Консультация для родителей на тему: Хотите ли вы умного ребенка?


Консультация для родителей на тему: Хотите ли вы умного ребенка? (разработала Лавицкая Г.И.)


Цель: Познакомить родителей с играми по развитию творческих способностей детей. Помочь родителям понять значимость игр в развитии ребёнка. Учить использовать в общении с детьми игры, способствующие развитию детского творчества, повышать педагогическую культуру родителе

Развитие познавательной деятельности ребёнка эффективнее всего осуществляется в процессе игры. Опора на игру является основным путём включения детей в учебно-познавательную деятельность и в то же время способом раскрытия личности, развития её способностей. Игры способствуют умственному и социальному развитию ребенка. Содержание их направлено на развитие внимания, восприятия, мышления, воображения.

Терпение и доброжелательность, фиксация внимания ребёнка на успехе, использование словесных поощрений и разных форм несловесной поддержки (улыбка, пожатие руки и т.д.) позволят взрослым не только удовлетворить детей в познании, но и создать психологический комфорт в семье.

Играть с ребёнком можно перед сном, во время болезни, в плохую погоду, на кухне, во время прогулок.

Одно из главных направлений технологии ТРИЗ - знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показывать жизнь ребенку такой, какая она есть, - противоречивой. Каждый день и каждый час мы сталкиваемся с массой противоречивых явлений и понятий (если я рано встану, то успею на работу, но не высплюсь; если полечу на самолёте, то доберусь быстрее, но билет стоит дороже).

Первый шаг к тому, чтобы ребёнка научить решать задачу, противоречие - это видеть в предмете хорошее и плохое. С этой цель с детьми можно играть в игру «Хорошо - плохо». На первый взгляд она кажется простой (если преподносить истины по старинке, в чёрно-белом варианте: драться это плохо, а дружить - это хорошо). А если давать эту игру и открывать перед детьми настоящий окружающий мир, значит, нужно действовать по правилам: все явления, предметы, поступки сказки рассматривать в начале с хорошей позиции, затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному, чему-то хорошему, помня о том что мы формируем совсем маленького ребёнка. Для более глубокого понимания этой философской игры приведу несколько примеров: Сказка — это хорошо или плохо?

- А что хорошего в сказке?

- В сказке есть хорошие герои? Назовите?

- А в сказке есть плохие герои? Кто плохие? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный...)

| - А почему они плохие?

- Что хорошего может происходить со сказочными героями? I - А что плохого может произойти с ними7

I Тогда получится, что в сказке есть и хорошее и плохое Но в сказке всегда происходит что-нибудь необычное, интересное, волшебное

А сейчас используем игру «Хорошо плохо» для анализа героев в любой ситуации известной сказки «Рукавичка» Хорошо:

Для деда (потерял рукавичку): баба сошьёт новую;

Для зверей (нашли): будет где жить, спрятаться от холода, будет вместе весело: Для рукавички: она не пропадёт даром, пригодится зверям; Дед (нашёл): радость, не будут мёрзнуть руки, не надо шить новые: Для рукавички (нашёл): она сшита по руке деда, ей удобно только на руке деда, дед после работы высушит её на печке. Плохо:

Для деда (потерял): будут мерзнуть руки, неудобно работать, бабка недовольна:

Для зверей (нашли): всем в рукавичке тесно, рукавичка на дороге, могут на неё наехать:

Для рукавички: будет лежать, может занести снегом, звери могут от тесноты порвать её:

Для зверей (дед нашёл): не будет тепло;

Для рукавички (нашёл): дед во время работы может порвать, потерять её снова и т д.

Хорошо - плохо в природных явлениях

Зима это хорошо: можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки, зимой самый чудесный праздник Новый год, но зима - это плохо: можно замёрзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, рано темнеет, меньше встреч с друзьями, нужно много одежды надевать. И тем не менее, зима - это замечательно!

Дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным...

Во всех вариантах игр «Хорошо - плохо» нужно, повторяю, обязательно после рассматривания плохой стороны в итоге вернуться к хорошему. И деле. Игра эта не надоест, будет проходить живо, если вы с ребёнком будете проигрывать её в ролях: мама будет говорить, что хорошо, ребёнок - что плохо (и наоборот) Кто первый закончил, тот проиграл,

Весьма результативно будет, если ваш малыш сам начнёт игру. Ежедневно) встречаясь с массой проблем, явлений, предметов - он уже будет маленьким 1 философом, анализируя окружающий мир и его противоречия с различных позиций.

Игра «Наоборот» (Противоположные значения)

Игра «Противоположные значения.» (этап 1 и 2) подготавливает детей к совладению таким инструментом ТРИЗ, как приём «наоборот».

На первом этапе ведущий называет одно из слов - антонимов, а ребенок должен назвать слово, имеющее относительно названному противоположное значение. Например Много - мало. Узкий широкий. Больной - здоровый. День -ночь

На втором этапе можно предложить детям вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки. Например:

Скажу я слово - высоко. А ты ответишь - низко

Скажу я слово - далеко. А ты ответишь - близко.

Скажу тебе я слово - трус. Ответишь ты - храбрец.

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай... (конец). С удовольствием ищут дети ответы на загадки: Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета Хоть люблю мороз сама

Потому что я... (зима) К слову антоним дети привыкают быстро. Дети любят также выполнять и такое задание, как закончить самим народные пословицы, например:

Ученье - свет, а не ученье (тьма). Знай больше, а говори... (меньше) и т.д.

На третьем этапе игру можно усложнять, подбирая слова противоположные по значению (функция):

Волк (злой) - бабушка (добрая) Карандаш и пишет - резинка (стирает)

Только необходимо предложить ребёнку объяснить в каждом конкретном случае, почему он сделал такой выбор

Этот этап игры позволяет сравнивать не только сказочные персонажи типа «Золушка (ласковая) - мачеха (грубая)», но и все, что детей окружает в комнате. Можно предложить для сравнения игрушки, природные явления, а также семейные отношения («Я - моя семья»).

Постепенно от объяснений ребёнком его выбора можно отказаться, так как прежде чем сказать слово, он его продумывает.

Когда Выявление противоречий свойств перестанет вызывать трудности у детей, начиная с 4-5 лет. можно переходить к следующему, четвертому этапу - где после нахождения противоположного слова нужно найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов. Например:

Горячий - холодный = утюг, солнце, ребенок (горячий, когда болеет). Тёмный - светлый = тельняшка чёрно-белый телевизор и т.д. Таким образом, здесь ребёнок непроизвольно начинает знакомиться со способами разрешения противоречивых требований к объекту или явлению, вплотную подходит к понятию «противоречие».

ребёнка. Для более глубокого понимания этой философской игры приведу несколько примеров: Сказка — это хорошо или плохо?

- А что хорошего в сказке?

- В сказке есть хорошие герои? Назовите?

- А в сказке есть плохие герои? Кто плохие? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный...)

| - А почему они плохие?

- Что хорошего может происходить со сказочными героями? I - А что плохого может произойти с ними7

I Тогда получится, что в сказке есть и хорошее и плохое Но в сказке всегда происходит что-нибудь необычное, интересное, волшебное

А сейчас используем игру «Хорошо плохо» для анализа героев в любой ситуации известной сказки «Рукавичка» Хорошо:

Для деда (потерял рукавичку): баба сошьёт новую;

Для зверей (нашли): будет где жить, спрятаться от холода, будет вместе весело: Для рукавички: она не пропадёт даром, пригодится зверям; Дед (нашёл): радость, не будут мёрзнуть руки, не надо шить новые: Для рукавички (нашёл): она сшита по руке деда, ей удобно только на руке деда, дед после работы высушит её на печке. Плохо:

Для деда (потерял): будут мерзнуть руки, неудобно работать, бабка недовольна:

Для зверей (нашли): всем в рукавичке тесно, рукавичка на дороге, могут на неё наехать:

Для рукавички: будет лежать, может занести снегом, звери могут от тесноты порвать её:

Для зверей (дед нашёл): не будет тепло;

Для рукавички (нашёл): дед во время работы может порвать, потерять её снова и т д.

Хорошо - плохо в природных явлениях

Зима это хорошо: можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки, зимой самый чудесный праздник Новый год, но зима - это плохо: можно замёрзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, рано темнеет, меньше встреч с друзьями, нужно много одежды надевать. И тем не менее, зима - это замечательно!

Дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным...

Во всех вариантах игр «Хорошо - плохо» нужно, повторяю, обязательно после рассматривания плохой стороны в итоге вернуться к хорошему. И деле. Игра эта не надоест, будет проходить живо, если вы с ребёнком будете проигрывать её в ролях: мама будет говорить, что хорошо, ребёнок - что плохо (и наоборот) Кто первый закончил, тот проиграл,

Весьма результативно будет, если ваш малыш сам начнёт игру. Ежедневно) встречаясь с массой проблем, явлений, предметов - он уже будет маленьким 1 философом, анализируя окружающий мир и его противоречия с различных позиций.

Игра «Наоборот» (Противоположные значения)

Игра «Противоположные значения.» (этап 1 и 2) подготавливает детей к совладению таким инструментом ТРИЗ, как приём «наоборот».

На первом этапе ведущий называет одно из слов - антонимов, а ребенок должен назвать слово, имеющее относительно названному противоположное значение. Например Много - мало. Узкий широкий. Больной - здоровый. День -ночь

На втором этапе можно предложить детям вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки. Например:

Скажу я слово - высоко. А ты ответишь - низко

Скажу я слово - далеко. А ты ответишь - близко.

Скажу тебе я слово - трус. Ответишь ты - храбрец.

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай... (конец). С удовольствием ищут дети ответы на загадки: Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета Хоть люблю мороз сама

Потому что я... (зима) К слову антоним дети привыкают быстро. Дети любят также выполнять и такое задание, как закончить самим народные пословицы, например:

Ученье - свет, а не ученье (тьма). Знай больше, а говори... (меньше) и т.д.

На третьем этапе игру можно усложнять, подбирая слова противоположные по значению (функция):

Волк (злой) - бабушка (добрая) Карандаш и пишет - резинка (стирает)

Только необходимо предложить ребёнку объяснить в каждом конкретном случае, почему он сделал такой выбор

Этот этап игры позволяет сравнивать не только сказочные персонажи типа «Золушка (ласковая) - мачеха (грубая)», но и все, что детей окружает в комнате. Можно предложить для сравнения игрушки, природные явления, а также семейные отношения («Я - моя семья»).

Постепенно от объяснений ребёнком его выбора можно отказаться, так как прежде чем сказать слово, он его продумывает.

Когда Выявление противоречий свойств перестанет вызывать трудности у детей, начиная с 4-5 лет. можно переходить к следующему, четвертому этапу - где после нахождения противоположного слова нужно найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов. Например:

Горячий - холодный = утюг, солнце, ребенок (горячий, когда болеет). Тёмный - светлый = тельняшка чёрно-белый телевизор и т.д. Таким образом, здесь ребёнок непроизвольно начинает знакомиться со способами разрешения противоречивых требований к объекту или явлению, вплотную подходит к понятию «противоречие


Выступление на собрании родителей «Умные игры» (разработала Лавицкая Г.И.)

Цель: Познакомить родителей с играми по развитию творческих способностей детей. Помочь родителям понять значимость игр в развитии ребёнка. Учить использовать в общении с детьми игры, способствующие развитию детского творчества, повышать педагогическую культуру родителей.

Развитие познавательной деятельности ребёнка эффективнее всего осуществляется в процессе игры. Опора на игру является основным путём включения детей в учебно-познавательную деятельность и в то же время способом раскрытия личности, развития её способностей. Игры способствуют умственному и социальному развитию ребенка. Содержание их направлено на развитие внимания, восприятия, мышления, воображения.

Терпение и доброжелательность, фиксация внимания ребёнка на успехе, использование словесных поощрений и разных форм несловесной поддержки (улыбка, пожатие руки и т.д.) позволят взрослым не только удовлетворить детей в познании, но и создать психологический комфорт в семье.

Играть с ребёнком можно перед сном, во время болезни, в плохую погоду, на кухне, во время прогулок.

Одно из главных направлений технологии ТРИЗ - знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показывать жизнь ребенку такой, какая она есть, - противоречивой. Каждый день и каждый час мы сталкиваемся с массой противоречивых явлений и понятий (если я рано встану, то успею на работу, но не высплюсь; если полечу на самолёте, то доберусь быстрее, но билет стоит дороже).

Первый шаг к тому, чтобы ребёнка научить решать задачу, противоречие - это видеть в предмете хорошее и плохое. С этой цель с детьми можно играть в игру «Хорошо - плохо». На первый взгляд она кажется простой (если преподносить истины по старинке, в чёрно-белом варианте: драться это плохо, а дружить - это хорошо). А если давать эту игру и открывать перед детьми настоящий окружающий мир, значит, нужно действовать по правилам: все явления, предметы, поступки сказки рассматривать в начале с хорошей позиции, затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному, чему-то J хорошему, помня о том что мы формируем совсем маленького ребёнка. Для более глубокого понимания этой философской игры приведу несколько примеров: Сказка — это хорошо или плохо?

- А что хорошего в сказке?

- В сказке есть хорошие герои? Назовите?

- А в сказке есть плохие герои? Кто плохие? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный...)

| - А почему они плохие?

- Что хорошего может происходить со сказочными героями? I - А что плохого может произойти с ними7

I Тогда получится, что в сказке есть и хорошее и плохое Но в сказке всегда происходит что-нибудь необычное, интересное, волшебное

А сейчас используем игру «Хорошо плохо» для анализа героев в любой ситуации известной сказки «Рукавичка» Хорошо:

Для деда (потерял рукавичку): баба сошьёт новую;

Для зверей (нашли): будет где жить, спрятаться от холода, будет вместе весело: Для рукавички: она не пропадёт даром, пригодится зверям; Дед (нашёл): радость, не будут мёрзнуть руки, не надо шить новые: Для рукавички (нашёл): она сшита по руке деда, ей удобно только на руке деда, дед после работы высушит её на печке. Плохо:

Для деда (потерял): будут мерзнуть руки, неудобно работать, бабка недовольна:

Для зверей (нашли): всем в рукавичке тесно, рукавичка на дороге, могут на неё наехать:

Для рукавички: будет лежать, может занести снегом, звери могут от тесноты порвать её:

Для зверей (дед нашёл): не будет тепло;

Для рукавички (нашёл): дед во время работы может порвать, потерять её снова и т д.

Хорошо - плохо в природных явлениях

Зима это хорошо: можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки, зимой самый чудесный праздник Новый год, но зима - это плохо: можно замёрзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, рано темнеет, меньше встреч с друзьями, нужно много одежды надевать. И тем не менее, зима - это замечательно!

Дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным...

Во всех вариантах игр «Хорошо - плохо» нужно, повторяю, обязательно после рассматривания плохой стороны в итоге вернуться к хорошему. И деле. Игра эта не надоест, будет проходить живо, если вы с ребёнком будете проигрывать её в ролях: мама будет говорить, что хорошо, ребёнок - что плохо (и наоборот) Кто первый закончил, тот проиграл,

Весьма результативно будет, если ваш малыш сам начнёт игру. Ежедневно) встречаясь с массой проблем, явлений, предметов - он уже будет маленьким 1 философом, анализируя окружающий мир и его противоречия с различных позиций.

Игра «Наоборот» (Противоположные значения)

Игра «Противоположные значения.» (этап 1 и 2) подготавливает детей к совладению таким инструментом ТРИЗ, как приём «наоборот».

На первом этапе ведущий называет одно из слов - антонимов, а ребенок должен назвать слово, имеющее относительно названному противоположное значение. Например Много - мало. Узкий широкий. Больной - здоровый. День -ночь

На втором этапе можно предложить детям вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки. Например:

Скажу я слово - высоко. А ты ответишь - низко Скажу я слово - далеко. А ты ответишь - близко. Скажу тебе я слово - трус. Ответишь ты - храбрец. Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай... (конец). С удовольствием ищут дети ответы на загадки: Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета Хоть люблю мороз сама

Потому что я... (зима) К слову антоним дети привыкают быстро. Дети любят также выполнять и такое задание, как закончить самим народные пословицы, например:

Ученье - свет, а не ученье (тьма). Знай больше, а говори... (меньше) и т.д.

На третьем этапе игру можно усложнять, подбирая слова противоположные по значению (функция):

Волк (злой) - бабушка (добрая) Карандаш и пишет - резинка (стирает)

Только необходимо предложить ребёнку объяснить в каждом конкретном случае, почему он сделал такой выбор

Этот этап игры позволяет сравнивать не только сказочные персонажи типа «Золушка (ласковая) - мачеха (грубая)», но и все, что детей окружает в комнате. Можно предложить для сравнения игрушки, природные явления, а также семейные отношения («Я - моя семья»).

Постепенно от объяснений ребёнком его выбора можно отказаться, так как прежде чем сказать слово, он его продумывает.

Когда Выявление противоречий свойств перестанет вызывать трудности у детей, начиная с 4-5 лет. можно переходить к следующему, четвертому этапу - где после нахождения противоположного слова нужно найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов. Например:

Горячий - холодный = утюг,солнце, ребенок (горячий, когда болеет). Тёмный - светлый = тельняшка чёрно-белый телевизор и т.д. Таким образом, здесь ребёнок непроизвольно начинает знакомиться со способами разрешения противоречивых требований к объекту или явлению, вплотную подходит к понятию «противоречие».

РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов по использованию элементов ТРИЗ-технологии в работе с младшими дошкольниками (разработала Лавицкая Г.И.)

Обучая детей методам ТРИЗ и РТВ, следует помнить, что действия их еще только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Насколько интерес детей легко возникает, настолько легко и пропадает. Выполнение следующих правил на начальном этапе обучения детей по технологии ТРИЗ поможет получить положительный результат.

Игры на начальном этапе должны быть простыми и короткими — до 5 минут. Но ребенок обязательно должен начатое дело довести до конца. Для оживления внимания игру можно сменить на новую.

- Организуя работу с детьми по технологии ТРИЗ, нужно внимательно присмотреться к каждому ребенку, оценить его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых заданиях. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.

- Важно не только научить ребенка алгоритму решения изобретательских задач, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается методов «мозгового штурма» и «фокальных объектов», где проблемы решаются посредством нескольких идей.

- Если, выполняя задание, ребенок увязает в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой.

- Если ребенок смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы, чтобы к старшему дошкольному возрасту сформировать у него адекватную оценку по отношению к себе и к окружающему, отличать реальное от вымышленного.

- Основной инструмент ТРИЗ — слово, поэтому ребенок должен общаться в процессе обучения. Не нужно бояться использовать оригинальную терминологию. Необходимо стремиться к стимулированию естественной речи в процессе выполнения творческих заданий, т.е. давать детям возможность сказать о том, что находится «за кадром» их творчества. В данном случае не нужно злоупотреблять максимальным количеством наглядности, это в ТРИЗ неэффективно.

- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Несколько рекомендаций по стилю общения с детьми.

Давать отрицательных оценок нельзя — закрепощает! Только положительные оценки. И при этом лучше говорить не «правильно», а «интересно, необычно, любопытно, хорошо».

- Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, вы идете за логикой ребенка, подчиняясь ей, а не навязываете своего мнения.

Пусть дети учатся возражать вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.

Консультация для педагогов «Развитие воображения у дошкольников через сказку» (разработала Лавицкая Г.И.)

Сказка - это страна нашего детства. В ней мы на определенном этапе жизни знакомимся с добром и злом, с испытаниями и победами, участвуем в чудесных превращениях, вживаемся в роли разных героев, сказка формирует первые представления о морали, предостерегает и учит.

Но что делать, если дети равнодушны к сказке, если они не чувствуют волшебных чар, не переживают приключения героев, не осознают скрытых в сказке поучений? Как научить малышей получать от сказки пищу для ума и сердца?

Пропуском для входа в страну сказок служит воображение ребенка. Именно воображение преобразует слова и предложения в образы, позволяет проникаться переживаниями сказочных героев. Но часто предположение, что у всех детей богатое воображение, оказывается ошибочным. Воображение, как и любой дар природы, следует развивать. Как это сделать? Часто я говорю детям:

Дети устройтесь, пожалуйста, поудобнее на своих местах и закройте глаза. Я расскажу вам сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве родился у короля с королевой сын. Родители были счастливы. Но вскоре выяснилось, что мальчик совсем слепой. Пригласили лучших лекарей, но никто не мог помочь маленькому принцу. Однажды г какой-то прохожий попросил разрешения войти во дворец, чтобы взглянуть на малыша. Ему разрешили подойти к мальчику и незнакомец начал свой рассказ:

- В одном царстве правил король. Это был славный король. Он горда сидел на троне в своей пурпурной мантии. Мантию украшал воротник из горностая, а также вышивка золотом и серебром. В руке король держал скипетр из слоновой кости, который излучал дивное сияние в полутемном зале. На смуглом лице которая горели смелые карие глаза, а черная борода придавала ему еще более благородный вид. Когда король о чем-то задумывался, он начинал скипетром тереть свою черную бороду.

В этот момент маленький принц протянул ручки в сторону своего отца-короля,

- Он видит, - закричал король.

Нет, ваше величество, - ответил прохожий, - я не могу вылечить вашего сына. Ноя освободит его воображение. С этого момента он будет видеть, слышать, чувствовать в воображении все, о чем ему

расскажут другие. За его закрытыми глазами будут создаваться образы и картины, которых на самом деле нет, но их нарисует его воображение.

Дети открывают глаза и начинается беседа о том, что каждому человеку от природы дан этот чудесный дар воображение. Узнать, всем ли удалось увидеть с закрытыми короля. Если нет - это не страшно, получится в другой раз.

Следующий шаг - постараться в воображении дополнить образ короля новыми деталями (закрыть глаза): какими вы видите королевскую корону, рубашку с пурпурной мантией, брюки, туфли (цвет, размер, детали одежды). Не повторяться.

Это первое знакомство со своим воображением. Далее - глубже проникать в содержание сказки.

|Упражнения на воображение я использую разными. Например, представить место действия: дворцовый сад, крестьянскую избушку, логово разбойников, ""дремучий лес, подземелье, берег реки.

В другой раз в воображении знакомимся с героем сказки. Представляем черты его лица, стан, одежду, движения, настроение, переживания.

Воображения увлекает. Иногда не хочется расставаться с миром воображения. Чтобы границы между воображаемым и настоящим не размывались, обязательно должен быть определен вход в страну воображения и выход из нее. Роль такого входа-выхода в сказках играет колодец, зеленая дверь, дупло и т.д. В комнате тоже можно выбрать предмет, через который можно проникнуть в воображение: картинка на стене, лампочка, ваза и т.д. Приобретенные представления, ощущения подтолкнут ребят высказывать свое отношение к событиям в сказке, свою точку зрения.

Воображение— первый помощник памяти. Часто мы жалуемся на плохую память у детей, на их неумение пересказывать текст, но не догадываемся развивать память, опираясь на воображение.

Одним из интересных элементов работы над сказкой может быть раскадровка. Так, я читаю или рассказываю новую сказку, а дети с закрытыми глазами представляют ее в воображении. Потом малыши получают задание зафиксировать представленные события в виде последовательных схематических рисунков. Дети расчерчивают на листе бумаги •ряд небольших квадратиков. Это как будто кадры из фильма, который они только что просмотрели в воображении.

Первую, раскадровку показываю я. Здесь важно задать образец условного схематического рисунка, чтобы дети не тратили время на ненужные детали, раскрашивание элементов. Можно договориться, что схематический рисунок - это '«напоминалка» и ему незачем быть красивым.

Другой важный вопрос, что рисовать в одном квадратике, а что в другом? сигналом для перехода к следующему кадру является то, что:

- появляется новый и удаляется действующий герой;

- действие переносится в другое место;

- резко меняются действия героев. (Начало раскадровки сказки «Красная Шапочка).

В начале кадров может быть очень много. Но постепенно количество их будет уменьшаться. Суть в том, чтобы наименьшим количеством кадров наиболее точно отразить содержание сказки.

В чем же преимущество раскадровки?

- Выделение из общего текста сказки отдельных кадров требует аналитического подхода к тексту, развивает соответствующие способности,

- Выразив суть каждого кадра одним предложением, мы получим план сказки.

- Раскадровка — это опорная схема для пересказа сказки. С пересказом по раскадровке через некоторое время хорошо будут справляться даже те, которым трудно дается пересказ. Если раскадровка войдет в систему, то через какое-то время станет ненужной, т.к. ребята научатся

упоминать сказку в воображении по кадрам.

- Используя игровые занятия с «Теремком» развиваем воображение путем: 1. придумывать новые сказки по опорным вопросам; сочинения «продолжения»

старых сказок;

- составления загадок про героев.

Для развития воображения можно использовать цикл по сказке «Колобок».

Цель цикла: развитие творческого воображения, фантазии. Занятие I «Спасаем Колобка».

Показать книгу. Позвать. Появится Колобок. Вспомнить сказку. Доходят до Лисы. Хорошо или плохо, что она хотела съесть Колобка.

А как сделать, чтобы Колобок не достался Лисе? Как его спасти? Какой он может быть? (обвалять в смоле..., если он -*Д, О...) Дети должны нарисовать свой Колобок. Сделать выставку, дети рассказывают, как их Колобок спасся.

Занятие II «Новый Колобок».

Я приношу рамку (экран телевизора) и сама в нем говорю: «В гостях у нас Колобок, он спасся, вы его спасли. А вы хотите, чтобы он пришел жить к нам в группу?» Колобок - хорошо, но я боюсь, что вам со мной будет скучно играть. Я вам предлагаю придумать игрушки, в которые я мог бы превратиться или на которые я мог быть похож. Если хорошо придумаете, я превращусь в эту игрушку. Дети называют предметы или игрушки, где цвет или форма напоминают Колобка.

А тетерь нарисуйте. Выставка.

Занятие III «Колобок-великан».

Я говорю, что утром она нашла Колобка не таким, как прежде. Он тал великаном. Почему он стал таким? (съел...) Как такой великан будет вести себя в нашей сказке? (придумать ситуации). Давайте из ваших рассказов нарисуем фильм, сами будем смотреть и малышам покажем. Занятие IV «Колобок-малютка».

Я говорю, что утром нашла Колобка не таким, как прежде. Он стал малюткой. Почему он стал таким? Как такой малютка будет вести себя в нашей сказке? Придумывают новую сказку.

Например: покатился Колобок по дорожке и встретил... (Красную шапочку) Что было дальше?

Вот такими разными способами я развиваю воображение и фантазию.

Выступление на педчасе из опыта работы «Использование элементов ТРИЗ-технологии в изобразительной деятельности. (разработала Лавицкая Г.И.)

Элементы ТРИЗ-технологии можно использовать, не только на занятиях по развитию речи, но и на занятиях практического плана, занятиях действенных, в частности на занятиях но изобразительной деятельности.

Главной задачей таких занятий является, как впрочем и в других видах деятельности, возможность отойти от стандарта, развитие воображения, творческого мышления. Любое занятие с использованием ТРИЗ-технологии, в идеале должно завершаться изображением предмета, объекта, действия, явления рассматриваемого или придуманного на занятии, будь это какая-нибудь постройка из крупного или мелкого, или бросового материала, может быть это будет вылепленный или наклеенный предмет, но чаще всего дети рисуют.

Что же можно использовать в своей работе?

Начиная с младшего дошкольного возраста - используем цветовую дорожку и игру «Хорошо-плохо». Для этого мастерим дорожку, чем меньше дети или это первоначальная стадия работы по цветовой дорожке, тем меньше цветов мы используем.

Вначале два: допустим красный и синий или жёлтый и зелёный, чтобы они (цвета были контрастны), далее четыре основных и далее постепенно увеличиваем количество цветов или изменяем, то что нужно нам в той или иной ситуации.

Изображение предмета при путешествии по цветовой дорожке должно быть прозрачным, то есть это наши трафареты, причём фон трафарета не должен отвлекать внимание ребёнка.

Как же работаем?

Например: рисуем яблоко, приставляем трафарет яблока на жёлтый цвет: когда бывает такое яблоко, когда это хорошо, когда - плохо; яблоко на коричневом фоне, когда и где может быть, опять когда - хорошо, когда - плохо и т. д. с любым предметом и явлением, принимать различные варианты ответов.

Далее знакомим ребят с различным материалом, учим пользоваться и использовать в своей деятельности всё разнообразие. На чём можно работать:

-на бумаге: обычной, фоновой, мятой, мокрой

- на ткани

- асфальт-на плитке керамической, использовать камень, фарфор, дерево, игрушки, воздушные шарики и т. д. на сколько хватает фантазии.

Чем работать:

- что может быть инструментом: кисти разных размеров, поролон, вата, косметические палочки, перо, палец, ладонь, стопа, нитка или нитки, пипетка, бумага, листья деревьев и т. д.

Чем работать:

- материал: карандаш простой, карандаши цветные, гуашь, акварель, пастель, тушь, мелки, сангина, пластилин, клейстер, силикатный клей, песок обычный и цветной, манка и т.д.

Учим использовать детей в своей работе различные методы.

Не плохо научить ребят изображать предмет схематично, а потом его дорабатывать.

Рисование свечей, как силикатным клеем, на чистом листе рисуем, а затем закрашиваем. Монотипия: рисунок изображайся на одной стороне листа, затем лист | складывается пополам и рисунок отпечатывается на другой стороне. Также ~ кляксография, выдувая через соломку коктельную. Штампы, набрызг и т. д. щ Хорошо использовать вопросы, заставляющие ребят думать и творить: И - что лучше одноцветие или многоцветие,

-нарисуй один и тот же предмет, когда хорошо, а йогом, когда - плохо. | Например: вода - хорошо - речка, купаться; плохо- речка- наводнение. Также с любым объектом.

Как уже отмечалось выше, в конце любого занятия можно рисовать разные

- предметы. Рассматривали кастрюлю — нарисуйте. Рассмотрите, какая получилась: _ прозрачная, летающая, музыкальная, смешная, самомоющая.

Используя схематичное изображение можно придумать новое животное: дикое, домашнее, жарких стран, северных стран; птиц и т. д. Н-р: используя два животных: Зебра и крокодил - зеброкрокодил,

Тигроверб, левообезьян, зеброверепаха, слонокрок. Что хорошо, что плохо. Давайте придумаем и нарисуем новое домашнее животное: т - от коровы - рога и вымя, чтобы защищалось и давало молоко;

-от овцы - пушистую шерсть, тепло животному и польза человеку свяжет рукавички;

-от лошади - длинные ноги, чтобы быстро бегало и было выносливым; -от свиньи — туловище и пяточек, пусть будет смешным

и весёлым; от собаки - голову и хвост, будет лаять отпугивать плохих людей, а хвостом отгонять надоедливых насекомых.

Конспект занятия-сказки в первой младшей группе «В гостях у Красной Шапочки» с элементами ТРИЗ-технологии (разработала Лавицкая Г.И.)

Программное содержание:

Продолжать учить составлять творческие рассказы, сказки с использованием приемов моделирования (по цветным кругам одного размера: красный, желтый, синий, зелены, коричневый), устанавливать линию развития объекта во времени (прошлом, настоящем, будущем).

Учить выделять предметы, расположенные хаотично, один в другом. Систематизировать навыки классификации предметов по назначению: фрукты, мебель, посуда, геометрические фигуры и называть обобщающие слова.

Познакомить детей с приемами фантазирования, увеличения, уменьшения, упражнять отражать это в движении. Развивать умение двигательной мимической выразительности.

Закрепить умение выявлять функции объектов, знание о способах передвижения животных, классифицировать объекты окружающего мира.

Учить передавать характерные черты сказочных героев (Красная Шапочка, пчела, бабочка, белка, Дюймовочка, ежик), стимулировать развитие исполнительских способностей средствами театрально-художественной деятельности.

Материал:

Декорации для сказки, костюмы для сказочных героев, сундучок с цветными кругами, мольберт, картинки-схемы для игры «Что в чем находиться?», мяч, девятиэкранка для игры «Кто кем был и кто кем будет?», картинки с временными изменениями.

Содержание деятельности:

Дети входят в зал. В зале темно. Звучит тревожная музыка. Воспитатель: «Ребята, мы хотим попасть с вами в сказку. Наверное ничего не получиться. Здесь, вы видите, раньше нас побывала злая волшебница».

Воспитатель вместе с детьми находит конверт.

Воспитатель: «Это злая волшебница оставила записку: «Если хотите попасть в сказку, составьте рассказы по цветным кругам. Круги находятся в сундучке».

Воспитатель предлагает рассмотреть каждый круг, уточнить его цвет и подумать чем он может быть. Например: красный - огонь, солнце, мячик, карандаш, помидор, одежда, обувь и т.д. Спросить, что еще может быть такого цвета.

Выслушать 3-4 ребенка. Воспитатель рассказывает свою сказку по кругам. Детям предлагается выполнить такое же задание.

Игра «Составить сказку по кругам»

-Молодцы, справились с заданием. Сказка начинается.

-Выходит Красная Шапочка (поет).

Через лес, через поляну в госте к бабушке иду.

Пирожки несу, сметанку и грибочки ей найду.

Тра-ля-ля, тра-ля-ля хорошо вокруг

1 pa-ля-ля, тра-ля-ля, каждый здесь мне друг Ёжик сидит на пеньке.

- Здравствуй Красная Шапочка

- Здравствуй Ёжик.

- Куда путь держишь?

-К бабушке мне надо поскорее идти, пирожки ей отнести.

- А ты что здесь делаешь?

Поет песенку Ёж:

Жил в лесу колючий ежик - да, да, да.

Был клубочком он без ножек — да, да, да,

Не умел он хлопать - нет, нет, нет.

Не умел он топать - нет, нет, нет.

Не умел он прыгать - нет, нет, нет.

Только носом шмыгать — шмыг, шмыг, шмыг.

Ну а девочка пришла - да, да, да.

Ёжика в лесу нашла - да, да, да.

Научила хлопать - хлоп, хлоп, хлоп.

Научила топать — топ, топ, топ.

Научила прыгать - прыг, прыг, прыг.

Ну и носом шмыгать — шмыг, шмыг, шмыг.

Вот отнеси грибочки бабушке и от меня большой привет.

Красная Шапочка: - Спасибо Ёжик. Ребята, а хотите со мной поиграть.

Игра «Великаны — крошки».

Ребята изображают слона, муху, динозавра, утенка, малъчика-с- палъчика, бармалея. Вылетают пчелки, кружатся.

Пчелка: Дружно с семьей над лугом летаем, Сладкий нектар из цветов собираем. Мы от работы не устаем, Мед собираем танцуем поем.

Красная Шапочка: - Здравствуйте пчелки золотистые

- Здравствуй Красная Шапочка

- Куда путь держишь?

-К бабушке мен надо идти, пирожки ей отнести. А вы, что здесь делаете?

Пчелки: - Вот отнеси медочку бабушке. И от нас ей большой привет.

- Спасибо пчелки.

Красная Шапочка: Ребята, можете помочь нам? Мы нашли конверт, а что там не поймем.

Игра «Что в чем находиться?»:

На картинках хаотично расположены предметы один в другом. Дети определяют, что это и как можно назвать одним словом (фрукты, мебель, посуда, геометрические фигуры). Появляется белочка.

Красная Шапочка: - Здравствуй белочка пушистая.

- Здравствуй Красная Шапочка.

- Куда путь держишь?

- К бабушке мен надо идти, пирожки ей отнести. Белочка: - Вот отнеси орешков бабушке.

- Спасибо, белочка!

Белочка поет песенку;

-Я белочка резвушка,

Тружусь я целый день

Орешки и грибочки мне собирать не лень

На зиму запасаюсь,

Все положу в дупло.

Чтоб было зимней стужей мне сыто и тепло. Скачу по веткам ловко, Прыг-скок, Прыг-скок, Прыг-скок, Нужна в лесу сноровка, Я маленький зверек. И ускакала

Ведущий: Ребята, а давайте сейчас поиграем в игру «Плавает, летает, бегает».

Воспитатель поочередно бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребенок ловит мяч, называя способ передвижения объекта (воробей летает, щука плавает, лиса бегает и т. д.).

Красная Шапочка идет и поет песенку: Через лес, через поляну В гости к бабушке иду.

Пирожки несу, сметанку и грибочки ей найду. Тра-ля-ля, тра-ля-ля хорошо вокруг. Тра-ля-ля, тра-ля-ля, мне здесь каждый друг. Встречает Дюймовочку.

Дюймовочка: - Здравствуй Красная Шапочка. Красная Шапочка: - Здравствуй девочка. Кто ты такая? Дюймовочка: - Я девочка, Дюймовочка, ростом я мала, В цветке я дети выросла, в цветке родилась я. А ты куда путь держишь?

Красная Шапочка: - К бабушке мен надо идти, пирожки ей отнести. Дюймовочка: - Вот отнеси цветочек бабушке и от меня ей большой привет.

Красная Шапочка: - Спасибо Дюймовочка.

Игра «Рождение цветка».

Дети вместе с Дюймовочкой придумывают и изображают стадии развития цветка од музыку.

Красная Шапочка идет дальше. Появляются бабочки.

- Здравствуй, девочка. Куда путь держишь?

Красная Шапочка: - К бабушке мен надо идти, пирожки ей отнести.

- Лучше с нами порезвись, покружись, повеселись. Мы бабочки летуньи, веселые шалуньи,

С цветочка на цветок порхаем весь денек.

Нам солнышко сияет и ветерок играет, Нас кружит хоровод и никаких забот.

Бабочки прячут Красную Шапочку. Танец бабочек: раскрыв крылышки, становятся вокруг нее. Выбегает волк.

Волк: - Вы знаете, где тут девчонка, знаете? Та, что с корзинкой, знаете? Дети: - Нет.

Волк: - Как нет? Должна быть где-то здесь.

-Ищет — А, ну вас. — Дует на бабочек, они разлетаются Замечает Красную Шапочку.

-Ах, какая девочка, ах, какие щечки. Вот я тебя сейчас съем. - Догоняет. Художник:- Минуточку, уважаемый. Что тут происходит? Обижать девочек нельзя. А то я сейчас раскрашу тебя в зеленый цвет, будешь похож на... Ответы детей. - Лягушку, кузнечика, крокодила. Волк: - Нет

Художник: - Ну, тогда я тебе нарисую длинные уши. Будешь похож на... Дети: - На зайца, осла. Волк: - Ой еще хуже.

Художник: - А, ты наверно, любишь красный цвет

Волк: - Нет, нет. Это опасно. Но я все равно не могу стать добрым, потому что заколдован. Ребята помогите меня расколдовать.

Задание «Кто(ем был и кто кем будет?»

На девяти экран ни ке картинка с изображением гАыпчанка. Дети отвечают на вопросы художника: «Кем был цыпленок? Кем будет цыпленок?» Правильные ответы детей сопровождаются показом картинок. Цепочки картинок следующие: яйцо-цыпленок-курица, нитка ткань-платье, селш- росток-цветок.

Волк: - Ой, ребята, молодцы! Расколдовали меня. Клянусь, я шапку не обижу никогда. Художник: - Поверим ему ребята? Дети: -Поверим.

Художник: - Ну тогда все спляАлем и споем

Интегрированное развивающее занятие с использованием элементов ТРИЗ во второй младшей группе (разработала Лавицкая Г.И.)

Программное содержание:

Формировать представления о свойствах и качествах предметов через тактильные ощущения, интерес к театрализованной деятельности, познакомить детей с элементами театра перчаток. Развивать мелкую моторику руки, коммуникативные способности, средства невербального общения, воображения, логическое мышление. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования и лепки. Воспитывать внимательное, заботливое отношение друг к другу. Вызывать чувства радости, удовольствия от совместной практической деятельности.

Материал:

Камни, облачно из синтепона, веревка, тесто, ветка ели, гуашь, большой лист бумаги с нарисованным солнышком без лучиков, театральная ширма.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает детей, любят ли они сказку и приглашает отправится в путешествие по волшебной сказке и проходят через ширму.

- часть. Ритуал приветствия: «Приветствуем друг друга ладошками». Воспитатель рассказывает сказку: «Жили были две ладошки, две сестрички, правая и левая. Они любили вместе бегать по траве, танцевать, лепить снежки. Иногда они обнимались, гладили друг друга. А жили ладошки в сказочной стране ладошек и пальчиков. Жители этой страны не умели разговаривать, они понимали друг друга без слов, потому что у них были чуткие ладошки и пальчики. Они прикасались друг к другу и сразу все становилось понятным. Ладошки и пальчики умели показывать: Я, большой, маленький, иди сюда, пока и т.д. (дети показываю! все движения вместе с воспитателем, а потом самостоятельно). В стране были леса, поля и реки. А вот и река Дружбы (дети становятся парами и весело прикасаются ладошками). Поле Драчунов (отталкивающие движения), Гора Доброты (дети становятся на носочки, поднимают руки вверх и смотрят, чья Гора Доброты выше). В Горе Доброты есть Пещера Нежности (дети становятся полукругом, каждый ребенок поочередно становится в центр круга, закрывает глаза, а дети легко прикасаются к нему, ласково поглаживая по рукам, ногам, спине, при этом приговаривая ласковые и нежные слова: умный, нежный, хороший). Жители этой страны очень любили играть в игру «Дрозды» (дети становятся парами и показывают движения, приговаривая: «Я - дрозд, ты - дрозд, у меня нос, у тебя - нос, у меня губки сладкие, у тебя губки сладкие, у меня щечки гладкие, у тебя щечки гладкие. Ты мой друг, и я твой друг».

- часть. В этой сказочной стране жил-был гномик Ладошка (дети показывают свои ладошки). И отправился Ладошка в путешествие по сказочной стране. Ребята, на чем можно отправиться в путешествие? (дети

называют) А гномик полетел в путешествие на белом облачке. Вот таком (детям дают ощупать кусочек синтепона или ваты). Какое оно было? (пушистое, мягкое, теплое). Облако опустило гнома на землю (дети показывают как).Долго шел гномик по горам, по камням, и были они вот такие (идут, на пути у них лежат камни, ощупывают камень). Какие они были? (твердые, шероховатые, холодные). Вдруг слышит гномик плачь, посмотрел он и видит, сидит кто-то на камне и плачет, дотронулся гном до него рукой, и было оно вот таким (дети ощупывают кусочек теста). Каким оно было? (липким, мягким). Звали его Липик, а плакал он потому, что хотел иметь друга. (Спрашивает у детей: поможем Липику найти друга?) (Дети лепят из теста).

Пошел гном дальше шел-шел и встретил змейку, которая грелась на солнышке. И была она вот такая (передают кусок веревки). Какой она была на ощупь? (плотная, шероховатая). Она могла затаиться, стать прямой как палочка, могла свернуться и стать похожей на что? (колечко и т.д.), могла ползти извиваясь. Наконец гном пришел в сказочный лес, в этом лесу были деревья вот с такими веточками (ветка ели). Какими? (колючими, пушистыми, зелеными). А сами деревья были вот такие высокие (дети показывают), поднял гном голову вверх и увидел солнышко.

3 часть. Воспитатель показывает на большом листе бумаги нарисованное солнышко без лучиков, спрашивает у детей, чего недостает у нашего солнышка (лучиков). Рисуем с детьми лучики (окунаем ладошки в краску). Вот какое у нас красивое солнышко получилось! (похлопали радостно в ладоши).

Собрались все дети в круг Ты мой друг, и я твой друг Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.

Конспект организации познавательно-практической деятельности с элементами ТРИЗ «Как дети сказку «Гуси-лебеди»спасали» во второй младшей группе (разработала Лавицкая Г.И.)

Программное содержание: Закрепить знания о свойствах и качествах предметов (мука, вода, соль, сахар, яйцо (вареное), тесто), уточнить назначение и использование природного объекта, учить определять линию его развития во времени. Формировать умение выделять главные существенные признаки. Активизировать в речи использование прилагательных. Поддерживать интерес к детскому экспериментированию при смешивании красок. Развивать мыслительную деятельность, воображение при решении проблемных ситуаций, находчивость, сообразительность. Обогащать словарный запас детей, умение выслушивать других при обсуждении проблемной ситуации.

Воспитывать умение сопереживать, оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.

Материал: к лубок ниток, корзинка с книжкой «Гуси-лебеди», печка, 6 мешочков (мука, соль, сахар, вода, яйцо (вареное), тесто), ёлка, яблонька, мольберт с 4 картинками роста дерева, яблоко, 6 яблок на липучках, обруч с голубыми лентами для танца, речка, алгоритмы для закрашивания, палитры, кисти, тряпочки, стаканы-непроливайки, фланелеграфы, цветные нитки.

Ход занятия:

Дети входят в зал за катящимся клубком. Воспитатель обращает внимание на одиноко стоящую корзину.

Игра «Угадай, что спрятано?»

- Что, ребята, может находится в корзинке? Ответы детей (овощи, предметы). А какой

волшебный предмет может быть в корзинке? Оказывается книга «Гуси- лебеди».

Воспитатель: Что случилось расскажи? От чего так плачешь ты?

Книжка:

Злая Баба Яга потревожила меня Все слова перевернула Яблоньку всю обтресла А у нашей русской печки Пирожки отобрала. Мутит воду в нашей речке Под кисельны берега.

Воспитатель:

Что же делать нам ребята Жалко сказку. Как нам быть?

Нужно помочь. А для этого пройдем в эти волшебные воротца. Вот мы с вами в сказке. А вот и печка. Мы пришли тебе помочь.

Игра «Чудесный мешочек»

Дети на ощупь стараются определить, что в каждом мешочке, объясняют, почему

так думают.

Вода - прозрачная, питьевая, чистая, жидка.

Сахар - твердый, крупный, белый. Соль — мелкая, сухая, оЬычная. Мука - легкая, рассыпчатая, воздушная. Яйцо - гладкое, овальное, полное. Тесто - неживое, мягкое, приятное и т.д. - Молодцы, а теперь поиграем.

Игра «Правд - неправда»

Если правда хлопаем в ладоши, не правда приседаем.

- Вот, печка, мы тебе тесто нашли, про тесто рассказали, а еще и продукты достали из которых тесто можно сделать; мука, вода, яйцо, сахар, соль.

Печка:

Вот спасибо так спасибо Испеку я всем на диво Новых много пирожков

Из такого чуда-теста Будет сдоба как невеста.

-До свидания, печка. А мы, ребята отправляемся дальше.

-Посмотрите стрелочки, что на них изображено, что за силуэты (елка - яблонька). Куда

показывает стрелочка с яблонькой вперед. Идем.

- Вот и яблонька. Здравствуй яблонька. Мы пришли тебе помочь, вернуть яблочки.

- Ситуация «Зачем яблоки?»

Ответы детей. В корзинке находим целое яблоко. Рассматривают яблоко. «Что есть у яблока?»

-Яблоко, это плод. Из него может вырасти новое дерево, если будут благоприятные

условия. Какие? Ответы детей. Ответы детей.

На мольберте выкладывают последовательно 4 картинки. Находят в корзинке яблоки и прикладывают к дереву.

- Ребята, нам надо правильно рассматривать картинки роста яблоньки из семечки.

«Что сначала, что потом?»

- Вот яблонька тебе яблоки. Яблонька:

- Ах, спасибо, что вернули красные яблочки мои, яболчки-то наливные, как картины расписные.

Коль зайдет усталый путник Будет чем мне угощать Будет яблоки он кушать И добром вас вспоминать.

- До свидания, яблонька. Воспитатель:

Ручейки Оегут, стекают К большой речке прибегают Речка блещет злотом

Плещет в тишине. Солнечные зайчики пляшут на волне Речка голубая нас к себе зовет Танец возле речки нас ребята ждет. Танец «Реченька».

- Вот и речка, какого цвета - синяя, обычная. А в сказке должна быть молочной - белого цвета. Надо речке помочь.

- Что же здесь нам Баба Яга приготовила? Выбегает Баба Яга.

Опыт со смешением красок

Баба Яга: - Посмотрите, у меня есть краски только 3-х цветов. Какого цвета? (желтого), красного, синего). Все знаете. А я хочу, чтобы у меня было больше красок. Хочу рисовать травку. Какая мне нужна краска? (зеленая), и радугу хочу...

- Что же, ребята, делать? Попробуем краски смешать.

Дети по двое па палитре смешивают два цвета. Получают зеленый, оранжевый, фиолетовый.

- Видишь Баба Яга у нас получилось. А чтобы, ты, запомнила какие краски мы смешивали, чтобы получить эти цвета, мы тебе оставим схемы..

Дети закрашивают карточки алгоритмы каждый. Оставляют на столе, (в это время кто-нибудь переворачивает речку на белую сторону).

Баба Яга: И здесь вы справились. Ну, погодите же, я вам все равно где-нибудь помешают.

- Ребята, что же делать, чтобы Баба Яга не вернулась?

-А давайте мы запутаем дорогу так, что бы Баба Яга никогда не вернулась, не смогла придти в сказку.

Игра «Путаница» и «На что похоже?».

- Вот какие у нас фланелеграфы и ниточки-дорожки. Сейчас каждый из вас запутает свою дорожку.

Дети работают. Объясняют на что похожа.

- Ну вот, теперь Баба Яга не сможет больше ничего нам испортить.

- Мы помогли нашей сказке «Гуси-лебеди» пора возвращаться. Выставляю воротца.

Дети проходят через воротца, выстраиваются полукругом поют песню.

«Сказка»:

1. Как же тесто выпекают С чего яблонька растет? Кто же все на свете знает Кто подскажет, кто поймет (2 р.) Припев:

Где ты, сказка? Я жду тебя! Все мне объясни, научи меня На любой вопрос в ней ответ найдем Сказка мы тебя ждем

2. Какой цвет у нашей речки И зачем нужна она Лучше сказки не расскажет Нам никто и никогда.

Конспект занятия в средней группе «Почемучки» «В гостях у Огневушки-поскокушки» с элементами ТРИЗ-технологии (разработала Лавицкая Г.И.)

Программное содержание: закрепить знание детей о «добром» и «злом» огне; продолжать прививать навыки пожарной безопасности, закреплять правильное поведение в случае возникновения пожара, знать номер пожарной службы, правила поведения в быту с огнем, оказывать первую помощь при ожоге. Развивать быстроту, ловкость смелость в игре.

Материал: костюм Огневушки, 2 макета огня: зло и добрый, 9 картинок (огонь злой и добрый), номера 101, 102, 103; 2 телефона; костюмы пожарных с эмблемами Огонек, Искра; 2 огнетушителя, макеты огоньков 8 штук; пожарный стенд, атрибуты для стенда, для танца - нарукавники 20 шт., тазик с водой, мяч для игры, сувениры детям.

Ход занятия:

-Дети заходят в зал, приветствуют гостей.

-Под музыку появляется Огневушка-поскакушка. Ведет диалог с ребятами (приветствует и знакомится).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая Огневушка-поскакушка. Но мы ведь знаем, что не всегда она бывает хорошей и доброй. Давайте вспомним, когда же огонь нам друг:

- помогает приготовить еду;

- обогревает;

- освещает;

- на заводах плавит металл;

- запускает ракеты;

- вечный огонь, как память погибшем героям.

А когда же злой, от чего злится огонь:

- не затушенные костры, спички, сигареты;

- неосторожные игры со спичками, зажигалками, хлопушками, петардами;

- от невыключенных электроприборов (утюг, электрочайник, кипятильник);

- от поджога сухой травы;

- от молнии;

- вещи, которые сушатся прямо над газом.

Огневушка: Молодцы! Много знаете про моих братьев. Вот какие они симпатичные (выставляет два макета). А еще есть картинки. Давайте с вами поиграем в игру «Хорошо - плохо». Возьмите по одной картинке, внимательно посмотрите на нее и представьте, что думает огонек. Воспитатель тоже берет картинку, где огонь злой и дает образец. Я -злой

огонь, потому что.... Дети рассказывают и дарят картинку доброму или злому- огню.

Воспитатель: Да, ребята огонь может быть не только другом, но при неумелом, неправильном обращении с ним, он превращается в злейшего врага всего живого и человека, потому что не любит баловства, у него много других серьезных дел.

С добрым огнем нам не страшно в ночи Добрый огонь - от счастья ключи, Все мы стараемся, все мы хотим Чтобы не стал он опасным и злым.

Огневушка: Молодцы ребята. А что же все же делать если возник пожар? Дети: - не паниковать

- не прятаться в шкафу, под диван

- немедленно убегать, если есть платок, закрыть им лицо от

дыма

- плотно закрывать дверь (да, без воздуха огонь может потухнуть)

- сообщить соседям

- накинуть влажную ткань, одеяло на себя - вызвать 101, четко, внятно, чтобы было понятно.

Огневушка: Вы все так хорошо рассказываете, а можете ли найти нужный номер? Предлагает номера 101, 102, 103

-А теперь, давайте с вами потренируемся и наберем нужный номер и правильно вызовем пожарных по своему домашнему адресу. Воспитатель:

Ты о пожаре услыхал Скорей об этом дай сигнал Смело трубку в руку взять 101 сумей набрать И назвать еще потом Город, улицу и дом

Четко, ни в коем случае нельзя путаться. Вызов пожарных спасателей (2- 3 ребенка). Воспитатель или Огневушка диспетчер.

Огневушка: А вы, ребята, хотите быть спасателями-пожарными?

Игра-эстафета: «Оденься как пожарный», «Задымленный коридор».

Дети делятся на две команды «Огонек» и «Искорка» эмблемы на костюмах.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что пожарный за 18 секунд надевает свою боевую одежду, это очень быстро, а через 30 секунд - они уже занимают свои места в пожарных машинах и быстро едут к месту пожара. Этим машинам можно ехать на (какой?) карсный свет, включив обязательно сигнальную лампу.

Огневушка: Вы тоже очень быстро одели форму и разделились на две команды.

Объясняет игру. Вот задымленные туннели, надо пролезть через туннель взять огнетушитель, потушить огонь и вернуться в комнату.

Приготовились....

- Быстро справились с огнем.

- А что помогает потушить огонь, пожар? Что для этого нужно?

Дети: Песок, вода, пена огнетушителя.

Огневушка: А у меня есть специальный противопожарный стэнд, но он пустой, все предметы перепутаны? Вы сможете выбрать нужные?

Игра,, Заполни нужным инвентарем противопожарный стенд. Молодцы! А хотите со мной потанцевать.

Танец Огня. Надеть на резинках бахрому. Во время последних аккордов выбегает Баба Яга и пытается ухватить Огиевушку и получает «ожог».

Баба Яга: Ой-ой, ой-ой, как больно, все печет, все горит. Воспитатель: Ребята, что делать? (Помощь при ожоге).

Дети: Надо опустить руки в холодную воду, это облегчит ожог. Воспитатель: Правильно, вот здесь есть тазик с холодной водой, покажи нет пузерей, легче тебе стало? Значит не надо врача.

Огневушка. Дети, а почему Баба Яга получила ожог? Дети: Не знает правил обращения с огнем.

Воспитатель: Как тебе не стыдно Баба Яга, уже 300 лет на свете живешь, а простых вещей не знаешь. Ребята давайте дадим Бабе Яге несколько основных правил пожарной безопасности. Дети:

- нельзя брать угольки, спички, зажигалки и играть с ними;

- разводить костры и играть близко возле них;

- сушить одежду и играть возле печки и газа:

- детям нельзя без взрослых включать электроприборы, газ и немку. Баба Яга: Ну, кажется все поняла, больше не буду. А хотите со мной

поиграть.

Игра: Бабка-Ёжка костяная ножка, печку топила, руку опалила и т.д. оаба Яга: Ох, устала, никого не догнала.

Воспитатель: Ну тогда присаживайся с Огневушкой и послушайте нашу песенку

Огневушка угощает детей и прощается с ними.

Программное содержание:

Формировать у детей представление о том, что они живут на планете Земля, об объектах и явлениях неживой природы(земля, воздух, вода, огонь), об их свойствах и качествах, развивать умение выделять главные, существенные признаки. Формировать понимание того, что нельзя играть с огнем, учить объяснять наличие положительного и отрицательного признаков в объекте (огонь). Стимулировать и поддерживать интерес к детскому экспериментированию,способствовать обогащению представлений детей о причинно-следственных связях в процессе познавательно-практической деятельности. Учить отвечать на вопросы полными ответами, обогащать активный словарь;

Развивать мышление, воображение, любознательность,активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем. Воспитывать уважение, интерес к природе, дружеские взаимоотношения.

Материал:

Мешочки с землей (твердая, влажная, рассыпчатая), карточки с изображением маленьких человечков и карточки «нагревание», «охлаждение», шприцы, воздушный шарик, лента, таблица «свойства воздуха», глобус.

Ход занятия:

Дети с воспитателем становятся в круг.

Воспитатель:

- Посмотрите как красиво у нас в зале – светло и уютно. Я предлагаю улыбнуться друг другу и подарить свое хорошее настроение.

В комнату входит Незнайка, в руках у него глобус. Он внимательно рассматривает глобус.

Воспитатель: Здравствуй Незнайка! Что ты такой задумчивый?

Незнайка: Здравствуйте! Я шел, шел и вот какой мяч нашел. Только он какой-то странный и картинки на нем какие-то непонятные. И вот как с этим мячом играть?

Воспитатель забирает глобус у Незнайки и говорит:

- Незнайка – это не мяч. Ребята, что это? (глобус) А для чего нужен?

Незнайка: Ну я все понял и теперь все знаю. (показывает) на глобусе не правильно). Здесь деревья, а здесь дома стоят.

Воспитатель: Незнайка, а ты наешь, что на планете Земля живут четыре стихии?

Незнайка: стихи я знаю и умею сочинять:

Торопыжка был голодный

Проглотил утюг холодный.

Воспитатель: не стихотворения, а стихии. Ребята назовите четыре стихии (земля, воздух, вода, огонь)

Незнайка: Ой как интересно, а я и не знал. Ребята, расскажите мне про эти самые стихии. Я затем приду домой в цветочный город и всем-всем расскажу.

Воспитатель обращается к детям:

- Расскажем Незнайке про четыре стихии Земли.

Воспитатель обращает внимание на стол, на котором мешочки:

- Посмотрите, какие красивые мешочки. Они не простые, а волшебные. Ребята, давайте узнаем, какая стихия в них прячется, а для этого необходимо на ощупь определить, что в этих волшебных мешочках. Чтобы узнать о какой стихии идет речь, опустите руку в каждый их мешочков и расскажите, что ваши руки ощущают и что может быть таким же. Незнайка, присоединяйся.

(в 1-ом мешочке земля влажная, 2-ом – рассыпчатая, в 3-м – твердая).

Дети не глядя пробуют на ощупь:

- Я ощущаю что-то мягкое, влажное, твердое и т.д.

Затем дети делают предположения.

- Я думаю, что это может быть.

Воспитатель предлагает открыть мешочки и посмотреть:

Воспитатель: Здесь была первая стихия. Земля.

Незнайка: я бы никогда не догадался. Интересная у вас игра.

Воспитатель: Давайте, для Незнайки еще раз повторим свойства земли.

Дети повторяют.

Незнайка: А какая следующая стихия?

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые огоньки. Ребята, к какой стихии мы пришли? (к огню)

Незнайка: Ой, я так люблю играть с огнем. Однажды взял спички и устроил маленький пожар. Было так интересно, когда все забегали, засуетились! Ха-ха-ха.

Воспитатель: Дети, Незнайка правильно поступил? Почему? (Ответы детей).

Незнайка: А я и не знал, что так нельзя.

Воспитатель: ребята, я предлагаю Незнайке р


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: