Переходный период — это значительный исторический переход от одного социально-экономического порядка к другому. Он включает три направления преобразований: демонтаж старого экономического порядка, становление нового и структурную перестройку экономики.
Переходные процессы — процессы преобразований содержания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутреннего и внешнего рынков, что обусловлено изменениями экономического, государственного и общественного порядка. Переходные процессы выражают состояние неустойчивого равновесия в экономике различных социальных групп, соответствующих различным системам хозяйствования или укладам.
Характерные черты переходной экономики: многоукладность, неустойчивость, альтернативный характер, противоречивость, историчность, длительность преобразований.
В переходный период экономика переходит из одного качественного состояния в другое, и экономические отношения сохраняют в себе черты как прежних, так и новых форм хозяйствования и управления. Переходы могут носить локальный и всеобщий характер.
|
|
По интенсивности во времени и характеру можно выделить два типа переходной экономики, обусловленные разными темпами и скоростью изменений. Первый тип — естественно-эволюционный, он выражает естественный ход исторической эволюции. Примером подобного типа могут служить развитие человеческого общества, смены исторических эпох. В соответствии с законами диалектики в недрах прежней системы постепенно развиваются новые элементы и взаимосвязи, противоречиво соединяясь с ней. Так зарождаются переходные отношения, которые постепенно подрывают старую систему. В то же время возможно их длительное сосуществование, хотя зачастую и противоречивое.
Другим типом характера переходной экономики является реформаторско-эволюционный тип, суть которого состоит в известном регулировании развития экономики на основе реализации сознательно разработанных стратегий и программ реформ. Ярким примером такого воздействия является воплощение идей социалистической революции и строительство социалистического общества в СССР.
Переходная экономика в постсоветских странах в отличие от переходных экономик в рамках одной и той же системы характеризуется трансформацией основ экономической системы (реформирование государственного сектора; переход от нестабильного состояния экономики к устойчивому экономическому росту; формирование новых видов экономических отношений и новой институциональной структуры).
Социально ориентированная рыночная экономика — это модель встроенности рынка в социальную и политическую структуру, придающая особое значение уравновешиванию тех тенденций рынка, которые ведут к монополизации и массовому неравенству. Данное уравновешивание рыночного процесса производится при сохранении (в наших условиях при приоритетном создании) всеобщей ориентации экономики на модель рыночного типа.
|
|
Исходные составляющие, которые определяли выбор белорусской модели, включали необходимость создания цивилизованного государства, способного в трудное время защитить интересы подавляющего большинства своего населения; разумное использование прогнозирования и планирования социально-экономического развития; максимальное использование потенциала республики, обусловленного наличием высококвалифицированных кадров, хорошо развитой инфраструктуры и высокоиндустриальной экономики и др.
Социально ориентированная рыночная экономика в ее зрелой стадии — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательским сектором, действенным государственным регулированием, стимулирующим предпринимателей к расширению и совершенствованию производства, а наемных работников — к высокопроизводительному труду.
Белорусская модель социально-экономического развития органически вбирает в себя типичные черты, присущие новой экономике, и отсекает негативные проявления чисто рыночного хозяйства такие, как резкая социальная дифференциация, индивидуализм и эгоцентризм, обвальная безработица. Главное, что было положено в основу формирования и реализации модели, — это прагматический, эволюционный подход к трансформации белорусской экономики в социально ориентированную.
Стратегическая цель развития Республики Беларусь, находящейся в центре Европы, — формирование социально ориентированной экономики рыночного типа, интегрированной и мировое хозяйство по вертикали и горизонтали, обеспечение на этой основе благосостояния всех слоев населения, создание и гарантирование государством равных стартовых возможностей каждому члену общества в любой сфере деятельности.
Социальная ориентация экономики проявляется в подчинении производства потребителю, удовлетворении массовых потребностей населения. Это присуще только эффективной экономике с развитым рыночным механизмом, которая обеспечивает строгую регламентацию государственного регулирования, соответствие его общественным интересам; значительные масштабы перераспределения доходов в целях оказания социальных услуг населению, предоставления определенных социальных гарантий.
В отличие от утопического «чистого» капитализма социально ориентированная рыночная экономика предполагает выработку институциональной структуры социального уравновешивания, не отказываясь от основных рыночных экономических принципов (частная собственность, координация посредством рынка, максимизация прибыли).
Траектория развития белорусской экономики складывалась под воздействием парадигмы восстановления лучших качественных особенностей прежней экономики с сильным государственным регулированием и с наименьшими социальными издержками на основе последовательного развития системы рыночных институтов.
Для создания эффективной рыночной экономики необходим целый набор институтов. Институциональные ограничения определяют возможности экономических субъектов и являются сложным сочетанием формальных и неформальных институтов, а также механизмов их закрепления.
Выделяются две группы содержательных предпосылок, нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Краткосрочная экономическая политика призвана решать неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации (антициклическая и конъюнктурная политика, реализация краткосрочных проектов и программ и др.).
|
|
К долгосрочным предпосылкам относятся: инвестиции в человеческий капитал, знания, систему образования, науку, технологии и др.
К числу внешних предпосылок относятся, прежде всего, учет главных тенденций развития цивилизации, встраивание в мировые процессы глобализации и информатизации, интеграция и сотрудничество в мировом и региональном масштабах.
Внутренние общесистемные условия и предпосылки перехода к модели устойчивого развития и построения перспективной экономической модели включают: мировоззренческие, идеологические, правовые и политические условия, способные обеспечить формирование рыночной конкурентной среды социально ориентированной экономики, экономический рост и повышение благосостояния народа.
Важными политическими предпосылками формирования перспективной экономической модели являются: построение демократического правового государства, эволюция общественных структур в направлении институтов современного гражданского общества.
Ключевые внутрисистемные предпосылки построения перспективной экономической модели — поддержание здоровой экономической среды, обеспечение стабильного экономического роста, повышение благосостояния населения и целенаправленное совершенствование в связи с этим макроэкономической политики (бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной, ценовой и др.).
Представления о том, что либерализация и рыночная свобода быстро приведут к созданию нормальных рыночных отношений, оказались ошибочными. Это подтверждается негативной мировой финансово-экономической практикой. Поэтому при переходе к рыночной экономике в решении проблем формирования и функционирования институтов рыночного типа стартовая роль должна отводиться государству.
Определение новой роли государства в обществе, развитие демократии и общественных отношений повысят эффективность механизмов социального взаимодействия, трансформации экономики и социальной сферы как важных предпосылок построения перспективной модели экономики.
|
|
Рынок — всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги. С системной точки зрения рынок — это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров или ресурсов, в рамках которой формируется спрос, предложение и цена на них.
Рыночная экономика — экономическая система, в которой только решения самих потребителей, поставщиков и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. С системных позиций рыночная экономика — это совокупность всех образующих экономику рынков продуктов и ресурсов и действующих между ними связей.
Рыночный механизм — механизм соединения продавцов и покупателей и распределения редких экономических ресурсов через систему ценообразования и конкуренцию.
Институциональная среда — совокупность институтов, образующих целостную систему, определяющих контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность, и отвечающих принципам рыночной экономики.
К принципам рыночной экономики относятся: свобода хозяйственной деятельности, всеобщность рыночных отношений, саморегулирование хозяйственной деятельности, свободное ценообразование, самофинансирование и экономическая ответственность, гармоничное сочетание государства и рынка и др.
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Чтобы охарактеризовать состояние рынка, необходимо рассмотреть его в единстве с процессами производства, распределения, обмена и потребления, с характеристиками видов и прав собственности и экономического обособления, общественного разделения труда, найма рабочей силы, риска хозяйственной деятельности, соотношения спроса и предложения, цен, рыночной инфраструктуры.
Рыночная инфраструктура — это совокупность организационно-правовых форм, институтов, организаций, обслуживающих различные рынки и рыночную экономику в целом и обеспечивающих их функционирование. При этом инфраструктурная деятельность включает: деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации, специальному изучению рынка с целью увеличения продаж, публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах, оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.
В комплексе рыночной инфраструктуры можно выделить инфраструктуру рынка труда, рынка капитала, рынка земли, рынка товаров и услуг, а также макроэкономическую инфраструктуру.
Институты рынка труда понимаются как совокупность формальных институтов, регулирующих отношения на рынке труда структур, ограничений, правил и норм. Последние возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. В структуре формальных институтов выделяются: политические институты, экономические институты, системы контрактации (способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами).
Для осуществления функций формальных институтов необходимы специально созданные организации, являющиеся проводниками и исполнителями того или иного закрепленного правила или обычая хозяйствования. На рынке труда такими организациями являются службы и агентства занятости, профсоюзы, органы контроля за соблюдением трудового законодательства.
Формальные и неформальные институты, задающие ограничения поведения субъектов рынка труда, образуют его институциональную структуру. Под институциональной структурой рынка труда понимается совокупность формальных и неформальных институтов, находящихся в тесной взаимосвязи и развивающихся вместе с ним. Та или иная институциональная структура определяет тип экономического порядка и его эффективность. Степень развитости институциональной структуры определяет эффективность функционирования рынка труда, что в первую очередь заключается в установлении заработной платы на уровне предельного продукта труда, высокой емкости рынка труда, обеспечивающей полную занятость, а также низкий уровень трансакционных издержек.
Важнейшими институтами на рынке труда являются профсоюзы. Наличие профсоюзов на современном рынке труда обусловлено необходимостью защиты от дискриминации наемных работников, которая часто возникает при заключении трудового договора между отдельно взятым наемным рабочим и работодателем, так как экономические возможности участников таких договоров неравноценны.
Финансовый рынок — это совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. На нем происходит обмен деньгами, осуществляется предоставление кредита, мобилизуются капиталы. Субъектами отношений являются государство, организации различных форм собственности, отдельные граждане.
Главной функцией финансового рынка является обеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам). Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения между субъектами хозяйствования и отраслями экономики, «связывания» части денежных средств, не обеспеченных потребительскими товарами, а также как средство покрытия дефицита государственного бюджета без денежной эмиссии.
Составные части финансового рынка — денежный рынок и рынок капиталов. На практике между ними нет строгой границы, так как происходит непрерывное переливание средств. Один рынок отличается от другого составом учреждений-участников, инструментами сделок, характером регулирования, уровнем процентных ставок, сроком финансово-кредитных операций.
На денежном рынке обращаются краткосрочные финансовые обязательства со сроком обращения до одного года. Здесь удовлетворяются потребности, с одной стороны, в покрытии временного недостатка денежных средств, с другой — в размещении на срок до одного года временно неиспользуемых финансовых ресурсов.
Денежный рынок обеспечивает гибкую подачу наличности в казну государства и дает возможность организациям и гражданам получать доход на их временно свободные денежные средства. Без него не может быть полнокровного финансового рынка.
В структуру денежного рынка входят валютный рынок, рынок золота, частично рынок ценных бумаг.
Валютный рынок — это особая сфера экономических отношений, где осуществляются операции по покупке, продаже, обмену иностранной валюты и платежных документов, выраженных в иностранных валютах (чеки, векселя, аккредитивы). Валютный рынок функционирует через установление корреспондентских связей между банками разных стран, посредством этого производятся и международные расчеты, и через покупку или продажу иностранной валюты на биржах.
На рынке золота совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом, драгоценными камнями и металлами в том числе со стандартными слитками. Регулярная купля-продажа золота ведется главным образом для промышленного потребления, частной тезаврации, спекуляции и в отдельных случаях для монетарных целей. Продавцами золота выступают в основном золотодобывающие страны, а также владельцы запасов, преимущественно частных; покупателями — частные фирмы и лица, в отдельных случаях — центральные банки.
На рынке капиталов аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным рынком, где компании изыскивают источники финансирования капитальных вложений, для расширения действующего производства, создания новых предприятий и производств, реализации крупных научно-технических проектов. Средства могут быть мобилизованы на возвратной основе в форме кредита или выпуска долговых ценных бумаг (облигаций) либо на безвозвратной основе путем эмиссии долевых ценных бумаг (акций).
Рынок капиталов также не является однородным: среди его составляющих можно выделить рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и ссудных капиталов.
Фондовый рынок — это совокупность отношений финансового рынка, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг, формы и способы этого обращения. Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиеся в выпуске особых документов — ценных бумаг.
Ценные бумаги — денежные документы, которые удостоверяют выраженные в них имущественные права владельца ценной бумаги по отношению к эмитенту (юридическому лицу, которое от своего имени выпустило ценные бумаги и обещало выполнить обязательства, вытекающие из условий выпуска ценных бумаг). Ценные бумаги могут выпускаться в виде отпечатанных на бумаге бланков или в форме записей на счетах.
Основными ценными бумагами являются акции и облигации. Покупатели акций становятся совладельцами акционерного общества и имеют право получать доход (дивиденды) на акции и в отдельных случаях участвовать в управлении акционерным обществом. Владельцы облигаций становятся кредиторами государства или организаций, выпустивших облигации, и имеют право на получение дохода (процентов) и основной суммы долга (суммы, равной номиналу облигации) при ее погашении.
Кроме основных ценных бумаг существуют вторичные (производные) бумаги, представляющие собой долговые обязательства или контракты, закрепляющие права на получение определенных товарных или денежных ценностей, а также покупку-продажу ценных бумаг в будущем. К этой группе ценных бумаг относятся опционы, фьючерсы, варранты, свопы и т.д.
По характеру движения ценных бумаг фондовый рынок делится на первичный и вторичный. Первичный рынок — это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами. Это начальная стадия процесса появления ценной бумаги на рынке, обставленная определенными правилами и требованиями. Вторичный рынок — это обращение ранее выпущенных ценных бумаг, совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги. Если на первичном рынке происходит вовлечение в инвестиционный процесс все новых капиталов и сбережений, то на вторичном рынке осуществляется перелив капитала из одних отраслей экономики в другие, из одних акционерных обществ внутри отрасли в другие, т.е. происходит формирование эффективной структуры экономики в целом.
Институциональная структура фондового рынка определяет состав его участников: эмитенты — юридические лица и органы государственного управления, выпускающие ценные бумаги и привлекающие на этой основе капиталы; инвесторы — юридические и физические лица, покупающие ценные бумаги, вкладывающие свои доходы и сбережения в инвестиции с целью их сохранения и приумножения; посредники — профессиональные участники РЦБ: брокеры и дилеры, которые сводят продавца с покупателем, получая при этом свое вознаграждение.
Развитие фондового рынка зависит от темпов приватизации, величины банковских учетных ставок, темпов инфляции и других макроэкономических факторов. Вложение временно свободных денежных средств в ценные бумаги привлекает инвесторов при достаточном их разнообразии на фондовом рынке и возможности получения большего дохода, чем от хранения денег в банке, при условии, что доходность вложений в ценные бумаги выше темпов инфляции. Вкладывая средства в ценные бумаги, инвесторы стремятся обезопасить свои вложения, обеспечить их доходность и ликвидность. Эти задачи могут быть решены при диверсификации вложений, образующих портфель ценных бумаг.
Диверсификация может осуществляться по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения и так далее в целях сбалансированности портфеля ценных бумаг (оптимальном сочетании безопасности, доходности и ликвидности). Структура портфеля ценных бумаг инвестора должна регулярно пересматриваться, что главным образом связано с изменениями инвестиционных целей и соотношений между доходностью и рискованностью входящих в портфель ценных бумаг.
Развитие фондового рынка позволяет решить ряд важных экономических задач: обеспечение рыночного финансирования инвестиционных программ предприятий и организаций, формирование эффективной структуры производства, безынфляционное покрытие дефицита государственного бюджета, страхование финансовых рисков инвестиций.
Развитие товарно-денежных отношений в рамках современных рыночных институтов глубоко затрагивает и сферу обращения. Кругооборот товаров реализуется в сфере купли-продажи товаров и услуг, которую образуют товарные рынки.
Сегодня в основе функционирования и движения товарных ресурсов лежат переход от их централизованного распределения к свободной продаже на биржах и ярмарках, развитие прямых хозяйственных связей с изготовителями товаров, повышение роли договоров поставки.
Важным посредническим элементом в закупочной деятельности являются организаторы оптового оборота — оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и др.
Под биржей понимается организация с правом юридического лица, участвующая в формировании (путем регулирования биржевой торговли) оптового рынка потребительских товаров, продукции производственно-технического назначения, валюты, ценных бумаг, недвижимости и других материальных и фондовых ценностей.
Процесс приватизации в Беларуси осуществляется в соответствии с выбранной моделью социально-экономического развития — это прагматический, эволюционный подход к реформированию экономики. Беларусь отказалась от обезличенной поточной приватизации, она носит строго индивидуальный, сугубо персональный характер. Стране удалось избежать сильных разрушительных последствий реформирования института собственности — приоритет отдан не разрушению, не ускоренной ликвидации государственного сектора через приватизацию, а созиданию, т.е. сохранению значительной части государственного сектора на основе его реструктуризации, экономически обоснованной приватизации.
Целью реформирования отношений государственной собственности являются создание социально ориентированной экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным имуществом, развитие частной собственности, стимулирование инвестиционных процессов.
Основная цель приватизации на макроуровне состоит в обеспечении условий для нормального функционирования и самовоспроизводства будущей рыночной экономики.
Именно в ходе трансформации отношений собственности в масштабе республики возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как ключевых усилий повышения эффективности производства и роста национального дохода.
Конечной целью приватизации на микроуровне является повышение экономической эффективности на основе формирования рыночного механизма управления производством, основанного и направленного на развитие конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, рыночного ценообразования, имущественной ответственности и других слагаемых рынка.
Разгосударствление — передача имущества из государственной собственности в иную (акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную).
Приватизация — преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею.
Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной (собственность административно-территориальных единиц). Исключительную собственность государства составляют недра, вода, леса, земля сельскохозяйственного назначения.
Реструктуризация — это структурная реорганизация, управленческая и финансовая адаптация предприятий к успешной работе в рыночных условиях.
Решающим условием перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция и устранение монополизма в хозяйственной деятельности. Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу и являются неотъемлемой чертой рыночных отношений. Конкуренция на рынке выступает в разных формах и осуществляется различными способами. Она может быть отраслевой и межотраслевой.
По методам осуществления конкуренцию можно разделить на ценовую и неценовую. Первая предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. Вторая основана на предложении товара более высокого качества, с большей надежностью и сроком службы, более высокой производительностью.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь предпринимательство (предпринимательская деятельность) определяется как самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).
Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляться как в индивидуальной, так и коллективной форме.
Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении). Государство в современной рыночной экономике — это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.
Частное предпринимательство — экономическая система, в которой хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или фирмы (предприятия) при минимальном вмешательстве государства. В настоящее время предпринимателя достаточно часто определяют как субъект поиска и реализации новых возможностей в генерировании и освоении новаторских идей, разработки качественных продуктов и технологий, осуществления нововведений и овладения перспективными факторами развития, поиска сфер приложения капитала.
Малый бизнес — предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в нашей стране представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Структурная перестройка — это глубокие преобразования производительных сил, определяемые необходимостью технологического обновления производства и его приспособления к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Важнейшими целями являются реорганизация производства, замена физически и морально устаревших основных фондов, внедрение технических нововведений. Все это приводит к сдвигам в отраслевой, технологической, региональной структурах общественных производств.
Специфика структурной перестройки состоит в том, что ее отправным началом является структура экономики, сложившаяся в условиях командно-административной системы в качестве части народнохозяйственного комплекса бывшего СССР, ориентированного на преимущественный рост производства средств производства, на выпуск промежуточного, а не конечного продукта.
Выбор селективного подхода к определению приоритетных отраслей и производств в экономике республики продиктован состоянием экономики на современном этапе и ограниченностью ресурсов. Он дает возможность сконцентрировать имеющиеся силы и ресурсы на первоочередных проблемах народного хозяйства, решение которых позволит одновременно решать и другие задачи: создавать новые и модернизировать действующие наукоемкие и высокотехнологические процессы, а также связанные с ними отрасли и производства, обеспечить постепенный экономический подъем страны. Ускоренное развитие приоритетных наукоемких экспортоориентированных предприятий и производств, государственная поддержка жизненно важных отраслей экономики позволят Республике Беларусь постепенно перейти к активной фазе структурной перестройки экономики.
При преобразовании структуры экономики предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые и межрегиональные пропорции (между государственным и частным секторами; производством, потреблением и накоплением; отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг; между мелким и крупным бизнесом), оптимизировать пропорции в уровне социально-экономического развития областей и Минска, усилить социальную ориентацию преобразований.