Искусство в системе культуры

Виднейший исследователь культуры второй половины XX в. Ю. М. Лотманотметил два вопроса: 1. "Почему его (искусства. -- Авт.) так много? Почему,имея поэзию, надо иметь еще прозу? Имея прозу, надо иметь театр? Имея театр,надо иметь кинематограф? И т. д.". 2. "Искусство, казалось бы, вещь оченьрасточительная. Оно отнимает много средств, отвлекает огромное число людей вобществе, причем не самых слабых и глупых... Мы же не можем сказать, чтоШекспир писал драмы потому, что не был способен ни к чему лучшему..." В условиях материальной нужды, которая всегда сопутствовалачеловечеству, такое растранжиривание сил выглядит странно. Ощущение это ещеболее усиливается, если принять во внимание бум, переживаемый искусством вXX в. Появляются все новые его виды и стили. И это происходит в эпохутехнически развитой цивилизации, благоговеющей перед точными науками,руководствующейся принципом "время -- деньги". То, что многие великие физикии математики, политические деятели и даже крупные предприниматели XX в. былитонкими ценителями и знатоками искусства, нельзя объяснить только желаниемотдохнуть от повседневных трудов. Ведь с точки зрения физиологии занятия втренажерном зале полезнее, чем посещение театра или картинной галереи.Секрет такой увлеченности искусством многие видят в том, что оно стимулируеттворчество в других видах деятельности. Культура представляет собой единую систему, складывающуюся из многихсоставляющих (науки, техники, искусства, религии и т. д.), которыесущественно отличаются друг от друга, но полноценно могут развиваться тольково взаимодействии. "Я думаю, -- писал Ю. М. Лотман, -- что, где нет поэзии,там не будет и науки... Могу сослаться на слова Эйнштейна о том, что однимиз импульсов к теории относительности были романы Достоевского". Рубеж XIX--XX вв. характеризуется гигантскими экономическими,социально-политическими потрясениями. Утрачивается вера в прогресс и егоразумность, разрушается старая система ценностей, падает авторитеттрадиционных религий. Изменения охватывают и науку. Теория относительности,созданная Эйнштейном, давала новый взгляд на мир, рисовала аномальные дляобыденного сознания картины предметов, отдельные части которых движутся сразной скоростью, пространство предстало разнородным, как лоскутное одеяло,время потекло по-разному в различных областях пространства, отрезках времении т. д. і U Все каноны разрушены, и новое искусство обращается ко всем традициям(от наскальной живописи до импрессионистов) и синтезирует их. Искусство вглазах многих превращается в самый совершенный инструмент познания бытия. Ввеликих художниках и поэтах вновь начинают видеть пророков, а ихпроизведения превращаются в объекты культового поклонения. А в начале новогостолетия идолами становятся звезды шоу-бизнеса. Искусство уже претендует нато, чтобы создавать реальность, управляя сознанием масс. Этому способствуютвозможности, открытые перед человечеством кинематографом и виртуальнойреальностью компьютера. Проникнув во все области человеческого бытия -- отвысоких эстетических переживаний до быта (через дизайн и рекламу), искусствоXXI в. обрело огромную власть над человеческим сознанием, которая может бытьобращена как в величайшее благо, так и в величайшее зло. Подумайте, от чегоэто зависит. Основные понятия Форма культуры. Этика науки. Гуманизация. Гуманитаризация.Интернационализация образования. Искусство. Термины Авторское право. Социокультурная среда. Эстетический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: