мы уже знаем, социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. У человека множество статусов, и их совокупность называется статусным набором. Статусный набор каждого человека индивидуален, т.е. неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точно фиксирует положение человека в социальном пространстве, или, говоря иначе, позицию индивида в обществе.
Смена одного статуса на другой, как правило, означает переход человека из одной социальной группы в другую — из подростков в юноши, из католиков в православные, из школьников в студенты и т.д. Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение — излюбленный сюжет народных сказок.
Однако человеческая история складывается не только из индивидуальных судеб, но и из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями
«белых воротничков» — инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они у нас и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.
Существуют два основных вида социальной мобильности — вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности — пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование — пример нисходящей. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же стратификационном уровне. Примером служат перемещение из православной веры в католическую, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.
Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примерами выступают международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это пример географической мобильности. Если он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция — он поменял профессию.
Кроме того, социальная мобильность может быть групповой, когда индивид опускается или поднимается по социальной лестнице вместе со своей группой (сословием, классом), и индивиду шьной, когда он делает это независимо от других. Причинами групповой мобильности служат такие факторы, как социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции новой и др. К факторам индивидуальной мобильности ученые относят: социальный статус семьи, уровень получения образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, получение воспитания, место жительства, выгодный брак.
Мобильные индивиды нередко начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни, не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым
условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский «мешанин во дворянстве».
Во всех индустриально развитых странах женщине продвинуться сложнее, чем мужчине. Зачастую повышение женщиной своего социального статуса связано с выгодным замужеством. Поэтому, устраиваясь на работу, они выбирают такие профессии, где вероятнее всего найти «подходящего мужа».
В течение 70 лет советское общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с США. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие существовали только в США. Нигде в мире элита общества за короткий срок не формировалась буквально из всех слоев общества. Самым динамичным советское общество было не только в плане образования и социальной мобильности, но и в области индустриального развития. Долгие годы СССР удерживал первые места по темпам индустриального прогресса (правда, надо учитывать исходный уровень, с которого исчисляются темпы роста). Все это признаки современного индустриального общества, которые выдвинули СССР, о чем писали и западные социологи, в число лидирующих стран мира.
Групповая мобильность особенно заметна в кризисные, переломные для общества периоды. К ним, в частности, относится индустриализация, которая открывает новые вакансии в стратификационной пирамиде. Начало промышленной эпохи потребовало превращения крестьянства в пролетариат. На поздней стадии индустриализации рабочий класс стал самой многочисленной частью занятого населения. Основным фактором вертикальной мобильности являлась система образования. Индустриализация вызвана не только межклассовыми, но и внутриклассовыми изменениями. На стадии конвейерного или массового производства в начале XX в. преобладающей группой оставались мало- и неквалифицированные рабочие. Механизация, а затем автоматизация потребовали увеличения рядов квалифицированных и высококвалифицированных рабочих. В 1950-е гг. 40% рабочих были мало- или неквалифицированными, к 1966 г. их осталось 20%.
По мере того как сокращался неквалифицированный труд, в развитых странах росли потребности в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфера промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась. Мелкие фермеры превратились в респектабельный класс мелких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополняли ряды рабочего класса. Страта профессионалов и менеджеров в тот период удвоилась. Численность торговых работников и клерков увеличилась в 4 раза. В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мобильность. Иными словами, профессиональная мобильность в США, Англии, России или Японии зависит не только от индивидуальных особенностей людей, но и от структурных особенностей экономики, отношения отраслей и происходящих здесь сдвигов. Сегодня свыше 50% рабочей силы заняты умственным трудом в сравнении с 10—15% в XX в.
В течение XX в. в индустриальных странах сокращались вакансии в рабочих специальностях и расширялись в управленческих. Но управленческие вакансии заполнялись представителями не низшего, а среднего класса. Тем не менее количество управленческих профессий росло быстрее, чем
увеличивалось число детей в среднем классе, способных заполнить их. Образовавшийся в 1950-е гг. вакуум частично заполняла рабочая молодежь. Это стало возможным благодаря доступности высшего образования для рядовых граждан.
Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются наверх, называются каналами вертикальной мобильности. Наиболее полное описание их дал П. Сорокин. Поскольку вертикальная мобильность существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами имеются различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, семья, собственность.
Армия функционирует в качестве канала не в мирное время, а в военное. Образовавшиеся в результате потерь вакансии среди командного состава заполняются из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. Известно, что из 92 римских императоров 36 начинали с низших военных чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли европейских стран вышли из простолюдинов. О. Кромвель, Дж. Вашингтон и многие другие командующие достигли самого высокого положения благодаря армии.
Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов на вершины общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII — сын плотника, П. Сорокин изучил происхождение 144 римских католических пап и установил, что 28 из них вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей, и после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми. Помимо восходящего движения церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.
Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, всегда служили мощным каналом социальной циркуляции. В демократических странах школы доступны всем их членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование служит самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «образовательный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Пример «длинного лифта» представляет Древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для представителей всех слоев общества. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их социального статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда попадали на высокие правительственные должности.
Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они — один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали
править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % — банкира и биржевика, в 12% —торговца. Профессии артистов, художников, государственных деятелей и некоторые другие не дают таких возможностей. Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе был распространен брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но незнатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице. Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина. Семья превращалась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Но происхождение из знатной семьи гарантировало достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о лучшем воспитании детей, и это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.