Рейтинг глобализации

Второй год подряд Ирландия признается самой глобализованной страной мира. В первую пя­терку наиболее глобализованных стран также вошли Швейцария (сохранила второе место), Швеция (была пятой), Сингапур (был третьим) и Нидерланды (четвертое место в прошлом рейтинге).

Всего в рейтинге глобализации участвуют 62 страны мира, объединяющие 85% населения земного шара и более 90% мировой экономи­ки. При составлении рейтинга эксперты журна­ла «Foreign Policy» учитывают четыре основных параметра. Во-первых, экономическая интег­рация — объем международной торговли, ин­вестиций и различного рода выплат (в том чис­ле и заработной платы), совершаемых с пере­сечением государственных границ. Во-вторых, персональные контакты — международные поездки и туризм, объем международных те­лефонных переговоров, почтовых отправлений и переводов и т.д. В-третьих, технология — число пользователей интернета, число интер­нет-серверов и т.д. В-четвертых, вовлечен­ность страны в международную политику — членство в международных организациях, ко­личество посольств и т.д.

В предыдущем рейтинге Россия занимала 40-е место в мире по уровню глобализации, а Укра­ина — 42-е. В 2002 г. ситуация изменилась: Ук­раина сохранила 42-ю строчку в итоговой таб­лице, а Россия сместилась на 45-е место. В ча­стности, Украина превзошла Россию по уровню вовлечения экономики в мировую экономичес­кую систему (по этому показателю Украина за­няла 35-е место, а Россия — 51-е), по числу граждан страны, посетивших иные страны (со­ответственно, 43-е и 54-е места), по объемам международной торговли (11-е и 40-е). Россия опережает Украину по числу международных организаций, в работе которых она принимает участие (12-е место — Россия, 22-е —Украина), а также по числу интернет-серверов (соответ­ственно 41-е и 45-е места). Для сравнения, Ве­ликобритания заняла 9-е место, следом за ней идут Финляндия, США и Франция. Чехия — на 15-й позиции, Германия — на 17-й, Польша — на 32-й, Япония — на 35-й, Китай — на 51-й. В прошлом году сократилось число туристов, совершающих путешествия в иные страны. Уменьшились также объемы международной торговли. Составители индекса подчеркивают, что уровень экономической интеграции особен­но заметно снизился в Западной Европе. Источник: Washington ProFile.

взаимосвязи. Так, одни телевизионные детали могут производиться в одной стране, другие — в другой, сам телевизор собираться в третьей, а продавать­ся в совершенно другом месте.

В соответствии с собственными представлениями о глобализации каждый трактует происходящие в современном обществе сдвиги по-своему. Одни — как безграничные возможности и перспективы, открываемые информаци­онными технологиями перед человечеством, другие — как историческую победу принципов свободного рынка, третьи — как виртуализацию реально­сти, четвертые — как угрозу возрождения колониальных порядков на базе новейших технологий.

Однако глобализация не сводится даже к сумме всего сказанного. Ключ к пониманию ее природы надо искать на социетальном уровне, в трансформа­ции старого общественного устройства и превращении его в объединение, которое многие социологи предлагают называть мегаобществом. Фактичес­ки речь идет о создании глобального сообщества, в рамках которого суще­ствующие национально-государственные образования выступают в качестве более или менее самостоятельных структурных единиц1".

Исследование мегаобщества требует соответствующих аналитических инструментов — понятий, категорий, языка. Возможно, обществознанию предстоит пережить такую же революцию, как в свое время точным и есте­ственным наукам в связи с созданием неевклидовой геометрии или теории относител ьности.

Двигателем глобализации экономической системы наряду с мировыми финансовыми рынками сегодня выступают мультинациональные предпри­ятия и мультинациональное предпринимательство, а также неправитель­ственные организации, которые становятся межгосударственными объеди­нениями людей по интересам. Их спектр весьма широк — от медицинских союзов, опекающих пленных и заключенных в кризисных регионах мира, до научного исследования антропогенных изменений климата. Особенно актив­на их деятельность в странах «третьего мира». Уже в 1992 г. насчитывалось более 23 тыс. международных неправительственных организаций".

Особая заслуга в интеграции мирового общества принадлежит коммуни­кативным техникам. Изобретение книгопечатания в Европе происходит од­новременно с началом экспансии европейско-атлантической цивилизации на другие регионы. На протяжении 400 лет книгопечатание оставалось са­мой распространенной коммуникативной техникой. Изобретение телегра­фа в XIX в. и быстрый рост новых телекоммуникативных техник XX в., на­чиная с телефона и заканчивая компьютерной коммуникацией, считаются началом радикальных перемен. Их смысл в отторжении телекоммуникации от транспортных техник. Распространение коммуникации больше не зави­сит от использования средств транспорта, как это происходило с печатной продукцией. Пространственные барьеры преодолеваются моментально: за событиями следят в одно и то же время миллиарды людей в разных уголках Земли. Такого не было ни в одну предшествующую историческую эпоху. Речь

10 Куваядин В.Б. Глобализация — светлое будущее человечества? — http://scenario.ng.ru/interview/2000-10-11/5_future.html.

Штихве Р. К генезису мирового общества — инновации и механизмы // Журнал социологии и со­циальной антропологии. 1999. Т. II, № 3. С. 67—77.

должна идти также о возросшей частоте межконтинентальных телефонных разговоров и о дальних путешествиях.

В мировом сообществе моментально распространяются не только пото­ки информации, но и любые социальные нововведения, интеллектуальные открытия. Одни государства заимствуют у других программы социальной защиты, структуры школьной системы и т.д. Взаимообмен неизбежно ведет к гомогенизации мирового общества, повышению степени его однороднос­ти: молодые россияне одеваются так же, как их сверстники в Лондоне или Нью-Йорке, одинаково проводят досуг и разделяют общие музыкальные предпочтения.

В 1960-е гг. канадский социолог Маршалл Маклюэн выдвинул концеп­цию перехода современного общества от «галактики Гутенберга» к «галак­тике Маклюэна». Если культурными символами традиционного общества выступали книгопечатание и печатное слово, превратившие европейское население в сплошь грамотное, то сегодня главными каналами информа­ционного обмена выступают телевидение, радио, кино, интернет. Изобре­тение фото, кино, видеоизображения делает визуальный образ ключевой

Рис. 22. От Гутенберга к Маклюэну

единицей новой культурной эпохи. Апофеозом «галактики Маклюэна» можно считать повсеместное распространение телевидения, изменившего не только среду массовых коммуникаций, но привычки и стиль жизни зна­чительной части человечества. По мнению другого известного социолога М. Кастельса, сегодня рождается новая культура — «культура реальной виртуальности»12. Реальная виртуальность — это система, в которой сама физическая реальность погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, где внешние отображения не просто находятся на экране, но сами становятся жизненным опытом.

12 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: