Тема 15. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства (2 часа)

Лекция к теме: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» (2 часа).

1) Основные положения правового регулирования взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам;

2) выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора;

3) процессуальный порядок принятия решений;

4) содержание, форма и порядок о выдаче исполнения поручения об оказании правовой помощи;

5) основания отказа в оказании правовой помощи;

6) передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно не является.

Основные положения правового регулирования взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам.

Весь раздел XVIII УПК является новым для уголовно-процессуального законодательства нашей страны. Ни один из ранее действовавших российских уголовно-процессуальных кодексов не включал международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства в таком объеме, широте и детализации.

Только ст. 32 УПК РСФСР 1960 г. можно было условно отнести к попытке указать на порядок сношений правоохранительных органов СССР с иностранными государствами, но в ней фактически уголовно-процессуальная деятельность не регулировалась, сама статья носила декларативный характер и акцентировала внимание на ограничении международного сотрудничества. Кроме ст. 32 в УПК РСФСР относились к данной проблеме еще две статьи - 31 и 33, но и они не создавали полноценной правовой базы для международного сотрудничества.

В настоящее время Российская Федерация - страна, которая активно участвует в международном сотрудничестве, присоединившись к значительному числу международных конвенций, многосторонних и двусторонних соглашений, участвующая в работе органов, институтов ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, в том числе и в тех, которые имеют целью борьбу с преступностью и оказание правовой помощи по уголовным делам. Присоединившись в 1990 г. к Интерполу, Россия стала участвовать в деятельности по международному розыску преступников через свое национальное бюро Интерпола.

Средства и способы защиты прав и свобод человека и гражданина, несомненно, м6ногообразны, но чаще всего они связаны с деятельностью судебной системы, которая является неотъемлемой частью государства. Европейские стандарты защиты личности легли в основу современного судопроизводства России: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции[173]), презумпция невиновности и право на справедливое судебное разбирательство (ст. ст. 6, 7 Конвенции), право на апелляцию по уголовным делам (ст. 2 Протокола № 7[174] Конвенции), компенсация за ошибочный приговор (ст. 3 Протокола № 7 Конвенции), право не подвергаться суду или наказанию вторично (ст. 4 протокола № 7 Конвенции), обеспечение прав потерпевших в уголовном процессе (ст. 13 Конвенции, Конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений 1983г.)[175].

Главными многосторонними соглашениями, которые применяет Россия в рамках международной правовой помощи, являются следующие:

- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Конвенция заключена в Минске странами СНГ и вступила в силу 4 августа 1994 г.[176];

- Протокол от 23 марта 1997 г. к упомянутой Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.;

- Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.;

- Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче;

- Второй Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче.

Разумеется, это не весь перечень международно-правовых актов, которые применяются правоохранительными органами и судебными инстанциями при решении и разрешении вопросов, связанных с оказанием помощи иностранным государствам, во взаимодействии с зарубежными компетентными органами и должностными лицами в области уголовной юрисдикции. Тем не менее актуальным становится необходимость дополнительной подготовки и специализации судей, прокуроров и следователей, ориентированных на знание норм и принципов международного права, международных договоров, ратифицированных Российским государством. В этой связи учеными-процессуалистами – А.П. Гуськовой и Н.Г. Муратовой – предлагается в судах ввести должность специалиста-международника[177]. По мнению ученых специалист-международник обеспечит разъяснение по содержанию отдельных норм международного права, поиск судебных прецедентов Европейского суда, разъяснение их применения в конкретном случае[178].

«Такая должность в судах общей юрисдикции во всех инстанциях может способствовать правильному формированию у правоприменителя (судьи) правового мышления нового уровня, необходимого для своевременной защиты прав граждан, юридических лиц, общества и государства…В связи с этим представляется возможным дополнить ст. 58 УПК частью пятой следующего содержания: «Специалист-международник – лицо, имеющее соответствующее профессиональное образование и специальные познания в области международных отношений и международного права, привлекаемое для разъяснения сторонам и суду вопросов о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации при принятии судебных решений»[179].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: