Исходные элементы

Производством в широком смысле называют процесс создания разных видов экономических продуктов. Под производством в узком значении под­разумевают материальное производство — процесс создания материальных благ, услуг. Основу материального производства составляет промышлен­ность. К ней относят ведущие отрасли материального производства: пред­приятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой матери-

алов и энергии, изготовлением машин. Промышленность включает компа­нии и предприятия, производящие из сырья готовую продукцию либо ока­зывающие полезные услуги. Промышленность создает все товары и услу­ги, требуемые обществом, и распределяет их потребителям. Все, что создано в сфере материального производства данной страны, входит в валовой на­циональный продукт (ВНП) — статистический показатель национального дохода, выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг в ры­ночных ценах. ВНП включает стоимость потребленных населением това­ров и услуг, государственных закупок, капитальные вложения и сальдо платежного баланса.

Термин «промышленность» обозначает также группу предприятий, вы­пускающих однородную продукцию. Например, автомобильная промышлен­ность включает всю совокупность заводов по изготовлению легковых и гру­зовых автомобилей, автобусов и т.д. Группу однородных предприятий име­нуют отраслью. Входящие в отрасль предприятия производят одинаковые продукты, используют сходную технологию или одинаковое сырье. При выделении отраслей используются два критерия: сходство продукта, сходство технологии.


Рис. 16. В технически развитой, но не процветающей стране все ресурсы нацелены на развитие промышленности группы А и внутри еена военно-промышленный комплекс

 

Промышленность — важнейшая отрасль народного хозяйства — оказывает решающее воздействие на уровень экономического развития общества. Она состоит из двух больших групп отраслей — добывающей и обрабатывающей. Промышленность условно подразделяется на производство средств производ­ства (группа А) и производство предметов потребления (группа Б). К при­меру, автомобильная промышленность — это отрасль машиностроения, про­изводящая легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы, а также их части, узлы и агрегаты, т.е. она занята производством средств производства, как и все машиностроение. Легкая промышленность занята изготовлением одежды, обуви, головных уборов и других предметов широкого потребления. Она удовлетворяет потребности людей и относится к производству предме­тов потребления. Соотношение между двумя группами производств таково,

что только группа А определяет уровень развития научно-технического про­гресса в стране. Она — визитная карточка страны. Но уровень и качество жизни населения страны определяет группа Б. Если страна преуспела в том и другом, то ее можно считать технически развитой и материально процве­тающей. Но может сложиться так, что все ресурсы страны нацелены только на развитие группы А, а внутри его — на военно-промышленный сектор, группа Б пришла в запустение. В итоге страдает население. Такую страну можно назвать технически развитой, но не процветающей. (Как вы думаете, о каких странах здесь идет речь? Приведите примеры.)

Для СССР была характерна односторонне развитая экономика: '/4 произ­водства — товары народного потребления, а У4 — средства производства. При этом в СССР производилось материально-технических ресурсов, сырья, топ­лива, энергии на единицу конечной продукции в 2—3 раза больше, чем в раз­витых странах. Такая экономика досталась в наследство современной России.

Предприятие — исходная клеточка отрасли, самостоятельный хозяйствен­ный субъект, созданный в установленном законом порядке. Предприятие яв­ляется юридическим л и цом — товариществом, акционеры ы м обществом и т. п. Закон Российской Федерации предусматривает образование унитарных пред­приятий (только государственных и муниципальных) — коммерческих орга­низаций, не наделенных правом собственности на имущество, закрепленное за ними его собственником. Имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В нашей стране, недавно перешедшей от социализма к капитализму, су­ществуют предприятия двух форм собственности — государственные (кото­рые достались от прошлого и чаще так и называются «предприятия») и част­ные (новообразование); их предпочитают именовать деловыми предприяти­ями, фирмами, бизнесом.

По форме все предприятия делятся всего на три типа: предприятия (за­вод), фирма, отрасль.

Предприятие (завод) — это учреждение в форме фабрики, фермы, шахты, мелкого или крупного магазина, выполняющих одну или несколько специ­фических функций по производству и распределению товаров. В свою оче­редь, предприятия состоят из множества цехов, которые специализируются по циклам производства (цех снабжения, металлургический цех, штамповоч­ный, транспортный и т.д.), но заняты одним и тем же, скажем изготовлени­ем автомобиля. Цех (от нем. Zeche) — основное производственное подразде­ление предприятия; различаются: основные, вспомогательные, обслужива­ющие, подсобные, побочные цехи.

Фирма — это организация, которая владеет и ведет хозяйственную дея­тельность на этих предприятиях. Нередко при одной крупной фирме имеет­ся несколько предприятий — крупных, средних и мелких. К примеру, авто­мобильная фирма может иметь предприятие по производству автомобилей, транспортное предприятие по их перевозке, сеть магазинов по их продаже и систему станций обслуживания автомобилей. Эти предприятия различают­ся характером и циклом, но имеют один предмет — автомобили. Стало быть, все они принадлежат одной отрасли. Таким должно быть современное по­нимание трех категорий экономики — предприятия, фирмы и отрасли.

В рыночной экономике предприятия (государственные, частные, акцио­нерные) и фирмы производят товары и оказывают услуги, которые должны

быть востребованы рынком. Иначе говоря, фирма предлагает нечто, а рядо­вые граждане (или другие фирмы) спрашивают их. Это значит, что фирма является агентом предложения, а потребитель — агентом спроса. Если про­дукцию никто не спрашивает, то ее незачем производить. Она должна про­даваться — таков закон рынка.

Продукция будет продаваться при непременном выполнении двух усло­вий: она высокого качества и недорогая по цене.

Цены — истинный диспетчер рынка. Он сообщает одним (покупателям), куда надо двигаться, чтобы купить товар подешевле. Покупатели обычно точно знают те оптовые рынки, где цены ниже и куда надо приезжать в пер­вую очередь. Цена — диспетчеррынка — сообщаетдругим (производителям), куда им выгоднее везти продукцию, чтобы продать ее дороже. Таким обра­зом, цены, подобно авиадиспетчеру, расписывают маршруты производите­лям и потребителям. Но эти маршруты направлены в противоположные сто­роны: покупатель ищет, где дешевле, а продавец — где подороже. Таковы их экономические интересы. Они-то и определяют маршрут передвижения спроса и предложения.

Итак, в рыночной экономике цены регулируются соотношением спроса и предложения. Происходит это благодаря трем составляющим: спросу, пред­ложению, закону соотношения спроса и предложения.

Под спросом понимается количество товаров и услуг, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Спрос — это не столько желание, сколько возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время.

Предложение, т.е. выброс на рынок все большего числа товаров, определя­ется главным образом производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость. Производитель заинтересован выпустить как можно больше продукции, чтобы получить выше прибыль. Но у потребителя всегда ограниченный спрос. Вслед за ограничением спроса по­требителя приходится ограничивать свое предложение и производителю. В ры­ночной экономике он — слуга, а в плановой был хозяином: государство зака­зало 200 тыс. т чугуна, и заводы его из­готовляют, не очень беспокоясь, купят продукцию или нет — товар заранее оплачен госбюджетом, т.е. всем населе­ нием. Получается, что продукцию на­селению как бы навязывают, хочет оно того или нет. В рыночной экономике все иначе: не нравится — не покупай. Предприятию приходится приноравливаться к потребителю. Покупатель пе­рестал приобретать чугун, и производитель прекратил его изготовлять. По-другому он не может: произвел — не купили — разорился — такова цепочка убыточной работы. Ею управляет известный закон рынка, который связывает между собой три главных фактора — спрос, предложение, цены.

Закон спроса описывает связь между ценами и количеством товаров и ус­луг, которые будут куплены при каждой цене. Он говорит о том, что при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Когда цены на товары растут, у производителей появляется со­блазн выпустить их больше по высокой цене. При этом они надеются, чтс спрос на них не уменьшится, но не знают, что решили конкуренты. А те по-

ступили точно так же, поскольку рост цены — стимул для массовых действий. Все производители однотипной продукции полагают, что за ростом цен скры­вается рост спроса. Так оно и есть. Если бы спрос на данный товар не увели­чивался, то и цены не повышались. В какой-то момент происходит насыще­ние рынка: все, кому данный товар нужен, его купили, а заводы продолжа­ют его изготовлять. Спрос падает, продукцию не разбирают — заводы терпят убытки.

Чтобы не разориться, опытный предприниматель прибегает к двум по­мощникам — рекламе и маркетингу. Реклама призвана расхваливать поку­пателю собственный товар, а маркетинг — пристально изучать чужой товар. Чем шире рекламная кампания, тем выше вероятность, что все покупатели, кому нужен данный продукт, узнают о нем. Реклама — это один из способов снизить риск, производя ту или иную продукцию. Противоположную функ­цию на рынке выполняет маркетинг (англ. marketing, от market — рынок) — система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, основанная на комплексном анализе рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: