Функции современной науки

На разных этапах развития общества научные знания выполняли различныефункции. Менялось и место науки в зависимости от условий ее развития испроса на нее в те или иные эпохи. Так, античная наука опиралась на опытматематических и астрономических исследований, накопленный в более древнихобществах (Египет, Месопотамия). Появившиеся там элементы научных знаний онаобогатила и развила. Эти научные достижения были довольно ограниченны, ноуже тогда многие из них активно использовались в земледелии, строительстве,торговле, искусстве. В эпоху Возрождения обостренный интерес к проблемам человека и егосвободы содействовал развитию индивидуального творчества и гуманитарногообразования. Но лишь в конце этой эпохи сложились предпосылки длявозникновения и ускоренного развития новой науки. Первым, кто сделалрешающий шаг в создании нового естествознания, преодолевшегопротивоположность науки и практики, был польский астроном Николай Коперник.Коперниковским переворотом четыре с половиной столетия назад наука впервыеначала спор с религией за право безраздельно влиять на формированиемировоззрения. Ведь для того, чтобы принять гелиоцентрическую системуКоперника, необходимо было не только отказаться от некоторых религиозныхвзглядов, но и согласиться с представлениями, которые противоречилиобыденному восприятию людьми окружающего мира. Должно было пройти немало времени, прежде чем наука смогла статьопределяющим фактором в решении вопросов первостепенной мировоззренческойзначимости, касающихся структуры материи, строения Вселенной, возникновенияи сущности жизни, происхождения человека. Еще больше времени потребовалосьдля того, чтобы предлагаемые наукой ответы на мировоззренческие вопросыстали элементами общего образования. Так возникла и укрепиласькультурно-мировоззренческая функция науки. Сегодня она является одной из ееважнейших функций. В XIX в. начало меняться отношение между наукой и производством.Становление такой важнейшей функции науки, как непосредственнаяпроизводительная сила общества, впервые отметил К. Маркс в середине прошлогостолетия, когда синтез науки, техники и производства был не столькореальностью, сколько перспективой. Конечно, научные знания и тогда не былиизолированы от быстро развивавшейся техники, но связь между ними имелаодносторонний характер: некоторые пробле- мы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научногоисследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Примером может служить создание классической термодинамики, котораяобобщила богатый опыт использования паровых двигателей. Со временем промышленники и ученые увидели в науке мощный катализаторпроцесса непрерывного совершенствования производства. Осознание этого фактарезко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой еерешающего поворота в сторону практики. С революционизирующим влиянием наукина сферу материального производства вы уже познакомились. (Вспомните примерыэтого влияния.) Сегодня у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна функция --она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясьв процессы социального развития и управления им. Наиболее ярко даннаяфункция проявляется в ситуациях, когда методы науки и ее данные используютсядля разработки масштабных планов и программ социального и экономическогоразвития, например таких, как программа экономической и политическойинтеграции стран -- членов БЭС (большого экономического сообщества). Существенной чертой подобных планов и программ является их комплексныйхарактер, ибо они предполагают взаимодействие гуманитарных и техническихнаук. Среди гуманитарных особо важную роль играют экономическая теория,философия, социология, психология, политология и другие общественные науки. Ни одно серьезное изменение в общественной жизни, ни одна социальная,экономическая, военная реформы, так же как и создание национальнойобразовательной доктрины, принятие какого-либо серьезного закона, не могутсегодня обойтись без предварительных научных исследований, социологических ипсихологических прогнозов, теоретического анализа. Социальная функция науки более всего важна в решении глобальных проблемсовременности. В качестве примера здесь можно привести экологию. Известно,что наука -- один из факторов тех далеко не безобидных изменений, которыепроисходят в сфере обитания человека. Этого не скрывают и ученые. Они былисреди тех, кто первым стал подавать сигналы тревоги. Сейчас ученые пытаютсяне только точно определить масштабы экологической опасности, но и найти путиее преодоления. Творцами научного знания выступают конкретные люди -- носителиопределенной культуры, разделяющие ее ценно- сти и нормы. Однако, помимо общепринятых норм, научная деятельностьналагает дополнительные ограничения на исследователя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: