Научная основа опыта

Мир, в котором мы живем, развивается и меняется очень быстро. То, что сегодня ново, интересно или представляет проблему, завтра становится уже пройденным этапом. Мы учимся, приобретаем новые умения и навыки, получаем современные знания, осваиваем новейшие технологии. Но никто не может гарантировать, что все это понадобится нам в завтрашнем дне.

Процесс воспитания и обучения ребенка - это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача педагога - подготовка подрастающего поколения для жизни в завтрашнем дне. Для того, чтобы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее "сегодня" от наступающего "завтра". (И. 1,6)

Эпоха индустриализации медленно, но верно заменяется эпохой, где главным товаром является информация. Возникают информационные технологий, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить и влиять друг на друга, находясь на разных концах земного шара. Появление Интернета разрушило границы между народами.

В этом потоке информации несравненно трудней влиять на мировоззрение подрастающего человека. И это в равной степени касается как государственных средств массовой информации, так и образовательных учреждений. Российские и белорусские педагоги уже сегодня заметили, что стало куда труднее управлять мнением и мироощущением детей, - особенно в крупных городах, где пространство информации с момента развала Советского Союза существенно расширилось.

Мы вступаем в стремительно меняющийся мир. Поэтому педагогику лихорадит закономерно - и, заметим, не только в Белоруси. И острее проблемы у тех педагогов, которые инерционно мыслят, прочно находятся в усвоенных образовательных традициях и стереотипах.

Какие задачи учит решать современная школа? А какие задачи ставит перед молодым человеком жизнь? Даже без всякого анализа мы интуитивно чувствуем, что это совершенно разного типа задачи.(И.7,18)

Очевидна новая проблема педагогов: как научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Основные составляющие этого умения: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, самообучаться принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно "сваливающихся" задач. Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, - в мире будущего.

Данное противоречие заставило задуматься над вопросом: ЧЕМУ УЧИТЬ? Образование опирается на передачу знаний, зачастую устаревших еще до того, как войти в учебные программы. Да и как успеть за наукой? Этот парадокс возник исторически недавно - когда технологические и научные парадигмы стали меняться в течение одного поколения. Все меньше удовлетворяет темпам жизни узкоспециальное образование. Ведь чем уже специалист, тем сложнее ему переучиваться, тем труднее ориентироваться в смежных областях знаний. А решение современных

задач все больше требует системного подхода, умения видеть отдаленные последствия. Хорошо решена задача - новые возможности. Плохо - новые

неприятности. И это касается не только научной или другой профессиональной деятельности, но и бытовой жизни.(И. 10)

Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимо формирующемуся уму, как витамины - растущему организму. А такие задачи есть в любой предметной и межпредметной области. И они ответственны за развитие творческой интуиции. Ведь интуиция - это не только «дар божий». Это особым образом организованный творческий опыт: встроенный в подсознание опыт решения нестандартных задач.(И.3)

Способы развития воображения и творческого мышления уже пришли в образование. Разработкой знаний, и, главное, умений решать нестандартные задачи занимается Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). И, несмотря на то, что эта теория уже стала мировым достоянием, самые интересные экспериментальные площадки по ее применению в образовании находятся в России. Конечно, это маленькие искорки в пробуждающемся вулкане нового образования. Правда, и развитого творческого мышления тоже недостаточно для успеха. Чтобы быть продуктивным, нужны еще, как минимум, навыки организации творческого труда.

Традиционно считается, что процесс воспитания и обучения — это взгляд человечества в будущее. А основная задача педагога — подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Естественно, встает проблема: чему учить?

Зачастую получается, что знания, опыт устаревают еще до того, как их включают в образовательные программы. Технологические и научные мо­дели меняются в течение одного поколения несколько раз. А педагоги должны учить детей жить в динамичном мире.

На первый взгляд, это кажется невозможным, но выход можно найти из любой ситуации, а проблемы для того и существуют, чтобы их решать.

Итак, в современной педагогике вырисовываются следующие вопросы: ЧЕМУ УЧИТЬ? КАК УЧИТЬ?

Для начала попробуем разобраться с первым вопросом. Чему мы можем научить ребенка, если не знаем сами, что ему понадобится завтра? Перед ним встанут проблемы, с которыми он еще не сталкивался, и раз­решать которые его не учили. А если взять на себя смелость учить ребенка решать ВСЕ задачи, ЛЮБЫЕ проблемы? Это только кажется невозможным. На самом же деле...

Генрих Саулович Альтшуллер создал новое направление в теории решения нестандартных, творческих задач - Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), которая представляет собой сплав диалектической логики, психологии и изобретательского опыта.(И.9)

Основное положение ТРИЗ заключаются в том, что технические системы возникают и развиваются по объективным законам, которые можно выявить и сознательно использовать для решения изобретательских

задач. Конечная цель развития технических систем - достижение идеального конечного результата (ИКР), т.е. когда системы нет, а функция выполняется.

Процесс решения изобретательских задач рассматривается как выявление, анализ и разрешение технического противоречия. Для этого создана комплексная программа алгоритмического типа АРИЗ (Алгоритм Решения Изобретательских Задач). Суть АРИЗ состоит в том, чтобы путём сравнения ИКР и реальным техническим объектом выявить первоначально административное, а затем техническое и физическое противоречие, найти его причину, а затем устранить её, перебрав относительно небольшое число вариантов. Программа рассматривает процесс решения изобретательской задачи как последовательность операций (частей, шагов, этапов) по анализу неопределённой, а зачастую и вообще неверно поставленной изобретательской задачи и преобразованию её в чёткую схему (модель) конфликта, не разрешимого обычными, ранее известными способами задачи. Дальнейший анализ конфликта приводит к выявлению технического противоречия, а затем и его причины - физического противоречия. Параллельно осуществляется исследование имеющихся вещественно- полевых ресурсов (ВПР). Используя эти (или дополнительно введенные из внешней среды) ресурсы, разрешают физическое противоречие и устраняют конфликт, из-за которого возникла задача. Программа также предусматривает операции по устранению психологической инерции и по дальнейшему развитию найденной идеи, извлечению из неё максимальной пользы.

Условия и ход решения задач записываются на основе ВЕПОЛЬНОГО АНАЛИЗА, который позволяет унифицировать казалось бы несопоставимые технические решения. Основой для разработки вепольного анализа послужила современная физическая картина мира и характерное для неё изображение физической реальности: вещество (В), поле (П) и взаимодействие. Запись условий задачи в вепольных символах позволяет выделить причины её возникновения путём моделирования физических процессов, происходящих в зоне конфликта, и отыскать наиболее эффективные пути преобразования технических систем.

Для разрешения противоречий используется упорядоченный и постоянно пополняемый информационный фонд - 40 типовых приёмов разрешения противоречий, 5 классов стандартов на решение нестандартных задач. (И. 10,12)

Наряду с прикладной функцией ТРИЗ в ней развивается и Теория Развития Творческой личности (ТРТЛ). Главная цель ТРИЗ-ТРТЛ - каждому человеку должно быть доступно творчество самого высокого уровня. Формирование творческой личности неразрывно связано с

развитием способности к воображению, фантазии, которое обеспечивается системой упражнений по развитию творческого воображения (РТВ).

Применение методов ТРИЗ обеспечивает решение широкого круга изобретательских задач в короткий срок (дни, недели, месяцы). Процесс

решения завершается получением и первоначальной проверкой новой идеи. Весь творческий цикл (выбор проблемы, решение составляющих проблему задач, внедрение) длится годами, а иногда и в течение полутора-двух десятилетий. Для создания высокоэффективных изобретений на протяжении всего творческого цикла изобретателю необходимо иметь комплекс качеств, присущих творческой личности. Анализируя биографии многих выдающихся творческих личностей, Г.С. Альтшуллер и И.Верткин выделили шесть основных их качеств:

1. Умение выбрать достойную цель. Цель должна быть конкретной и в то же время не излишне узкой. Необходимо представить разрабатываемую систему и её взаимосвязь с надсистемой и над-надсистемой. Новая достойная цель, как правило, опережает своё время, и при её достижении отсутствует конкуренция. Достижение цели не должно зависеть от наличия сложного дорогостоящего оборудования и больших средств. Это даст возможность вести разработки в любых жизненных условиях.

2. Способность разработать реальную программу (на всю жизнь, на пять лет, на год, на месяц, на день) и регулярно контролировать её выполнение. В большинстве случаев план включают также приобретение знаний, необходимых для достижения цели, которые чаще всего оказываются за пределами имеющейся специальности.

3. Высокая работоспособность, обеспечивающая выполнение намеченных планов.

4. Владение техникой решения творческих, нестандартных задач, которые встречаются на пути к цели.

5. Способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, умение "держать удар". Сохранять верность цели,

6. Достижение соответствия результатов поставленной цели. При отсутствии положительных результатов необходимо проверить правильность выбранной цели, выявить просчёты в планировании.(И. 13)

Шесть качеств творческой личности - это необходимый минимум для решения одной проблемы, т.е. выполнения одного творческого цикла. В течение жизни человек способен решить систему проблем, выполнить систему творческих циклов. В связи с этим человеку необходимо иметь свою собственную Жизненную Стратегию Творческой Личности (ЖСТЛ), освоение которой требует изменения в стиле жизни.(И.17)

Применение ТРИЗ способствует поддержанию наиболее целесообразного режима работы и активности человека при формировании

замысла, выработке гипотезы, определении принципа и путей решения задачи, повышает культуру мышления, создаёт основу для коллективного творчества и управления творческим потенциалом коллектива.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

  Прошлое Настоящее Будущее
Надсистема Группа детей, Группа Группа
  выбранная самим сподвижников сподвижников
  ребенком   (учеников)
  (неформальная)    
Система Ребенок Творческая Творческая
  любознательный, личность личность с большим
  пытливый, со своей   жизненным опытом
  точкой зрения,    
  зачатками воли.    
  Возраст ребенка -    
  около 5 лет.    
Подсистема Необходимо Качества творческой Качества творческой
  формировать личности: личности с
  умения: 1. Наличие приоритетом
  - фантазировать достойной цели; результативности и
  - ставить цели 2. Умение умением продолжать
  - обозначать словами планировать своё дело через
  предстоящие 3. учеников
  действия Работоспособность  
  - постоять за себя 4. Технология  
  - быть настойчивым решения творческих  
  в достижении задач, разрешения противоречий  
   
  результата 5. Умение  
  - анализировать противостоять  
  результаты внешним  
  обстоятельствам 6. Результативность  

Генрих Саулович Альтшуллер разработал технологию работы с творческими (изобретательскими) задачами, которая получила название ТРИЗ. Ее суть в том, чтобы, целенаправленно сужая поле поиска без сплошного перебора вариантов, находить одно, самое правильное в данной, конкретной, ситуации решение.

Ученики Г. С. Альтшуллера нашли способы внедрения методов развития управляемого воображения и творческого мышления в образова­тельный процесс. Так появилась ТРИЗ-педагогика. В учебном пособии Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковской «Педагогика и психология», рекомендованном Министерством образования РФ, ТРИЗ-педагогика определяется дак «педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения,

основанное на общих законах теории решения изобретательских задач. (И.8) В основе ТРИЗ-педагогики лежат: —методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции;

—методология решения проблем, основанная на законах развития систем,общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;

—воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (TPTJI).

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских функций»

Таким образом, логично утверждать, что ТРИЗ-педагогика, рассматриваемая как педагогический процесс, призвана формировать у ребенка определенные навыки мышления и воображения, которые обеспечат ему возможность самостоятельно исследовать окружающий мир и работать с проблемами.

Теперь перейдем к вопросу КАК УЧИТЬ?

Традиционная модель образования строится на трансляции готового знания. При этом ребенок упражняет память, учится осуществлять по образцу определенные мыслительные операции, чтобы потом самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но столкновение с проблемой вызывает у него растерянность. Невозможно дать такой объем знаний и проиграть такое число ситуаций, чтобы предусмотреть все возможные случаи. Как быть?

Ряд педагогов в основе современной ТРИЗ-педагогики используют в качестве методологии основы ОТСМ. ТРИЗ как технология разрабатывалась в рамках ТРТС. Универсальные модели, разработанные в ОТСМ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его, независимо от того, в какой области знаний возникла проблема.

Если говорить об образовательном процессе в дошкольном и школьном возрасте, когда у детей формируются общие представления об окружающем мире, главной задачей должно быть формирование этих самых навыков сильного мышления, позволяющих детям самостоятельно исследовать природу вещей. Кроме того, весьма важным является формирование навыков целенаправленного, осознанного управления воображением, как психическим процессом. При решении творческой задачи нужно уметь представить себе идеальное решение, которое на первый взгляд может показаться нереальным, недостижимым. И человек попадает под давление собственной инерции мышления. В процессе строительства модели решения проблемы возникает необходимость мысленного экспериментирования, представления, как она будет работать. Тут также необходим определенный уровень управляемости воображением. И, наконец, работа в группе сверстников (для детей) и коллег (для взрослых) предполагает определенные навыки общения,

обмена информацией. Отсюда вытекает необходимость особого внимания к речевым навыкам. Тем более что, как известно, отражение результатов мыслительной деятельности чаще всего происходит именно в вербальном общении. И от уровня развития речи во многом зависит общее психическое развитие ребенка и его будущая успешность в школе.(И.17,18)

Вот почему в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям — развитию речи, мышления и воображения. Все три составляющие взаимосвязаны и дополняют друг друга, а творческие задания, предлагаемые детям для выполнения, носят комплексный развивающий характер.

Следует также отметить, что профессиональные разработчики в области ОТСМ-ТРИЗ-педагогики в зависимости от приоритетности достигаемых целей, как правило, работают в двух основных направлениях:

а)разрабатывают технологии формирования у дошкольников навыков сильного мышления;

б)решают средствами ОТСМ-ТРИЗ конкретные образовательные проблемы, создавая под эти решения обучающие методики. Таковыми, например, являются методики А. А. Нестеренко, И. Н. Мурашковски, Т. А. Сидорчук и некоторых других авторов. Примечательно, что эти методики, кроме решения поставленной проблемы (например, обучения составлению творческих рассказов по картинке), дают в качестве дополнительного эффекта формирование навыков системного диалектического мышления, которое так необходимо для грамотной работы по решению проблем.

Достаточно часто возникает вопрос: согласуется ли инновационный подход с базисной программой? Для педагогов, использующих ОТСМ- ТРИЗ-технологию в образовательном процессе, этот вопрос не стоит — универсальность моделей позволяет работать с любым содержанием.

Основными целями ТРИЗ-образования является развитие творческих способностей, активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; формирование качеств творческой личности.

При этом должны быть решены следующие задачи: -предлагаемые программы обучения должны включать основные разделы теории Г. С. Альтшуллера;

-при построении обучения необходимо учитывать возрастные особенности детей;

-необходимо отслеживать следующие линии проведения занятий:

- развитие ассоциативно-образного, системного и диалектического мышления;

- изучение и применение методики решения творческих задач;

- формирование навыков исследовательской деятельности;

- задания, упражнения, задачи, предлагаемые детям должны отражать возможно больший спектр областей человеческой деятельности; (2,10)

- необходимо формировать интерес к творчеству в самых разных областях;

С самого раннего детства я убедилась, что можно научить ребенка системно думать об объекте, решать задачи прогнозного характера, придумывать сказки, стишки и многое - многое другое. Ребенок овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта более успешно адаптируется к школе. Причем не впадает в зависимость к системе обучения. Он как бы научается сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, проявленное творческое мышление.

Мною установлено, что оптимальным средством педагогического воздействия для развития мышления, воображения и речи дошкольника является система заданий, игр, занятий с использованием элементов ТРИЗ, активное включение их в образовательный процесс.

Главной особенностью их использования является то, что работать с ними надо нелинейным способом. Например, я, как педагог, планирующий педагогическое воздействие, использую параллельно задание по составлению сравнений и сразу переходить на обучение сужению поля поиска.

Я считаю, важно учитывать основные принципы (автор А.А. Гин) при использовании творческих заданий с элементами ТРИЗ:

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ.

Сталкивать ребенка с открытыми задачами, у которых нет единственно правильного решения. В тексте творческого задания закладываются варианты условий или разные пути решения таких задач.

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Освоенные детьми мыслительные операции отрабатываются в деятельности. Любое творческое задание заканчивается каким-либо практическим видом деятельности.

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.

Регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций с помощью развитой системы приемов обратной связи. Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым воспитатель может проконтролировать степень освоения материала.

ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ.

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих детей с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любого занятия с детьми.(И.3,4)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: