Социальное государство

Опекунские функции государства над своим народом иногда описывают одним понятием — социальное государство. Оно заботится о социальной защищенности граждан, их участии в управлении производством, создает

2 Там же. С. 34-55.

3 Там же.

равные возможности для самореализации личности в обществе. Его деятель­ность направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравен­ство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждо­му работы или иного источника существования.

Социальное государство государство, для которого приоритетны соблю­дение основных прав и свобод человека, содействие социальному прогрессу, улучшение жизни людей, развитие социальной сферы, обеспечение социаль­ной защиты граждан. Индустриально развитые страны мира (Германия, Шве­ция, Япония и др.) отличаются не толь­ко устойчивым экономическим ростом и увеличением национального дохода, свободой предпринимательства и ры­ночных отношений, но и стремлением к социальному равенству и справедли­ вому распределению благ. В таких стра­нах возрастает регулирующая роль ор­ганов государственной власти, проявляющих заботу о социальной ориентиро­ванности рыночной экономики, повышении доходов и уровня жизни населения, поддержке культуры, образования, науки и других отраслей соци­альной сферы.

Еще в древности многие правители, например римские цезари, забо­тились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Начиная с IV в., времени признания христианства в Римской им­перии, при церковных учреждениях в крупных городах открывают при­юты, обитателям которых оказывали духовную и минимальную матери­альную помощь. Скудные средства и приоритет духовной помощи над ма­териальной ограничивали возможности этих учреждений: обычно там размещались 10—20 человек, срок пребывания не превышал трех дней, еды давали немного и была она самой простой. Почти ничего не известно о больницах в IX—X вв.

Оживление благотворительной деятельности в Европе приходится на пе­риод крестовых походов и орденского движения, когда возникавшие под патронажем орденов приюты по-прежнему совмещали функции больницы, гостиницы и дома престарелых и сирот; в таком учреждении духовному ис­целению уделяли больше внимания, чем телесному. Изменения произошли в позднее Средневековье: более четкой стала специализация учреждений, вы­полнявших разные функции благотворительных и коммерческих приютов. Заботу о содержании больниц все чаше брало на себя городское общество. Французская королева Мария Медичи в 1602 г. основала в Париже больни­цу и приют для бедных под названием «Шарите». В то время забота о бедных и уход за больными не разделялись. Благотворительные заведения принимали несчастных, которые не могли позаботиться о себе, а за большинством боль­ных ухаживали родные. Больницы принимали стариков, которые жили на постоянные пособия благотворительных заведений. Частью некоторых по­добных учреждений были сиротские дома и приюты. Многие больницы со­здавались на основе старых противочумных госпиталей, которые из страха перед распространением инфекции были хорошо оборудованы и удовлетво­ряли гигиеническим требованиям своего времени.

г.д'-и v^uuHtuibHoiи государства, или государства благоденствия4, и сам этот термин впервые появились в общественно-политической мысли Германии в 1880-е гг., когда правительство О. фон Бисмарка подготовило серию зако­нов о страховании рабочих промышленных предприятий. Социальная поли­тика была возведена в ранг официальной доктрины Германии и получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г. — первой европейской кон­ституции, наделившей граждан социальными правами (правами на объеди­нен ие в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудос пособ-ности). С конца XIX в. отдельные меры в области социальной политики на­чинают осуществлять и другие государства, однако ее развитие было прервано экономическим кризисом 1930-х гг. Выходом из Великой депрессии, особен­но поразившей американское общество, явился курс на усиление роли со­циального государства.

В 1933 г. президент СШАФ. Рузвельт объявил «новый курс», призванный покончить с экономической депрессией 1929 г. и создать социально ориен­тированное государство. Первыми шагами стали недельные каникулы для банков и созыв конгресса, который за «сто дней» одобрил пакет законов. «Но­вый курс» Рузвельта стал началом превращения США в социально ориенти­рованное государство, включал поддержку безработных, компенсацию за сокращение производства сельскохозяйственных продуктов, добровольную трудовую повинность для безработных (моложе 25 лет), создание рабочих мест и реорганизацию частного предпринимательства (сокращение рабоче­го дня, повышение минимальной заработной платы, ограничение конкурен­ции). Введением этих законов предполагалось достичь решительного пово­рота экономики к стабилизации. Самым широким социальным мероприя­тием явилась борьба с безработицей. По всей стране были устроены трудовые лагеря, в которых безработная молодежь (в возрасте 18—25 лет) привлекалась к участию в мероприятиях по охране окружающей среды. Эта программа, имевшая большой успех, способствовала в том числе и созданию большин­ства национальных парков, являющихся ныне предметом гордости США. Федеральное правительство, до тех пор не наделенное правом предоставлять пособия по безработице, теперь выделяло значительные средства для поддер­жания безработных. Начиная с ноября 1933 г. было организовано 4 млн ра­бочих мест на федеральном и местном уровнях. После возобновления дея­тельности банков население, подготовленное выступлениями президента, вкладывало на их счета свои деньги. Банкам был предоставлен кредит в 1 млн долл. В сельском хозяйстве фермерам выплатили специальные посо­бия, которые компенсировали сокращение обрабатываемых площадей. На­циональный закон об активизации строительства должен был обеспечить рост промышленного производства и уровня занятости. Одновременно государ­ство, реорганизовав всю систему промышленности, в которой развивалось экономическое самоуправление с участием профсоюзов, предпринимателей и органов государственного контроля, вводило контроль за верхним уровнем заработной платы. Правительство приступило к осуществлению крупномас­штабных проектов, в частности возведению гигантских плотин, с помощью которых удалось электрифицировать всю страну.

4 В официальных документах и законодательстве западных стран понятие «государство благоденствия» используется крайне редко. Чаще употребляется термин «социальное государство».

Под политикой социального благоденствия в 1940—50-х гг. понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня на­селения путем создания государственных систем образования, здравоохра­нения и поддержки жилищного стро­ительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе минимум доходов. В последующие годы эти программы дополнялись по­ложениями о демографической политике государства, его задачах в области охраны окружающей среды, превенции социальных отклонений, защиты национальной культуры и др. Социальная политика промышленно развитых стран нашла отражение в многочисленных работах, опубликованных в Ве­ликобритании и США, где за ней закрепилось название политики государ­ства благоденствия (Welfare State).

Во второй половине XX в. разрозненные элементы социальной полити­ки, соединившись с правовым государством и гражданским обществом, дали невиданный результат — социальное государство. Его экономической базой послужило рыночное, а не плановое хозяйство ведущих стран Запада, позво­ляющее обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.

Социальное государство представляет соединение трех факторов — право­вое государство, гражданское общество, рыночная экономика. Оно перерас­пределяет национальный доход в пользу менее обеспеченных слоев, форми­рует эффективную политику занятости и охраны прав работника на предпри­ятии, оказывает поддержку семье и материнству, заботится о безработных, престарелых, молодежи, образовании, здравоохранении, культуре.

Современное общество оказывает помощь неимущим согражданам, созда­вая специальные программы борьбы с бедностью и безработицей. Они преду­сматривают перераспределение доходов от зажиточных и богатых нуждающим­ся. Но бедные слои населения не являются единственными получателями правительственной помощи. Например, выплаты по социальному страхова­нию и субсидии на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов не зависят от материального положения пенсионеров или фермеров.

Богатейшие страны Запада имеют смешанную экономику, т.е. рыночные отношения сочетаются с государственным планированием. Современная Швеция, как и США, относится к числу самых высокоразвитых стран мира. Обе страны считаются капиталистическими по экономическому статусу и демократическими по политическому. Тем не менее между ними существу­ют весьма серьезные различия. Они определяются функцией государства: в Швеции оно максимально вмешивается в экономическую сферу и мини­мально — в политическую. В результате свобода слова и печати, предста­вительное правление, основанное на свободном волеизъявлении избирате­лей, характерны для шведской политической жизни даже в большей степе­ни, чем для США. В отличие от США, где вмешательство государства в экономику строго ограничено, шведское государство играет в экономике очень активную роль. Если в США основная тяжесть расходов на оплату услуг здравоохранения, детских и дошкольных учреждений, на получение высшего образования, на пенсионное обеспечение ложится на плечи от­дельных граждан и их семей, то в Швеции практически все расходы на об-

разование и социальное обеспечение берет на себя правительство, поэтому эту страну причисляют одновременно и к социалистическим, и к капита­листическим. Подобный синкретизм получил название демократического социализма.

Шведская мать начинает получать помощь от органов здравоохранения еще до рождения ребенка. С этого момента и буквально от колыбели до мо­гилы медицинское и стоматологичес­кое обслуживание осуществляется за государственный счет. Общедоступ­ным является получение образования в государственных учебных заведени­ях (от яслей до университета); то же можно сказать о праве людей пожило­го возраста и инвалидов получать пен­сию и жить в специально приспособленных для них домах. Так же как и в Соединенных Штатах, безработные и рабочие, утратившие трудоспособ­ность, пользуются страховыми и другими льготами. Существенная разница между двумя странами состоит в том, что выплаты по социальному обеспе­чению в США составляют только 40% средней заработной платы промыш­ленного рабочего, в то время как в Швеции — 90%.

Услуги государственных органов социального обеспечения в Швеции не достаются даром. Чтобы пользоваться установленными льготами, шведы платят самую высокую в мире ставку налога.





Подборка статей по вашей теме: