Московская Русь

Начало этого периода расплывчато, ибо сложно сказать с полнойуверенностью, когда именно Москва получила полное политическое и культурноепреобладание среди прочих русских городов и княжеств. Однако уже Куликовская битва (1380) показала всейРуси, кто готов взять на себя ответственность и право возглавить борьбу занациональную независимость. С XIV по конец XVII в. Московская Русь прошла большой путь. Это былпериод расцвета и угасания русского Средневековья. Москва объединила вокругсебя русские земли, избавилась от татарской зависимости, и даже больше -- вцарствование Ивана Грозного она подчинила себе остатки Золотой Орды ипродолжила мирную экспансию на восток через Сибирь, вплоть до Тихого океана.Московский великий князь стал самодержавным царем "всея Великия, Белыя иМалыя России". По сравнению с известной вам моделью классического европейскогоСредневековья главной особенностью России на протяжении всего этого периодабыла сильная государственная власть. Ее могущество распространялось и направославную церковь, и на города, "воздух которых не был свободным" вотличие от Западной Европы. Для европейского Средневековья был характеренпринцип феодальной иерархии: "вассал моего вассала -- не мой вассал", наРуси же все в равной степени находились в полном распоряжении самодержавногогосударя, что окончательно оформилось в закреплении сословий за ихфункциями, деятельностью и местом: горожане были закреплены за посадами,дворяне -- за своей службой, крестьяне -- за землей и хозяевами. Человек былжестко прикован к своей социальной роли и не воспринимал себя как отдельнуюиндивидуальность, но это как раз не было специфической особенностью России;такая ситуация, как вы помните, являлась характерной чертой всегосредневекового общества. На становлении духовного мира Московской Руси сказался тот факт, чтопосле падения Византии под напором турок (1453) Русь осталась единственнымправославным царством в мире, сохранившим свою независимость. В этойситуации сложилась небезызвестная государственная доктрина "Москва -- ТретийРим", в соответствии с которой два прежних Рима (Римская империя и Византия)пали за свое беззаконие и неверие, третий же Рим (Москва) будет стоять доскончания века. Так в идее богоизбранности и особого историческогопредназначения выразилась идеология национального самосознания,соответствующая державным притязаниям единого государства. Но обусловленаона была не только и не столько целями и задачами, которые диктовал статусединой державы. В Московской Руси сложилась и четко обозначила свои границыособая национальная культура. И именно она вливала жизненные соки в процессысамоопределения российского цивилизационного уклада. Как и весь европейский средневековый мир, это была уже полностьюхристианская цивилизация, языческие элементы которой окончательно ушли напериферию или растворились в православии. Русское православие, основа и душаотечественной средневековой культуры, сложилось как особый тип христианства,со своим языком богослужения, со своими святыми, богослужебнымиособенностями, со своей самобытной книжной культурой, с единственными всвоем роде церковной живописью (иконой) и церковной архитектурой. Церковнаякультура в России господствовала безраздельно, и в отличие от ЗападнойЕвропы ей не было светской альтернативы, которая должна была зарождаться "навольном воздухе" городов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: