Рыночная экономика

Для производства товаров и оказания услуг, необходимых различным группам населения, нужны ресурсы (земля, природные ископаемые, труд, оборудование, технические знания, капиталы). Они обладают одним непри­ятным для человека свойством — дефицитностью, иными словами, недоста­точностью или ограниченностью. Земли не хватает для быстро растущего населения, строительства дорог и городов, капиталов — для создания ново­го бизнеса, квалифицированной рабочей силы — для наукоемких произ­водств. Именно дефицитность ресурсов и необходимость их рационального использования породили то, что сегодня мы с уважением называем эконо­микой. Само слово «ойкономос» (искусство управлять семейным хозяйством) зародилось в античной Греции — стране крайне бедной полезными ископа­емыми и природными богатствами. Грекам приходилось экономить букваль­но на всем. При этом они рационально и с огромной пользой для себя раз­мышляли. Занимаясь бизнесом, они развивали прикладные области матема­тики и элементы прогнозирования. Именно греки создали предпосылки

' Глава написана в соавторстве с К.А. Кравченко.

деловой этики и кодекс партнерских взаимоотношений в бизнесе. Но самое главное — они стали основателями современной концепции рыночного об­щества, где преобладают не гигантские корпорации и массовое производство, а небольшие частные предприятия и гибкие формы производства.

Путь древнегреческой экономики, который можно назвать дорогой от семейного хозяйства к малому бизнесу, повторяют многие в сфере современ­ного предпринимательства. Первоначально хозяйство направлено на удов­летворение первичных потребностей семьи. Если у семьи появлялись про­дукты сверх необходимого, которые они смогли обменять или продать на рынке, то она тем самым включалась в систему более широких рыночных отношений. Через них одна семья вступала в контакт со множеством других, а также с экономическими агентами — торговцами, ремесленниками, моря­ками, кредиторами, спекулянтами, которые специализировались на какой-то одной рыночной операции, например перевозке товаров морем или даче денег под процент.

Таким образом, товаром может стать только излишний, или прибавочный, продукт, обменяв который, семья получает возможность что-то купить до­полнительно, например трактор, холодиль­ник, тем самым расширив круг своих по­требностей, усовершенствовав орудия тру­да, увеличив объемы производства. Дальнейший успех в семейной экономике ведет к тому, что на следующий год семья поставляет на рынок больше избыточных продуктов, ставших товарами, больше при­обретает орудий труда и продуктов питания, одежды, мебели, техники, а позже и предме­тов роскоши. Наконец, наступает такой ви­ток в ее экономическом развитии — через 5— 7 лет, когда удовлетворены все первичные и вторичные потребности, а проданные на рынке товары не обмениваются на одежду или орудия, а скапливаются в виде денег. Так появляются капиталы — резервные деньги, на которые можно было купить мельницу, маслозавод, нанять работников или положить в банк под проценты. Через 30—50 лет семья превращается в капиталис­тическую династию — с дочерними ответвлениями и многочисленной бога­той родней, владеющей компаниями, банками, отелями.

Итак, экономика появляется там, где человек осознает, что природные ресурсы ограничены, а человеческие потребности — нет. В этом смысле аф­риканские бушмены, живущие впроголодь и с пользой расходующие каждый природный ресурс (землю, воду, растительный мир), намного лучше пони­мают, что такое экономика, нежели самая большая по территории и природ­ным запасам держава мира — Россия (в пределах бывшего СССР), планомер­но и бездумно разбазаривающая дефицитные ресурсы.

Ученые различают четыре основных ресурса — землю, труд, капитал, уп­равление. Земля включает почву и природные ресурсы: минералы, леса, воды,

климат и т.д. Труд — это использование (эксплуатация) человеческого вре­мени, энергии и способностей для производства и распределения товаров и услуг. Капитал состоит из созданных человеком орудий и оборудования, используемых в производстве. Управление — процесс принятия решений. Земля и труд — первичные экономические ресурсы, а капитал и управление — вторичные.

Капитал — это производственный продукт взаимодействия земли и тру­да. Он создается благодаря накоплению, т.е. ограничению нынешнего потреб­ления в надежде расширить потребление в будущем. Капитал может прини­мать денежную форму, но сами по себе деньги не являются капиталом. Они ничего не производят, не будучи употребленными на приобретение средств производства. Капитал должен инвестироваться — вкладываться в производ­ство. Деньги, лежащие под матрацем, не есть капитал, они называются со­кровищем. Слово «инвестиция» подразумевает ожидание возвращения вло­женных денег с некоторой прибавкой. Индивидуальное инвестирование происходит через покупку акций компании.

Ресурсы называют также факторами производства. Таковыми они стано­вятся благодаря своему свойству быть полезными в качестве предпосылки общественного производства, под которым понимается совокупность всех отраслей народного хозяйства. Там они и служат исходной точкой роста. Экономическая ценность основных факторов производства в разных стра­нах различна. В бывшем СССР рабочая сила (труд) была дешевой, поэтому огромные новостройки было выгодно возводить вручную. В США и Японии рабочая сила дорогая — ее заменяют более дешевыми автоматами. В одних странах земля дорога, а рабочая сила дешева, в других — наоборот. В совре­менном обществе самым дорогим становятся человеческие ресурсы — опыт, квалификация, талант и достижительная мотивация работников.

Символом и главным двигателем экономики выступают деньги. Хотя и говорят, что наличие не обязательно делает нас счастливыми, нам спокой­ней, когда они у нас есть. Деньги выступают самым эффективным органи­затором хозяйственных отношений, служат универсальным каналом досту­па человека к любым социальным благам — от чтения любимой книги до отдыха в любой точке мира.

Мы испытываем разочарование в магазине, где нам приглянулась очень нужная, но не соответствующая нашим доходам вещь. Не меньше огорчений нам доставляет инфляция, когда цены быстро растут, а заработная плата — нет. Мы видим, как многое, что мы могли бы позволить себе буквально вчера, сегодня нам недоступно.

Цена, деньги и товары — основные механизмы экономической жизни общества. Деньги выдают в качестве заработной платы, деньгами мы распла­чиваемся за купленные товары и полученные услуги. Общества также зара­батывают и тратят. То, что общество заработало за год, именуется нацио­нальным доходом, а то, что заработали за то же самое время люди — семейным доходом. И семейный, и национальный доход — главные виды ресурсов.

Человек тратит ресурсы и зарабатывает деньги с целью удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Потребности — важная экономичес­кая категория. Для экономистов потребности — двигатель торговли. Кому нужны заводы, оптовые рынки или бюро услуг, не будь у людей потребнос­тей? Экономика зависит от силы, объема, направленности потребностей

человека. Ее отрасли (их называют еше индустриями, например индустрия туризма, пищевая индустрия, оборонная индустрия и т.д.) яростно конку­рируют за карман потребителя. Экономика смотрит на человека только как на потребителя. В роли потребителей выступают организации и население. что-либо покупающие и использующие купленное в своих целях.

Рынок и рыночное общество учит людей простой, кажется, вещи — как эффективно зарабатывать деньги, а потом тратить заработанное. Две состав­ные части — самое рациональное и производительное за всю историю чело­вечества производство сочетается в современном рыночном обществе с самым расточительным потреблением того, что производится в огромных ко­личествах. Рыночное общество работает на потребителя, готово удовлетво­рить малейшую его прихоть. Но вовсе не потому, что сильно любит граждан своей страны. Рыночная экономика намеренно раздувает наши потребнос­ти, ибо вслед за этим раздуваются ее карманы. Мы платим деньги за свои желания, капризы, потребности, нужды.

Высокий уровень производства, существующий в развитых капиталистичес­ких странах, влечет за собой высокий уровень потребления. Люди не только

желают пользоваться, но и испытывают «необходимость» в паровом отоплении, ваннах и туалетах, холодильниках, в об­разовании, кинофильмах, радиоприем­никах и телевизорах, книгах, автомоби­ лях, путешествиях, музыке, модной одежде и т.д. Рыночную экономику можно определить как систему, в которой макси­мум потребностей можно удовлетворить при минимуме затраченных средств. Конкуренция возникает там и тогда, где и когда существует дефицит в чем-либо. Как известно, экономические блага — это товары, обладающие относительной редкостью. Если бы продуктов питания, одежды, увеселитель­ных услуг и т.д. было бы в избытке и в них не вкладывался человеческий труд. то все они, оставаясь социальными благами (желаемыми для большинства людей вещами), оказались бы недефицитными, следовательно, бесплатны­ми. Они не выступали бы как экономические блага, т.е. товары, продавае­мые за деньги. Экономика возникает только тогда, когда людям необходимо разумно распределить редкие блага, а рынок изобретен как самый рациональ­ный и эффективный способ получить такие блага.

На рынке все просто: приноси деньги, плати установленную цену и уно­си товар. Если вы спросите, где взять деньги, вам ответят: заработай. В ры­ночном обществе труд, также являющийся дефицитным ресурсом, продает­ся за деньги. Каждый из нас может продать свой труд, а на заработанные средства купить то, что надо. Если бы не было рынка, который, казалось бы. совершенно стихийно уравнивает спрос и предложение (на самом деле за видимостью хаоса скрыт сложно организованный механизм), то распреде­лять дефицитные блага между миллионами людей пришлось бы государству. А как оно это делает, мы знаем на примере социализма. Во-первых, очень бюрократически — с волокитой и нервотрепкой, во-вторых, весьма изби­рательно (первыми обеспечиваются не пенсионеры, а функционеры), в-тре­тьих, крайне недостаточно, потому что при низкой производительности об­щественного труда большинство населения живет крайне скромно.

Структурные элементы экономики — предприятия и фирмы, банки и биржи, рынки — скрепляются между собой денежными, информационны­ми и трудовыми потоками. Бизнесмены, потребители, рабочие затрачивают умственные и физические усилия, выполняя свои функции, т.е. совершают трудовые действия. Кроме того, они постоянно обмениваются информаци­ей, поскольку составляют отчеты, планы, счета, приказы, проводят совеща­ния и обсуждения, принимают решения и т.п. Наконец, между фирмами, банками, потребителями, работодателями происходит постоянный обмен денежными знаками: одни получают зарплату, другие — прибыль, кто-то снимает, а кто-то кладет деньги в банк и т.д. Все эти структурные элемен­ты — субъекты экономики — функционируют слаженно только тогда, когда их разрозненные усилия направлены к обшей цели, т.е. когда они решают три следующие задачи:

♦ Какие товары, в каком количестве и когда надо произвести, скажем хлеб, одежду, вооружение или томатную пасту?

♦ Каким технологическим способом их надо произвести, используя ка­кую и в каком количестве рабочую силу и из каких ресурсов?

♦ Для кого их надо производить и как их распределить между отдельны­ми индивидами, семьями или обществами?

Любое общество независимо от того, на какой ступени культурного раз­вития оно находится, вынуждено решать именно эти экономические про­блемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: