Определение и классификация

В социологической литературе российское общество чаще всего дается в сравнительной перспективе. Историки, экономисты и социологи выявляют общие и отличительные черты в генезисе социальной структуры российско­го и западноевропейского феодализма и капитализма, социальной структу­ры и общественных институтов, процесса модернизации общества, стадий и фаз его исторического развития. Их основной вывод — уникальность россий­ского общества.

В том, что Россия представляет собой уникальный тип общества, сходятся сегодня большинство отечественных и многие зарубежные социологи. Как самостоятельное общество она существует 1000 лет, если ее началом считать христианизацию Руси в 988 г. Она в 5 раз моложе самой древней на планете цивилизации — египетской, насчитывающей 5 тыс. лет, и в 5 раз старше са­мой развитой на сегодняшний день американской цивилизации, если считать ее началом получение США независимости 200 лет назад. Такое расположе­ние на временной шкале человечества уже само по себе придает ей определен -

ное своеобразие. С одной стороны, у России нет такого мощного культурного наследия, как у ведущих мировых цивилизаций. Когда речь заходит о куль­турных истоках, указывают на Византию, просуществовавшую 1200 лет и в свое

время по уровню развития обгонявшую Западную Европу. Отсутствие древнего исторического прошлого косвенно ука­зывает на этническую молодость на­ции, ее готовность развиваться, про­грессировать. С другой стороны, Рос­сия сегодня уступает в экономической и индустриальной мощи более молодой Северной Америке, гораздо более дина­мичной и агрессивной, что косвенно может свидетельствовать о своеобраз­ной этнической дряхлости или устало­сти России.

Итак, Россия очень молодая и од­новременно очень дряхлая цивилиза­ция, обладающая огромным потенци­алом, но не способная его эффективно применить. Столь противоположные оценки одного и того же общества по­рождены неоднозначностью, загадоч­ностью и противоречивостью самого феномена, призванного служить нам предметом изучения.

Для характеристики российского общества специалисты часто употреб­ляют термины, призванные подчеркнуть то обстоятельство, что страну нельзя однозначно причислять к какой-либо из существующих или существовавших прежде общественно-экономических формаций или типов цивилизации. Она не Запад и не Восток, она не капиталистическая и не социалистическая стра­на, не рыночное, но и не безрыночное общество. В России находят элемен­ты любого из существовавших на планете типов общества, экономической формации, цивилизации, но соединенные в какую-то новую и до конца не понятую еще конфигурацию. Наиболее удачными терминами при ее харак­теристике многие авторы считают понятие «пограничное», «переходное», «транзитное», «периферийное», «промежуточное» общество.

Характерной чертой подобных обществ выступает конфликтное перепле­тение элементов двух основных типов цивилизационного развития человече­ства — восточного и западного. Возможно, что именно это обстоятельство — конфликтное, а не гармоничное соединение разноцивилизационных черт — не позволяет российскому обществу добиться политической стабильности, высокого экономического и социального развития. В связи с этим А.В. Ви­ноградов пишет об анклавно-конгломератной самоорганизации не-западных обществ и России, которая со-равно-положена с Западом и Востоком1.

1 Восток — Запад — Россия: Сб. статей. М, 2002.

Правда, некоторые специалисты полагают, что Россия — не единствен­ный на планете переходный тип общества, скроенный по формуле Восток-Запад. В одном с ней ряду стоят Латинская Америка, Испания, Португалия, страны Балкано-Дунайского культурного круга и некоторые другие.

Российская цивилизация, как и перечисленные выше регионы, представ­ляет собой сочетание весьма противоречивых тенденций, идущих от Запа­да и Востока. В цивилизационном смысле Запад — это акцентированный рационализм, утилитарная экономи­ческая этика, господство человека над природой и ее подчинение нуждам общества, преобладание индивиду­ального начала над коллективным, культ инноваций и обновления, де­ мократические институты и рыноч­ное хозяйство. В противоположность этому Восток воплощает верность традициям, подчинение индивида кол­лективу, авторитаризм в управлении, подчинение человека природным ритмам, отказ от принципов конкуренции и прибыли, самодовлеющую власть натурального хозяйства.

Особенность развития России определяется, по мнению В.И. Пантина, на­личием мощных нерыночных укладов и особой экономической политикой го­сударства. Россия не являлась и до сих пор не является непосредственной ча­стью мирового рынка, будучи ограждена от него рядом различных барьеров. В России самостоятельное развитие и накопление торгово-денежного богат­ства, накопление капитала неоднократно прерывались ростом централизован­ной государственной хозяйственной системы, использовавшей и прибавочный продукт, и часть необходимого продукта на совершенствование военно-адми­нистративного механизма. Цели эти достигались путем изъятия из хозяйствен­ного оборота и экономического омертвления накопленных богатств в виде го­сударственных сокровищ2.

В свое время Западная Европа находилась в фазе традиционного общества. Для того чтобы его модернизировать, потребовалось не менее 400 лет. И это не случайно. Дело в том, что медленнее всего изменяются нормы, традиции, ценности и менталитет нации, ее привычки и образ жизни. Экономику и технику можно изменить довольно быстро. Замедленность духовного про­движения объясняется тем, что старые привычки и традиции, прежде чем их заменят новые, должны исчерпать себя, показать свою бесперспективность и неспособность помочь нации выживать в меняющемся мире. На это могут уйти десятилетия, если не столетия.

В России еще только начинали складываться культурные традиции и привычные устои, когда страну завоевали монголо-татарские орды. В те­чение 300 лет происходили откат назад, отказ от традиций и формирова­ние новых приспособительных механизмов, но не на добровольной осно­ве, а на принудительной. Покоренной нации прививались чужеземные ин­ституты, традиции, ценности. До сих в своем поведении мы еще во многом азиаты. Пока Русь отстаивала свой государственный суверенитет, боро-

2 Пантин В.И. Революция с кнутом // Век XX и мир. 1989. № 9. С. 23-25.

лась с нашествиями и укрепляла верти­каль власти, столь нужную для огромной территории, хорошо интегрированная внутри себя Европа пережила несколько культурных эпох, включая готическое Средневековье, величественное Возрож­дение, религиозную Реформацию и ду­ховное Просвещение. Отставшей России не удалось участвовать в общем созида­тельном строительстве; пришлось пере­нимать готовые институты с тем, чтобы хоть как-то или когда-то догнать разви­тые страны.

Затянувшаяся на столетия и плохо дви­жущаяся модернизация — естественная плата за историческое отставание. В этом заключается один из элементов или одна из характеристик того особого пути развития, который многие ученые приписывают Рос­сии. Созданную у нас цивилизацию особо­го типа иногда называют евразийской.

Развитие России в течение тысячеле­тия — это колебание между двумя полюса­ми — рыночным и нерыночным, между

ценностями коллективизма и индивидуализма, между западноевропейским

и евразийским путем исторического генезиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: