Ключевые термины и понятия. Переходный период — это значительный исторический переход от одного социально-экономического порядка к другому

Переходный период — это значительный исторический переход от одного социально-экономического порядка к другому. Он включает три направления преобразований: демонтаж старого экономического порядка, становление нового и структурную перестройку экономики.

Переходные процессы — процессы преобразований содер­жания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутреннего и внеш­него рынков, что обусловлено изменениями экономического, государственного и общественного порядка. Переходные про­цессы выражают состояние неустойчивого равновесия в эко­номике различных социальных групп, соответствующих раз­личным системам хозяйствования или укладам.

Характерные черты переходной экономики: многоукладность, неустойчивость, альтернативный характер, проти­воречивость, историчность, длительность преобразований.

В переходный период экономика переходит из одного ка­чественного состояния в другое, и экономические отношения сохраняют в себе черты как прежних, так и новых форм хо­зяйствования и управления. Переходы могут носить локаль­ный и всеобщий характер.

По интенсивности во времени и характеру можно выде­лить два типа переходной экономики, обусловленные раз­ными темпами и скоростью изменений. Первый тип — естественно-эволюционный, он выражает естественный ход исторической эволюции. Примером подобного типа могут служить развитие человеческого общества, смены историчес­ких эпох. В соответствии с законами диалектики в недрах прежней системы постепенно развиваются новые элементы и взаимосвязи, противоречиво соединяясь с ней. Так зарожда­ются переходные отношения, которые постепенно подрыва­ют старую систему. В то же время возможно их длительное сосуществование, хотя зачастую и противоречивое.

Другим типом характера переходной экономики являет­ся реформаторско-эволюционный тип, суть которого состоит в известном регулировании развития экономики на основе реализации сознательно разработанных стратегий и программ реформ. Ярким примером такого воздействия являет­ся воплощение идей социалистической революции и строи­тельство социалистического общества в СССР.

Переходная экономика в постсоветских странах в отличие от переходных экономик в рамках одной и той же систе­мы характеризуется трансформацией основ экономической системы (реформирование государственного сектора; пере­ход от нестабильного состояния экономики к устойчивому экономическому росту; формирование новых видов экономи­ческих отношений и новой институциональной структуры).

Социально ориентированная рыночная экономика — это модель встроенности рынка в социальную и политическую структуру, придающая особое значение уравновешиванию тех тенденций рынка, которые ведут к монополизации и массовому неравенству. Данное уравновешивание рыночного процесса производится при сохранении (в наших условиях при приоритетном создании) всеобщей ориентации экономи­ки на модель рыночного типа.

Исходные составляющие, которые определяли выбор бе­лорусской модели, включали необходимость создания циви­лизованного государства, способного в трудное время защи­тить интересы подавляющего большинства своего населе­ния; разумное использование прогнозирования и планирова­ния социально-экономического развития; максимальное ис­пользование потенциала республики, обусловленного нали­чием высококвалифицированных кадров, хорошо развитой инфраструктуры и высокоиндустриальной экономики и др.

Социально ориентированная рыночная экономика в ее зрелой стадии — это высокоэффективная экономика с разви­тым предпринимательским сектором, действенным государ­ственным регулированием, стимулирующим предпринимате­лей к расширению и совершенствованию производства, а на­емных работников — к высокопроизводительному труду.

Белорусская модель социально-экономического развития органически вбирает в себя типичные черты, присущие но­вой экономике, и отсекает негативные проявления чисто ры­ночного хозяйства такие, как резкая социальная дифферен­циация, индивидуализм и эгоцентризм, обвальная безрабо­тица. Главное, что было положено в основу формирования и реализации модели, — это прагматический, эволюцион­ный подход к трансформации белорусской экономики в со­циально ориентированную.

Стратегическая цель развития Республики Беларусь, находящейся в центре Европы, — формирование социально ори­ентированной экономики рыночного типа, интегрированной и мировое хозяйство по вертикали и горизонтали, обеспечение на этой основе благосостояния всех слоев населения, создание и гарантирование государством равных стартовых возмож­ностей каждому члену общества в любой сфере деятельности.

Социальная ориентация экономики проявляется в подчи­нении производства потребителю, удовлетворении массовых потребностей населения. Это присуще только эффективной экономике с развитым рыночным механизмом, которая обес­печивает строгую регламентацию государственного регули­рования, соответствие его общественным интересам; значи­тельные масштабы перераспределения доходов в целях ока­зания социальных услуг населению, предоставления опреде­ленных социальных гарантий.

В отличие от утопического «чистого» капитализма соци­ально ориентированная рыночная экономика предполагает выработку институциональной структуры социального уравновешивания, не отказываясь от основных рыночных эконо­мических принципов (частная собственность, координация посредством рынка, максимизация прибыли).

Траектория развития белорусской экономики складыва­лась под воздействием парадигмы восстановления лучших качественных особенностей прежней экономики с сильным государственным регулированием и с наименьшими соци­альными издержками на основе последовательного развития системы рыночных институтов.

Для создания эффективной рыночной экономики необхо­дим целый набор институтов. Институциональные ограниче­ния определяют возможности экономических субъектов и являются сложным сочетанием формальных и неформаль­ных институтов, а также механизмов их закрепления.

Выделяются две группы содержательных предпосылок, нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Краткосрочная экономическая политика призвана ре­шать неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации (антициклическая и конъюнктурная политика, реали­зация краткосрочных проектов и программ и др.).

К долгосрочным предпосылкам относятся: инвестиции в человеческий капитал, знания, систему образования, нау­ку, технологии и др.

К числу внешних предпосылок относятся, прежде всего, учет главных тенденций развития цивилизации, встраива­ние в мировые процессы глобализации и информатизации, интеграция и сотрудничество в мировом и региональном масштабах.

Внутренние общесистемные условия и предпосылки пе­рехода к модели устойчивого развития и построения пер­спективной экономической модели включают: мировоззрен­ческие, идеологические, правовые и политические условия, способные обеспечить формирование рыночной конкурент­ной среды социально ориентированной экономики, экономи­ческий рост и повышение благосостояния народа.

Важными политическими предпосылками формирова­ния перспективной экономической модели являются: пос­троение демократического правового государства, эволюция общественных структур в направлении институтов совре­менного гражданского общества.

Ключевые внутрисистемные предпосылки построения перспективной экономической модели — поддержание здо­ровой экономической среды, обеспечение стабильного эконо­мического роста, повышение благосостояния населения и целенаправленное совершенствование в связи с этим макроэко­номической политики (бюджетно-налоговой, денежно-кре­дитной, валютной, ценовой и др.).

Представления о том, что либерализация и рыночная сво­бода быстро приведут к созданию нормальных рыночных от­ношений, оказались ошибочными. Это подтверждается нега­тивной мировой финансово-экономической практикой. Поэ­тому при переходе к рыночной экономике в решении проблем формирования и функционирования институтов рыночного типа стартовая роль должна отводиться государству.

Определение новой роли государства в обществе, развитие демократии и общественных отношений повысят эффектив­ность механизмов социального взаимодействия, трансформации экономики и социальной сферы как важных предпосы­лок построения перспективной модели экономики.

Рынок — всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги. С системной точки зрения рынок — это совокупность экономических от­ношений купли-продажи товаров или ресурсов, в рамках ко­торой формируется спрос, предложение и цена на них.

Рыночная экономика — экономическая система, в кото­рой только решения самих потребителей, поставщиков и час­тных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для коор­динации экономической деятельности и управления ею. С системных позиций рыночная экономика — это совокуп­ность всех образующих экономику рынков продуктов и ре­сурсов и действующих между ними связей.

Рыночный механизм — механизм соединения продавцов и покупателей и распределения редких экономических ре­сурсов через систему ценообразования и конкуренцию.

Институциональная среда — совокупность институтов, образующих целостную систему, определяющих контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность, и отвечающих принципам рыночной экономики.

К принципам рыночной экономики относятся: свобода хозяйственной деятельности, всеобщность рыночных отно­шений, саморегулирование хозяйственной деятельности, свободное ценообразование, самофинансирование и экономи­ческая ответственность, гармоничное сочетание государства и рынка и др.

Структура рынка — это внутреннее строение, располо­жение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Чтобы охарактеризовать состояние рынка, необходимо рассмотреть его в единстве с процессами производства, рас­пределения, обмена и потребления, с характеристиками ви­дов и прав собственности и экономического обособления, общественного разделения труда, найма рабочей силы, риска хозяйственной деятельности, соотношения спроса и предло­жения, цен, рыночной инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура — это совокупность органи­зационно-правовых форм, институтов, организаций, обслу­живающих различные рынки и рыночную экономику в целом и обеспечивающих их функционирование. При этом ин­фраструктурная деятельность включает: деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической инфор­мации, специальному изучению рынка с целью увеличения продаж, публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах, оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

В комплексе рыночной инфраструктуры можно выделить инфраструктуру рынка труда, рынка капитала, рынка земли, рынка товаров и услуг, а также макроэкономическую ин­фраструктуру.

Институты рынка труда понимаются как совокуп­ность формальных институтов, регулирующих отношения на рынке труда структур, ограничений, правил и норм. Последние возникают, как правило, на базе уже существующих не­формальных правил и механизмов, обеспечивающих их вы­полнение. В структуре формальных институтов выделяют­ся: политические институты, экономические институты, системы контрактации (способы и порядок заключения кон­трактов, регулируемые правовыми нормами и законами).

Для осуществления функций формальных институтов не­обходимы специально созданные организации, являющиеся проводниками и исполнителями того или иного закреплен­ного правила или обычая хозяйствования. На рынке труда такими организациями являются службы и агентства заня­тости, профсоюзы, органы контроля за соблюдением трудово­го законодательства.

Формальные и неформальные институты, задающие огра­ничения поведения субъектов рынка труда, образуют его ин­ституциональную структуру. Под институциональной структурой рынка труда понимается совокупность фор­мальных и неформальных институтов, находящихся в тес­ной взаимосвязи и развивающихся вместе с ним. Та или иная институциональная структура определяет тип эконо­мического порядка и его эффективность. Степень развитости институциональной структуры определяет эффективность функционирования рынка труда, что в первую очередь зак­лючается в установлении заработной платы на уровне предельного продукта труда, высокой емкости рынка труда, обеспечивающей полную занятость, а также низкий уровень трансакционных издержек.

Важнейшими институтами на рынке труда являются профсоюзы. Наличие профсоюзов на современном рынке труда обусловлено необходимостью защиты от дискриминации наемных работников, которая часто возникает при заключе­нии трудового договора между отдельно взятым наемным ра­бочим и работодателем, так как экономические возможности участников таких договоров неравноценны.

Финансовый рынок — это совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресур­сов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансо­вом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. На нем происходит обмен деньгами, осуществляется предоставление кредита, мобилизуются капиталы. Субъек­тами отношений являются государство, организации различ­ных форм собственности, отдельные граждане.

Главной функцией финансового рынка является обеспе­чение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам). Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения между субъектами хозяйствования и отраслями экономики, «связывания» части денежных средств, не обеспеченных потре­бительскими товарами, а также как средство покрытия де­фицита государственного бюджета без денежной эмиссии.

Составные части финансового рынка — денежный рынок и рынок капиталов. На практике между ними нет строгой границы, так как происходит непрерывное переливание средств. Один рынок отличается от другого составом учреж­дений-участников, инструментами сделок, характером регу­лирования, уровнем процентных ставок, сроком финансо­во-кредитных операций.

На денежном рынке обращаются краткосрочные финан­совые обязательства со сроком обращения до одного года. Здесь удовлетворяются потребности, с одной стороны, в пок­рытии временного недостатка денежных средств, с другой — в размещении на срок до одного года временно неиспользуе­мых финансовых ресурсов.

Денежный рынок обеспечивает гибкую подачу наличнос­ти в казну государства и дает возможность организациям и гражданам получать доход на их временно свободные денежные средства. Без него не может быть полнокровного фи­нансового рынка.

В структуру денежного рынка входят валютный рынок, рынок золота, частично рынок ценных бумаг.

Валютный рынок — это особая сфера экономических от­ношений, где осуществляются операции по покупке, продаже, обмену иностранной валюты и платежных документов, выра­женных в иностранных валютах (чеки, векселя, аккредити­вы). Валютный рынок функционирует через установление корреспондентских связей между банками разных стран, пос­редством этого производятся и международные расчеты, и че­рез покупку или продажу иностранной валюты на биржах.

На рынке золота совершаются наличные, оптовые и дру­гие сделки с золотом, драгоценными камнями и металлами в том числе со стандартными слитками. Регулярная куп­ля-продажа золота ведется главным образом для промыш­ленного потребления, частной тезаврации, спекуляции и в от­дельных случаях для монетарных целей. Продавцами золота выступают в основном золотодобывающие страны, а также владельцы запасов, преимущественно частных; покупателя­ми — частные фирмы и лица, в отдельных случаях — цен­тральные банки.

На рынке капиталов аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он явля­ется основным рынком, где компании изыскивают источни­ки финансирования капитальных вложений, для расшире­ния действующего производства, создания новых предприя­тий и производств, реализации крупных научно-техничес­ких проектов. Средства могут быть мобилизованы на воз­вратной основе в форме кредита или выпуска долговых цен­ных бумаг (облигаций) либо на безвозвратной основе путем эмиссии долевых ценных бумаг (акций).

Рынок капиталов также не является однородным: среди его составляющих можно выделить рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и ссудных капиталов.

Фондовый рынок — это совокупность отношений финан­сового рынка, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг, формы и способы этого обращения. Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиеся в выпуске особых документов — ценных бумаг.

Ценные бумаги — денежные документы, которые удосто­веряют выраженные в них имущественные права владельца ценной бумаги по отношению к эмитенту (юридическому ли­цу, которое от своего имени выпустило ценные бумаги и обе­щало выполнить обязательства, вытекающие из условий вы­пуска ценных бумаг). Ценные бумаги могут выпускаться в виде отпечатанных на бумаге бланков или в форме записей на счетах.

Основными ценными бумагами являются акции и облига­ции. Покупатели акций становятся совладельцами акцио­нерного общества и имеют право получать доход (дивиден­ды) на акции и в отдельных случаях участвовать в управле­нии акционерным обществом. Владельцы облигаций стано­вятся кредиторами государства или организаций, выпустив­ших облигации, и имеют право на получение дохода (процен­тов) и основной суммы долга (суммы, равной номиналу обли­гации) при ее погашении.

Кроме основных ценных бумаг существуют вторичные (производные) бумаги, представляющие собой долговые обя­зательства или контракты, закрепляющие права на получение определенных товарных или денежных ценностей, а так­же покупку-продажу ценных бумаг в будущем. К этой груп­пе ценных бумаг относятся опционы, фьючерсы, варранты, свопы и т.д.

По характеру движения ценных бумаг фондовый рынок делится на первичный и вторичный. Первичный рынок — это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами. Это начальная стадия процесса появления ценной бумаги на рынке, обставленная определенными правилами и требова­ниями. Вторичный рынок — это обращение ранее выпущен­ных ценных бумаг, совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее вла­дельца к другому в течение всего срока существования цен­ной бумаги. Если на первичном рынке происходит вовлече­ние в инвестиционный процесс все новых капиталов и сбере­жений, то на вторичном рынке осуществляется перелив капи­тала из одних отраслей экономики в другие, из одних акционерных обществ внутри отрасли в другие, т.е. происходит формирование эффективной структуры экономики в целом.

Институциональная структура фондового рынка опре­деляет состав его участников: эмитенты — юридические ли­ца и органы государственного управления, выпускающие ценные бумаги и привлекающие на этой основе капиталы; инвесторы — юридические и физические лица, покупающие ценные бумаги, вкладывающие свои доходы и сбережения в инвестиции с целью их сохранения и приумножения; по­средники — профессиональные участники РЦБ: брокеры и дилеры, которые сводят продавца с покупателем, получая при этом свое вознаграждение.

Развитие фондового рынка зависит от темпов приватиза­ции, величины банковских учетных ставок, темпов инфля­ции и других макроэкономических факторов. Вложение вре­менно свободных денежных средств в ценные бумаги при­влекает инвесторов при достаточном их разнообразии на фондовом рынке и возможности получения большего дохода, чем от хранения денег в банке, при условии, что доходность вложений в ценные бумаги выше темпов инфляции. Вкла­дывая средства в ценные бумаги, инвесторы стремятся обезо­пасить свои вложения, обеспечить их доходность и ликвид­ность. Эти задачи могут быть решены при диверсификации вложений, образующих портфель ценных бумаг.

Диверсификация может осуществляться по видам цен­ных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения и так далее в целях сбалансированности портфеля ценных бумаг (оптимальном сочетании безопасности, доходности и ликвидности). Структура портфеля ценных бумаг инвес­тора должна регулярно пересматриваться, что главным об­разом связано с изменениями инвестиционных целей и соот­ношений между доходностью и рискованностью входящих в портфель ценных бумаг.

Развитие фондового рынка позволяет решить ряд важных экономических задач: обеспечение рыночного финансирова­ния инвестиционных программ предприятий и организаций, формирование эффективной структуры производства, безын­фляционное покрытие дефицита государственного бюджета, страхование финансовых рисков инвестиций.

Развитие товарно-денежных отношений в рамках совре­менных рыночных институтов глубоко затрагивает и сферу об­ращения. Кругооборот товаров реализуется в сфере купли-про­дажи товаров и услуг, которую образуют товарные рынки.

Сегодня в основе функционирования и движения товар­ных ресурсов лежат переход от их централизованного рас­пределения к свободной продаже на биржах и ярмарках, развитие прямых хозяйственных связей с изготовителями товаров, повышение роли договоров поставки.

Важным посредническим элементом в закупочной дея­тельности являются организаторы оптового оборота — опто­вые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые и мелко­оптовые рынки, магазины-склады и др.

Под биржей понимается организация с правом юридичес­кого лица, участвующая в формировании (путем регулирова­ния биржевой торговли) оптового рынка потребительских товаров, продукции производственно-технического назначе­ния, валюты, ценных бумаг, недвижимости и других матери­альных и фондовых ценностей.

Процесс приватизации в Беларуси осуществляется в со­ответствии с выбранной моделью социально-экономического развития — это прагматический, эволюционный подход к ре­формированию экономики. Беларусь отказалась от обезли­ченной поточной приватизации, она носит строго индивиду­альный, сугубо персональный характер. Стране удалось из­бежать сильных разрушительных последствий реформиро­вания института собственности — приоритет отдан не разру­шению, не ускоренной ликвидации государственного секто­ра через приватизацию, а созиданию, т.е. сохранению значительной части государственного сектора на основе его ре­структуризации, экономически обоснованной приватизации.

Целью реформирования отношений государственной соб­ственности являются создание социально ориентированной экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным имуществом, развитие частной собствен­ности, стимулирование инвестиционных процессов.

Основная цель приватизации на макроуровне состоит в обеспечении условий для нормального функционирования и самовоспроизводства будущей рыночной экономики.

Именно в ходе трансформации отношений собственности в масштабе республики возможно формирование новых мо­тиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для раци­онального изменения структуры производства как ключе­вых усилий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

Конечной целью приватизации на микроуровне является повышение экономической эффективности на основе форми­рования рыночного механизма управления производством, основанного и направленного на развитие конкуренции эко­номически свободных товаропроизводителей, рыночного це­нообразования, имущественной ответственности и других слагаемых рынка.

Разгосударствление — передача имущества из государ­ственной собственности в иную (акционерную, коллектив­ную, кооперативную, частную, смешанную).

Приватизация — преобразование отношений собствен­ности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности част­ным или коллективным хозяйствующим субъектам. В ре­зультате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения го­сударственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею.

Государственная собственность выступает в виде респуб­ликанской и коммунальной (собственность административ­но-территориальных единиц). Исключительную собствен­ность государства составляют недра, вода, леса, земля сельскохозяйственного назначения.

Реструктуризация — это структурная реорганизация, управленческая и финансовая адаптация предприятий к ус­пешной работе в рыночных условиях.

Решающим условием перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция и устранение монополизма в хозяйственной деятельности. Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу и являются неотъемлемой чертой рыночных отношений. Конкуренция на рынке выступает в разных формах и осуществляется различными способа­ми. Она может быть отраслевой и межотраслевой.

По методам осуществления конкуренцию можно разде­лить на ценовую и неценовую. Первая предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. Вторая основана на предложении товара бо­лее высокого качества, с большей надежностью и сроком службы, более высокой производительностью.

В соответствии с законодательством Республики Бела­русь предпринимательство (предпринимательская деятель­ность) определяется как самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

Предпринимательство может быть как частным, так и го­сударственным и осуществляться как в индивидуальной, так и коллективной форме.

Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в соб­ственности, хозяйственном ведении или оперативном управ­лении обособленное имущество, несет самостоятельную от­ветственность по своим обязательствам, может от своего име­ни приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть ис­тцом и ответчиком в суде. Государственное предпринима­тельство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной сте­пенью государственного участия (в капитале и управлении). Государство в современной рыночной экономике — это и пред­приниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потребле­нии товаров и услуг.

Частное предпринимательство — экономическая систе­ма, в которой хозяйственной деятельностью занимаются не­зависимые физические лица или фирмы (предприятия) при минимальном вмешательстве государства. В настоящее время предпринимателя достаточно часто определяют как субъект поиска и реализации новых возможностей в генерировании и освоении новаторских идей, разработки качественных продуктов и технологий, осуществления нововведений и овладения перспективными факторами развития, поиска сфер приложения капитала.

Малый бизнес — предпринимательская деятельность, да­ющая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в нашей стра­не представлено в двух формах: юридические лица и инди­видуальные предприниматели.

Структурная перестройка — это глубокие преобразова­ния производительных сил, определяемые необходимостью технологического обновления производства и его приспособ­ления к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Важнейшими целями являются реорганизация производ­ства, замена физически и морально устаревших основных фондов, внедрение технических нововведений. Все это при­водит к сдвигам в отраслевой, технологической, региональ­ной структурах общественных производств.

Специфика структурной перестройки состоит в том, что ее отправным началом является структура экономики, сло­жившаяся в условиях командно-административной системы в качестве части народнохозяйственного комплекса бывшего СССР, ориентированного на преимущественный рост про­изводства средств производства, на выпуск промежуточного, а не конечного продукта.

Выбор селективного подхода к определению приоритет­ных отраслей и производств в экономике республики про­диктован состоянием экономики на современном этапе и ограниченностью ресурсов. Он дает возможность сконцентри­ровать имеющиеся силы и ресурсы на первоочередных про­блемах народного хозяйства, решение которых позволит од­новременно решать и другие задачи: создавать новые и мо­дернизировать действующие наукоемкие и высокотехноло­гические процессы, а также связанные с ними отрасли и производства, обеспечить постепенный экономический подъем страны. Ускоренное развитие приоритетных наукоемких экспортоориентированных предприятий и производств, госу­дарственная поддержка жизненно важных отраслей эконо­мики позволят Республике Беларусь постепенно перейти к активной фазе структурной перестройки экономики.

При преобразовании структуры экономики предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые и межре­гиональные пропорции (между государственным и частным секторами; производством, потреблением и накоплением; от­раслями специализации, ориентированными на экспорт про­дукции, и вспомогательными и обслуживающими производ­ствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг; между мелким и крупным бизнесом), оптимизировать пропорции в уровне социально-экономического развития областей и Минска, усилить социальную ориентацию преобразований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: