Теория конвергенции

Проблемам современного общества посвящено множество отечественных и зарубежных исследований, касающихся социологических вопросов глоба­лизации, постиндустриального общества, постмодернити и модернизации, в том числе работы Д. Белла, И. Валлерштайна, Э. Гидденса, Дж. Лотара, М. Арчера, П. Драка, М. Фазерстоуна, Дж. Майера, Р. Робертсона, Т. Фрид­мана, У. Грейдера, Д. Харвея, С. Хантингтона, Б. Гранотье, Ф. Фукуямы, Ж. Атали, М. Фридмана, Н. Смелзера, Э. Тирикьяна и др.

Анализ этой литературы показывает, что теория глобализации, вошедшая в научный оборот в 1990-е гг., является историческим приемником теории конвергенции, созданной в 1940—50-е гг., возникшей чуть позже теории мо­дернизации (1950—60-е), а также теории постиндустриального общества, раз­работанной в 1970-е гг. С нашим утверждением согласен и Т. Шанин, полагающий, что теория конвергенции является частным случаем теории модернизации1.

1 Шанин Т. Россия как «развивающееся общество». Революция 1905 года: момент истины (Главы из книг). — http://www.russ.ru/antolog/inoe/shanin.htm.

В теоретико-методологическом плане подобная преемственность означает содержательное, но только частичное вхождение концептуальных моделей более ранней социологической теории в более позднюю. Каждая последую­щая теория прирастает новыми принципами и положениями, которых не было на предшествующих этапах, в то же время у каждой последующей тео­рии расширяется класс эмпирических референтов, которые подлежат объяс­нению (рис. 20).

Так, теория модернизации описывала стратегический путь развития за­падноевропейского и американского капитализма, лишь отчасти распрост­раняя рекомендательные модели на незападное общество. Теория постинду­стриального общества охватывала исторический путь развития человечества, но не всего, а только западного. Авторы теории конвергенции (Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, А. Сахаров, П. Сорокин, Ж. Фурастье и др.) утверждали, что историческая эволюция современного индустриального, а впоследствии и постиндустриального общества создает условия для сближения и взаимной инфильтрации двух противоположных систем — западного капитализма и восточного коммунизма. Наконец, теория глобализации включает в себя как исторические модели, так и текущие, которые описывают последствия гло­бализации для всех уголков Земли, включая примитивные племена, сохра­нившиеся в ойкуменных регионах.

Не ясен вопрос о соотношении теории глобализации с еще одной социо­логической теорией — концепцией постмодернити. Во-первых, не решен вопрос о статусе последней. Возможно, он представляет не единичную тео­рию или замкнутую парадигму, а некое аморфное направление либо течение на интеллектуальном фронте. Во-вторых, не прояснено время ее появления — считать ли теорию постмодернити одновременным с теорией глобализации феноменом либо предшествующей ей.

Рис. 20. Исторические предшественники и составные части современной теории глобализации

Благодаря указанным теориям существенно обогатился язык современной социологии, в научный аппарат которой вошли, в частности, такие понятия, как мультикультурализм, геополитика, мировая система, информационные технологии, ядро и периферия, интеллектуальный капитал, когнитариат, гло­бальная деревня, макдонализация, вестернизация, маргинализация, транзи­тивность, глобалюция (globalution), космократия, инфраполитика, контраге-гемония, антиглобалисты, детерриториализация, глобальное соседство.

В общественных науках Запада длительное время сталкивались две про­тивоположные опенки происходящих изменений: 1) теория конвергенции, которая оценивает данные явления как процесс сближения капитализма и социализма в результате близости их индустриальных основ; 2) теория ди­вергенции, которая базировалась на противоположных оценках и доказыва­ла нарастающую противоположность этих систем.

Теория конвергенции (от лат. convergentio — сближение разного, вплоть до возможного слияния в единое) — учение, обосновывавшее мирное со­существование двух систем — капиталистической и социалистической,воз­можность и необходимость сглаживания экономических, политических и идеологических различий между капитализмом и социализмом, их после­дующего синтеза в некое «смешанное общество». Разрабатывалась в сере­дине 1950-х гг. рядом западных социологов, политологов, экономистов и философов (Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Б. Рассел, П. Сорокин, Я. Тинберген и др.). Эта концепция появилась в годы идеологического и военного про­тивостояния двух общественно-политических систем — социализма и ком­мунизма, представители которых боролись за передел мира, пытаясь наса­дить, нередко вооруженным путем, свой порядок во всех уголках планеты. Противостояние помимо отвратительных форм, которое оно принимало на политической арене (подкуп лидеров африканских стран, военное вмеша­тельство, экономическая помощь и т.д.), несло человечеству угрозу термо­ядерной войны и глобального уничтожения всего живого. Передовые мыс­лители Запада постепенно приходили к мысли, что безумному соревнова­нию и гонке вооружений надо противопоставить нечто такое, что примирит две враждующие социальные системы. Так родилась концепция «третьего пути» развития, согласно которой, заимствуя друг у друга все лучшие чер­ты и тем самым сближаясь друг с другом, капитализм и социализм смогут ужиться на одной планете и гарантировать ее мирное будущее. В результа­те синтеза должно появиться нечто среднее между капитализмом и социа­лизмом.

Объективные условия конвергенции капитализма и социализма раскрыл известный американский экономист и социолог Джон Гэлбрейт:

Конвергенция связана прежде всего с крупными масштабами современ­ного производства, с большими вложениями капитала, совершенной техникой и со сложной организацией как важнейшим следствием на­званных факторов. Вес это требует контроля над ценами и, насколько возможно, контроля над тем, что покупается по этим ценам. Другими словами, рынок должен быть заменен планированием. В экономичес­ких системах советского типа контроль над ценами является функци­ей государства. В США это управление потребительским спросом осу­ществляется менее формальным образом корпорациями, их рекламны­ми отделами, агентами по сбыту, оптовыми и розничными торговцами. Но разница, очевидно, заключается скорее в применяемых методах, чем в преследуемых целях...

Индустриальной системе внутренне не присуща способность... обеспе­чить покупательную силу, достаточную для поглощения всего, что она производит. Поэтому она полагается в этой области на государство... В экономических системах советского типа также ведутся тщательные подсчеты соотношения между объемом получаемых доходов и стоимо­стью товарной массы, предоставляемой покупателям...

И наконец, индустриальной системе приходится полагаться на государ­ство в деле обеспечения обученными и образованными кадрами, кото­рые стали в наше время решающим фактором производства. То же имеет место и в соци&тистических индустриальных странах2.

Говоря об условиях возникновения теории конвергенции, ее сторонни­ки указывали на наличие по обе стороны «железного занавеса» и ряда других общих черт, свойственных современной эпохе. К ним относили единое на­правление научно-технического про­гресса, сходство в формах организации труда и производства (например, авто­матизация), общие для развитых стран демографические процессы, многочис­ленные параллели по линии урбаниза­ции, бюрократизации, «массовой куль­туры» и пр. Отмечались и прямые вза­имовлияния, например усвоение западными правительствами и крупны­ми фирмами определенных элементов советского опыта планирования3.

Политической причиной возник­новения теории конвергенции явились геополитические результаты Второй мировой войны, когда на карте мира появились полтора десятка социалис­тических стран, тесно связанных меж­ду собой, с населением свыше трети всех живущих на Земле. Формирова­ние мировой социалистической систе­мы привело к новому переделу мира — взаимному сближению ранее разоб­щенных капиталистических стран, разделению человечества на два поляр­ных лагеря.

Доказывая необходимость их сбли­жения, некоторые ученые приводили в пример Швецию, добившуюся впе­чатляющих успехов в области как сво­бодного предпринимательства, так и социальной защиты населения, как бы демонстрируя реальную осуществимость конвергенции. Полное сохране­ние частной собственности при ведущей роли государства в деле перерас­пределения общественного богатства казалось многим социологам Запада воплощением подлинного социализма. Путем взаимного проникновения двух систем интеллигенты намеревались придать социализму большую эф­фективность, а капитализму — гуманистичность.

- Гибреит Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969. С. 453—454. 1 См.: Бурмин Ю. Россия и конвергенция // Октябрь. 1998. №1.

4 Hansen В.. Ian Tinbergen. An Appraisal of His Contributions to Economics// Swedish Journal of Economics. 1969. Vol. 71. №4. P. 325-336.

Идея конвергенции оказалась в центре внимания после появления в 1961 г. известной статьи Я. Тинбергена.

Идея синтеза двух противоположных социальных систем — демократии западного образца и российского (советского) коммунизма — была выдви­нута Сорокиным в 1960 г. в статье «Взаимное сближение США и СССР к смешанному социокультурному типу». По его мнению, «дружба» капитализ­ма с социализмом наступит не от хорошей жизни. Они находятся в глубо­ком кризисе. Упадок капитализма вызван разрушением его основ — свобод­ного предпринимательства и частной инициативы; кризис коммунизма выз­ван его неспособностью удовлетворять элементарные жизненные потребности людей. При этом саму концепцию советского общества Соро­кин считает глубоко ошибочной: она держится на тоталитаризме. Коммуни­стическому режиму в России все равно придет конец, поскольку коммунизм может выиграть войну, но не может выиграть мир. Спасение СССР и США, лидеров враждебных лагерей, — во взаимном сближении. Оно тем более воз­можно, что русский и американский народы, по мнению Сорокина, очень похожи друг на друга, как похожи две страны, системы ценностей, права, науки, образования и культуры.

Страстным поклонником теории конвергенции проявил себя создатель атомной бомбы в СССР академик А.Д. Сахаров, посвятивший ей книгу «Раз­мышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной сво­боде» (1968). Одним из первых осознав ядерную угрозу, выдающийся физик еще в 1955 г. начал одинокую и самоотверженную борьбу за запрещение ис­пытаний ядерного оружия, увенчавшуюся известным Московским догово­ром 1963 г. Сахаров неоднократно подчеркивал, что является не автором, а лишь последователем теории конвергенции: «Эти идеи возникли как ответ на проблемы нашей эпохи и получили распространение среди западной ин­теллигенции, в особенности после Второй мировой войны. Они нашли сво­их защитников среди таких людей, как Эйнштейн, Бор, Рассел, Сцилард. Эти идеи оказали на меня глубокое влияние, я увидел в них надежду на преодо­ление трагического кризиса современности»5.

Другой ее сторонник, ученый с мировым именем Б. Рассел учредил по­ныне существующую международную правозащитную организацию «Меж­дународная амнистия», которая берет под свою правовую защиту узников совести из самых разных стран. В 1970-е гг. 3. Бжезинский придал теории конвергенции геополитический масштаб.

Советская власть, считавшая теорию конвергенции плодом буржуазного сознания, выдвинула свою идею — концепцию мирного сосуществования двух систем с различным социальным строем. Разница между ними состоя­ла в том, что конвергенция подразумевала сближение капитализма и социа­лизма при руководящей роли капитализма, а идея мирного сосуществования исходила из неизбежности полной конечной победы коммунистического строя над капиталистическим.

Оценивая историческую роль идей конвергенции, надо сказать, что они красной нитью прошли через XX в. и приобрели поистине глобальное зна­чение. Идеи, выраженные в теории конвергенции в концентрированной

3 Сахаров Л. Воспоминания. Т. 1. М., 19%. С. 388.

форме, возникли в самом начале XX в., когда появилось советское государ­ство и мир раскололся.

Идея смешанной экономики и поиска компромисса между капиталисти­ческой и коммунистической системами возникла, как показал Р. Латыпов6,

после Гражданской войны в России, ког­да на Западе поняли, что вооруженным путем советскую власть свергнуть не удас­тся и с ней придется вести не только диа­лог, но и торговать, заключать политичес­кие договоры, мирно сосуществовать. Произошли изменения и в Советской Рос­сии: с окончанием Гражданской войны за­кончился и военный коммунизм — эпоха социалистического строительства путем насильственного вытеснения капиталис­тических элементов. Для выхода из разру­шительного экономического кризиса В.И. Ленин предложил оживить частнока­питалистический уклад. Нэп, соединив­ший социализм с рыночной экономикой, следует считать первой в мире попыткой реализовать на практике идеи конверген­ции, хотя и не под своим прямым именем. И всякий раз, когда начинал пробуксовы­вать социализм, большевики пытались его реанимировать с помощью капиталисти­ческих методов. В общем, СССР предпри­нял четыре эксперимента по сближению рыночной и плановой экономик при безусловном господстве в обществе социалистического уклада, а именно:

1) ленинская новая экономическая политика (нэп, 1921 — 1929);

2) экономическое реформирование 1950-х гг., осуществляемое в стране под руководством Н.С. Хрущева;

3) хозяйственная реформа А.Н. Косыгина (1965—1968);

4) горбачевская реформа по созданию «социализма с человеческим ли­цом», допущению индивидуальной трудовой деятельности и кооперативов(1985-1989).

Все советские реформы, в ходе которых к плановой экономике стреми­лись привить товарно-денежные элементы, получили название хозрасчета. Ни одна реформа успехом не закончилась, социализм не догнал западные страны по уровню производительности труда и не накормил вдоволь свой народ. Эксперименты с рыночной либерализацией социализма закончились для него весьма печально — он рухнул в начале 1990-х гг. В противополож­ном направлении и с гораздо большим успехом продвигались западные пра­вительства. Они пытались придать капитализму «человеческий облик», вне­дрив систему социальных гарантий и выплат.

6 Латыпов Р. Троцкий, Кейнс и новый курс Рузвельта. — http://archive.lseptember.ru/his/2000/ no40.htm.

В 1922—1923 гг. видные экономисты и политические деятели Запада во главе с Дж.М. Кейнсом разработали программу «Реконструкция в Европе», где предлагалась новая модель мирового устройства, в котором найдут себе место разные культуры, страны и политические системы. Материалы про­екта публиковались в качестве специальных международных приложений к английской газете «Манчестер гардиан». В них нашли отражение практически все проблемы, затрагивавшие большинство стран мира: население, мировые ресурсы, сельское хозяйство, инфраструктура, рабочее движение, социальные проблемы, финансы, бедность и др. Посвятив специальный номер Советской России7, Кейнс поставил «русский вопрос» в центр внимания своего проек­та мировых реформ, что давало России в тот момент уникальный шанс «вер­нуться в мир». Однако большевистские вожди не оценили этого историчес­кого шанса.

Проект «Реконструкция в Европе» благотворно повлиял на общественное сознание западного общества. Повсюду в капиталистических странах к вла­сти приходят политики-реформаторы. С тех пор рабочий класс постоянно расширял свои экономические и социальные права, добиваясь уступок от работодателей, а буржуазия получала взамен десятилетия классового мира и политической стабильности. В 1920—30-е гг. капиталистический мир всерьез заинтересовался проблемой планирования и рационально организованного регулируемого экономического порядка. Как едко выразился Л. Троцкий, капиталистические реформаторы «ползают на карачках, отыскивая рецепт омоложения капитализма»8.

Попытки идейных противников взять самое лучшее из противоположной системы и применить у себя предпринимались на протяжении всего XX в. как большевиками, так и буржуазными правительствами.

Теория конвергенции послужила теоретико-методологической основой для возникших в 1980-е гг. концепции социализма «с человеческим лицом» и социал-демократической идеологии. Как научная теория она умерла, но как руководство к практике оказывает влияние на европейцев и в XXI в. Либе­ральный капитализм в его первозданном виде европейцев уже не устраива­ет. Именно поэтому в последние годы консервативные правительства в ве­дущих странах Старого Света — Франции, Великобритании, Германии и Ита­лии — уступили место социалистам и социал-демократам. В 1999 г. президент США Билл Клинтон выступил с инициативой создать Общественный поли­тический центр, который, объединив лучшие умы Америки, станет связую­щим звеном между правительствами и умеренными движениями Запада и Азии. Задача нового объединения — создание «всемирной экономики с че­ловеческим лицом», т.е. внедрение в рыночную экономику принципов со­циальной справедливости. «Третий путь» по-американски предполагает руководящую роль США в мире в XXI в.

Теория дивергенции, противоположная теории конвергенции, утвержда­ет, что между капитализмом и социализмом гораздо больше различий, чем сходства, и они со временем усиливаются. Обе системы, как разбегающиеся галактики, с нарастающей скоростью движутся в противоположных направ­лениях. Никакого перетекания или смешения между ними не может быть.

7 Manchester Guardian Commercial. I922. № 5.

8 Бюллетень оппозиции. 1930. №41. С. 14.

Концепция модернизации — третья теория или, лучше сказать, свод теорий, избрала компромиссный путь, утверждая, что две общественно-политичес­кие системы могут соединиться, но прежде они должны сильно видоизме­ниться, причем несимметрично: социализм должен отказаться от своих цен­ностей и приблизиться к идеалам рыночной экономики.

Большой общественный резонанс приобрела парадоксальная концепция Френсиса Фукуямы, американского ученого японского происхождения.

Основываясь на теории конвергенции и исторических изменениях, происхо­дивших в СССР, он сделал вывод о том, что с крахом коммунизма как истори­чески значимой общественной системы из мировой истории удаляется после­ днее глобальное противоречие — про­тиворечие между двумя системами. Мир становится монополярным, поскольку ценности либеральной демо­кратии торжествуют там, где они ранее отрицались.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: