Отличие древности от первобытности

Древние цивилизации при всей их несхожести между собой представляют всеже некое единство в отличие от прежних состояний общества и культуры. Неслучайно еще сравнительно недавно некоторые ученые даже называли первобытноеобщество "доисторическим". Сейчас, когда исследование периода,предшествовавшего цивилизации, обогатилось новыми данными, от этогоопределения пришлось отказаться. Тем не менее возникновение и развитие городов, письменности, усложнениесоциальных отношений наполнили историческое время качественно новым, гораздоболее богатым содержанием. Безусловно, цивилизации древности сохранялимногое из первобытного общества, и прежде всего зависимость от природы,мифологические формы мышления, культ и ритуалы, ориентированные на природныециклы. Так, в религиозных верованиях древних народов отражалась смена временгода, умирание и возрождение природы. Однако характер взаимодействияобщества с природой при переходе от первобытного общества к древнимцивилизациям существенно меняется. Это связано с расширявшимися знаниямилюдей о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства дляудовлетворения потребностей общества, с заменой потребляющего типа хозяйствапроизводящим. Зависимость людей от природы была все еще велика, что особенно сильнопроявлялось в экстремальных ситуациях навод- нениях, землетрясениях, извержениях вулканов и т. п. Но овладениеметаллами, накопление знаний и передача их с помощью письменности менялиформы этой зависимости. Невозможно представить себе Древний Египет илиМеждуречье без ирригации, Древнюю Грецию без мореплавания и морскойторговли. Однако главным, что знаменовало переход от первобытности к древнимцивилизациям, было начало организованной производственной деятельностичеловека. Этот скачок в развитии общества получил название "аграрнаяреволюция". И хотя на всем протяжении древности общество осознавало себя какчасть природы, связанную с ней самыми тесными узами, тем не менее в периодаграрной революции человек нередко играл роль творца и созидателя. Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменением характеравзаимодействия людей в обществе, с рождением нового типа общественныхотношений, вызванных ростом городов, сосредоточением в них значительнойчасти населения и экономической деятельности, с усложнением социальнойструктуры, становлением государственности, с появлением новых видовдеятельности, особенно в сфере управления и обучения, с изменением способовхранения и передачи информации. Для догородской бесписьменной культуры первобытной эпохи характерноотсутствие самостоятельных каналов передачи информации, жизненного ипроизводственного опыта: обучение необходимым хозяйственным, промысловым иремесленным навыкам, а также религиозному ритуалу осуществлялось в процессенепосредственной практики. Человек был полностью погружен в деятельность, онне оценивал свои поступки, ощущения. Его мышление было "нерасчлененным", он еще не мог определить существопроисходящих событий и процессов. Над всем господствовал обычай, которыйзаменял обобщенные представления. Жизнь текла медленно, измененияпроисходили редко, в самом укладе жизни мало что менялось от поколения кпоколению. Овладение новыми видами деятельности способствовало развитию иного типасознания и появлению более современных каналов передачи информации. Отчеловека требовалось уже не простое повторение принятых образцов поведения,а размышление, анализ собственных действий и состояний. Однако первоначальноаналитический тип мышления был присущ лишь части древнего общества, преждевсего чиновникам и ученым писцам. Люди, управлявшие сложным царским илихрамовым хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военныепоходы, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений,совершенствованием системы письма и подготовкой будущих ученых, не моглиограничиться автоматическим воспроизведением действий по образцу, традиции.Требовались новые знания, нетрадиционные способы действий. Новые возможности хранения и передачи информации дала письменность.Дошедшие до наших дней письменные памятники древности приоткрывают завесувремени и позволяют проникнуть в мир древних цивилизаций. Чтение и понимание древних письменных источников со всей остротойставят задачу воссоздания целостной картины древних цивилизаций. "ОЧЕВИДНОЕ -- НЕВЕРОЯТНОЕ" При всей кажущейся простоте достижений древних цивилизаций одной изнаиболее сложных проблем для современной науки остается проблема ихправильного понимания. Мир древности во многом и до сих пор загадочен инеясен. Его простота оказывается призрачной, а глубокое проникновение впрошлое ставит вопросов больше, чем может дать ответов. Чаще всего при воспоминании о древности мы обращаемся к Древней Греции.Многие стороны ее жизни знакомы нам из уроков истории. Кто не помнит ознаменитой Саламинской битве, кому не знакомо имя Фемистокла? Но, вспоминаяоб этих событиях, мы не задумываемся над тем, что именно наканунеСаламинского сражения Фемистокл распорядился принести в жертву богам трехзнатных персидских юношей. И никому это не казалось чудовищным илинеуместным. Сама идея акта заклания состояла в том, что человек становилсяжертвой подобно жертвенному животному. Кстати, раз уж зашла речь ожертвенных животных, разве задумываемся мы над тем, что древние античныехрамы, включая прекрасный Парфенон, во время жертвоприношений напоминалиобщественные бойни? Как вынесли бы мы сегодня запах крови, горелого мяса и жира, которыминаполнялись античные святилища в самые торжественные для людей дни? А психология рабства? Разве она не порождала сплошь и рядомпоразительные, с нашей точки зрения, явления? В лучшую пору демократическихАфин раба, который ни в чем не обвинялся и даже не подозревался, но простопривлекался к дознанию в качестве свидетеля, в обязательном порядкедопрашивали под пыткой. Примечателен не сам этот факт -- истории известны и более жестокие нравы, а отношение к нему общества, наиболеепросвещенного и свободного в античном мире. Древние цивилизации исключали чужака и презирали неполноправного,причем презирали откровенно и спокойно, не прибегая к лицемерию илиоговоркам. И в то же время именно в лоне древних цивилизаций зарождалисьпринципы всече-лове геского единства и нравственного совершенствованиялич-ност I, осознание ею возможности выбора и ответственности. Эти принципыутвердились вместе с появлением и развитием мировых религий, которыенепременно предполагали привлечение на свою сторону верующих, сознательновыбирающих данную веру, а не принадлежащих к ней по закону рождения. Вдальнейшем именно мировые религии сыграли роль одного из факторовцивилизационной интеграции. До тех пор, пока нравственность не отделилась от священных родовых табу(запретов), а личное моральное сознание отождествлялось с общественныммнением родового коллектива, самостоятельный выбор образа жизни и мыслей былневозможен. Лишь с разрушением автоматизма традиций рода проблемасамостоятельного выбора жизненной позиции каждым человеком приобрела своюактуальность. Именно в период древних цивилизаций люди поняли власть и силу идеи,способной преобразовать поведение человека в соответствии не с привычками иритуалами, а с истиной. Отсюда такое богатство красочных и необычных деталейв биографиях борцов за свои идеи, подобных философу Диогену, отказавшемусяот домашнего уюта и поселившемуся в глиняном сосуде пифосе, или великомумудрецу Сократу, принявшему по приговору суда яд (цикуту), но неотказавшемуся от того, что он считал истиной. В лоне древних цивилизаций возник идеал верности истине, поиска ираспространения ее, невзирая на страх перед насилием, готовность в крайнихситуациях подтвердить свою верность истине мученичеством или даже смертью.Этот идеал блестяще выразил Аристотель в своем знаменитом изречении: "Платонмне друг, но истина дороже". А легенда о греческом философе Зеноне Элейскомгласит, что на допросе в присутствии узурпировавшего власть тирана Неарха оноткусил себе язык и выплюнул его в лицо врага. Конечно, многое в мире древних цивилизаций трудно уяснить современномучеловеку. Многие положения и истины, высказанные в письменных источниках,становятся очевидными лишь в контексте истории, и тем не менее загадкидревности помогают лучше понимать нашу сегодняшнюю жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: