ТРИЗ-технологии в образовательной работе с дошкольниками»

ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г.МОГИЛЕВА

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

«Использование элементов

ТРИЗ-технологии в образовательной работе с дошкольниками»

  Составитель: Лавицкая Галина Ивановна Воспитатель
   

Сведения об авторе опыта

Фамилия, имя, отчество Лавицкая Галина Ивановна
Дата рождения 15.02.1964
Образование Высшее
Какое учреждение и когда закончил Могилевский государственный педагогический институт им. А.А.Кулешова, 1989г.
Специальность по образованию Преподаватель педагогики, психологии, методист
Место работы  
Должность Воспитатель
Стаж работы в должности 29 лет
Квалификационная категория и год присвоения Высшая, 2008г.

Аннотация

на педагогический опыт работы воспитателя ГУО «Ясли- сада №84 г.Могилева» Лавицкой Галины Ивановны «Использование элементов ТРИЗ-технологии в образовательной работе с

дошкольниками.

Одна из наиболее популярных в последнее десятилетие инновационных педагогических технологий, адаптированная к дошкольному детству является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (РТВ). Данная технология активно используется в дошкольных учреждениях России и многих республик постсоветского пространства. Процесс адаптации этой технологии к дошкольному детству идет непрерывно - разрабатываются пути внедрения ее в различные методики дошкольного воспитания, технологические цепочки использования отдельных методов, дидактические и наглядные пособия и т.д.

Опыт работы воспитателя Лавицкой Г.И. и постоянное развитие в этом направлении коллектива ГУО «ясли-сада №84г.Могилёва» способствовало разработке авторских интегрированных занятий,активно применяемых в работе с детьми.

Созданная Г.С.Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), положенная в основу данного опыта работы, явилась базой для новой методологии развития творческого потенциала, обучения приемам, избавляющим мышление от ненужных штампов. И чем раньше начинается обучение таким приемам, тем более высокий результат будет достигнут.

В своих работах Л.С.Выготский подчеркивал, что движущей силой психического развития является обучение, как необходимы путь становления родовых, исторических особенностей человека, как путь "присвоения" ребенком общечеловеческих способностей. При этом он делал акцент на том, что не всякое обучение хорошо, а только то, которое акцентируется на "зону ближайшего развития", на созревающие, а не уже созревшие функции.

Обучение ребенка может происходить и стихийно, и целенаправленно, но всегда в сотрудничестве (явном или скрытом) с другим человеком, взрослым или сверстником.

Однако никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности и определяют процесс психического развития ребенка. При этом существенно влияние наследственности и среды, т.к. от этого зависит качественный уровень развития ребенка, его творческих способностей.

В комплексном использовании различных видов деятельности (на основе ТРИЗ-РТВ) единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте

обеспечивается в большой степени системой развивающих занятий, заданий с учетом специфики образовательного процесса.

Творческие наработки воспитателя Лавицкой Галины Ивановны по теме «Использование элементов ТРИЗ-технологии в образовательной работе с дошкольниками» представляет собой опыт работы, который формировался в течение 2005-2009г.; Лавицкая Г.И. накапливала опыт работы с детьми гр.Почемучки, гр.Фантазеры, работающих по национальной программе «Пралеска».

Накопленный опт позволяет научить детей самостоятельно строить классификационные структуры объектов материального мира, работать с задачами изобретательского плана: формулировать и решать противоречия, производить анализ ресурсов объекта и его окружения,; решать задачи прогнозного характера: определять функции объекта, рассматривать выполнение данной функции в будущем как идеальный конечный результат или как построение прогнозов по свертыванию, замене или исчезновении функции; строить и реализовывать исследовательские задачи: видеть проблемное поле, планировать и производить эксперимент, делать вывод; использовать обобщенные способы мышления при создании творческого продукта в разных предметных областях; придумывать задачи творческого характера.

Система работы Лавицкой Г.И. базируется на общих педагогических принципах построения содержания и форм работы с дошкольниками:

а/ гуманитаризации - обеспечение духовного, социокультурного, нравственного содержания; насыщение педагогического процесса показами объектов в разном временном и культурном восприятии; показ разнообразных способов мышления;

б/ гуманизации - обеспечение прав ребенка на свободный выбор способа, характера и формы его созидательной деятельности при условии соблюдения правила «не навреди другому»;

в/ стандартизации - определение и обеспечение обязательного минимума подготовки ребенка к школе;

г/ принципе опережающего развития - организация процесса опережающего обучения ребенка, построение прогнозов изменения потребностей образовательного учреждения;

д/ интеграции - построении системы сквозного по вертикали и комплексного по горизонтали содержательного воздействия, которое обеспечивает поступательное развитие личности ребенка, формирование у него целостной картины мира.

Оптимальное функционирование опыта работы Лавицкой Г.И. обеспечивается серией разработанных ее конспектов занятий, сценариев, игровых заданий с включением элементов ТРИЗ. Их использование помогает активизировать познавательный интерес дошкольников, способствует формированию творческой речевой деятельности и выразительности речи, индивидуальных способностей детей.

Направленность в работе воспитателя по данной теме позволила обеспечить положительную динамику знаний детей, так как учтены психологические особенности детей, личностные качества дошкольников.

Одной из главных качеств в проведении любого из предложенных занятий, является формирование таких качеств мышления, как системность и диалектичность. Для развития этих качеств на занятии используются различные приемы, среди которых: мозговой штурм, эмпатия, метод фокальных объектов, морфологический анализ, методика моделирования маленькими человечками. Предложенный материал содержит игры, задания, направленные на формирование у детей навыков создания речевого творческого продукта: составление сравнений, рифмовок, загадок, творческих рассказов по картине, анализ и придумывание текстов сказочного содержания, которые органично включаются в различные виды занятий.

Используя практический материал каждый педагог может ввести свои дидактические и развивающие игры в любой конспект, изменить некоторые части занятия, выбрав что-либо из дополнительного материала (стихи, загадки, считалки, физкультминутки).

Материалы опыта работы можно использовать как на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические, так и в свободное время.

.


Оглавление

   
   
   
   
   
   
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: