Цивилизация эллинизма

Начало цивилизации эллинизма положил Восточный поход АлександраМакедонского и массовый колонизационный поток жителей Древней Эллады вовновь завоеванные земли. В результате в Средиземноморье, Передней Азии иприлегавших к ним районах постепенно сложились новая материальная и духовнаякультура, формы политической организации и социальных отношений народов.Влияние цивилизации эллинизма распространилось необычайно широко -- наЗападную и Восточную Европу, Переднюю и Центральную Азию, Северную Африку. Новые формы жизни общества явились своеобразным синтезом местных,главным образом восточных, и греческих элементов, которые играли большую илименьшую роль в зависимости от конкретно-исторических условий. Наиболее характерными чертами экономического развития в этом обширномрегионе были рост торговли и производство продуктов труда, предназначенныхдля обмена. Несмотря на частые военные столкновения, устанавливалисьрегулярные морские связи, прокладывались торговые пути, возникали новыекрупные центры ремесла, производство которых и было в значительной мерерассчитано на рынок. С развитием торговли значительно расширилось денежное обращение, чемуспособствовала унификация монетного дела, начавшаяся при АлександреМакедонском, при котором широко распространилось производство золотых монет. Пришедшие в восточные регионы эллины нашли там незнакомую им, нообъективно необходимую форму власти -- деспотию. Потребность древневосточныхгосударств в неограничен- ной власти деспота диктовалась его важнейшей функцией -- организатораобщественных работ, связанных прежде всего с ирригацией. Поэтому в конце IV-- начале III в. до н. э. на вновь завоеванных землях возникла специфическаяформа социально-политической организации -- эллинистическая монархия,соединившая в себе элементы восточной деспотии -- монархическую форму властис постоянной армией и центральной администрацией и элементы полисногоустройства. Последние были представлены городами с приписанной к нимсельской местностью, сохранившими органы внутреннего самоуправления, но взначительной мере подчиненными царю. От монарха зависели размеры приписанныхк полису земель. В большинстве случаев царские чиновники контролировалидеятельность полисных органов самоуправления. Утрата полисамивнешнеполитической самостоятельности компенсировалась безопасностью ихсуществования, большей социальной устойчивостью и обеспечением прочныхэкономических связей с другими частями государства. Царская власть приобрелав городском населении важную опору и получила необходимые источникипополнения армии и чиновничества. Изменились в эллинистическом государстве и отношения собственности. Натерритории полиса земельные отношения оставались прежними, но если землю снаходившимися на ней местными деревнями приписывали к городам, то еенаселение не становилось гражданами полиса. Продолжая владеть своимиучастками, оно уплачивало подати городу или частным лицам, получившим отцаря эти земли. На территории, не приписанной к городам, вся земля считаласьцарской. Существовало сочетание деспотической и античной форм собственности. Наряду с классическим рабством сохранились и более примитивные егоформы -- долговое рабство, самопродажа и др. Роль рабского труда вэллинистических городах была не меньшей, чем в греческих полисах, но всельском хозяйстве труд рабов не мог вытеснить труд местного свободногонаселения. Культура эллинистической цивилизации представляет собой сочетаниеместных устойчивых традиций с культурой, принесенной завоевателями ипереселенцами -- греками и негреками. Однако это была целостная культура:при всех местных различиях ей были свойственны некоторые общие черты,обусловленные влиянием греческой культуры, а также сходными тенденциямисоциально-экономического и политического развития. Эллинизм имел непреходящее значение в истории человечества, обогативего новыми открытиями в области научных зна- ний и в изобретательстве. Достаточно назвать имена Евклида и Архимеда.В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии,описывающие идеальное общественное устройство, свободное от пороков иконфликтов. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами,как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской,скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа:библиотека, мусейон, служивший научным центром. Эти и другие достижениякультуры были унаследованы Византийской империей, арабами, вошли в золотойфонд общечеловеческой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: