Киевская Русь. Период отечественной истории, именуемый Киевской Русью, начинаетсявместе с образованием единого Древнерусского государства -- со второйполовины IX в

Период отечественной истории, именуемый Киевской Русью, начинаетсявместе с образованием единого Древнерусского государства -- со второйполовины IX в. Это героический этап развития российской цивилизации, когдазакладывался ее фундамент и формировалась духовная основа. Размыкается кругродовых взаимоотношений и порядков со свойственной им ограниченностьючеловеческого кругозора, рождается национальное единство, которое включаетчеловека в более сложное сообщество. Мир человека, сотканный из обособленныхкусочков племенных мирков, становится национально-государственннойцелостностью. Российская цивилизация на равных вступает в мир средневековыхгосударств. Как и в большинстве средневековых государств, процессы консолидации наРуси развивались постепенно. Первоначально государственная (княжеская)власть в Киевской Руси была лишь только военной силой, собиравшей дань(полюдье) с подвластного населения. Со временем объединительная политикакнязей привела к тому, что из предводителей дружин они стали хозяеваминаследственного родового владения. На единой территории началифункционировать единообразные государственные порядки и законы. Национальнаяконсолидация требовала единства духовной культуры, стержнем которой должнабыла служить религия. Неустоявшийся языческий пантеон с многообразнымиродовыми и племенными богами не мог способствовать решению этой задачи, чтосо всей очевидностью подтвердилось тогда, когда князь Владимир Святославовичпопробовал ввести на всей территории Руси единый культ Перуна. Дальнейшиепоиски новых духовных ориентиров привели к тому, что в 988 г. князь Владимирввел на Руси христианство восточного обряда. Этот шаг во многом определил дальнейшую судьбу российской цивилизации.Приняв христианство от Византии, Русь четко отделила себя откультурно-исторического пути католической Европы. Тем не менее с принятиемхристианства Русь обрела недостающую культурную составляющую. Православиестало катализатором единения национальной духовной культуры. Церковьнаделила мир человека новыми, гуманистическими духовными ориентирами. Вокругнее создавалась русская книжная культура, писались летописи, жития,поучения. Все древнерусское искусство, и в первую очередь великолепныеобразцы каменного зодчества, также были неразрывно связаны с церковью.Общественная мысль и вся интеллектуальная жизнь были сконцентрированы вокругправославия. Но вместе с тем не стоит полагать, что духовный мир человекадомонгольской Руси полно- стью определялся христианскими представлениями. На уровне обыденногомировоззрения продолжало существовать причудливое смешение христианских иязыческих традиций. Новые представления о мире еще долгое время уживались спережитками родоплеменного периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: