Образование. На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации --усвоения им социального опыта прошлых и современных ему поколений

На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации --усвоения им социального опыта прошлых и современных ему поколений. Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния начеловека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия нанего со стороны общества, в процессе воспитания, и прежде всего через тусистему образования, которая сложилась в обществе и отвечает егопотребностям. Но общество неоднородно: каждый класс, каждая социальная группа, нацияи даже каждый человек имеет свое представление о необходимом содержанииобразования. Из истории известно, что всякий раз, когда заходила речь об определениисодержания конкретных учебных курсов, сразу же возникали политические,научные, религиозные и прочие разногласия. Это-то, в конце концов, и вызвалонеобходимость государственного регулирования системы образования, котораяактуальна и для современной цивилизации, ведь образование -- основаполноценного развития, главный профессиональный ресурс любой страны. Оноявляется одной из основ ее национальной безопасности. (Подумайте почему.) Возьмем в качестве примеров Швецию и Германию. В Швеции прекрасно понимают, что в век компьютеризации обществу нужнылюди высокообразованные, уверенные в себе, умеющие принимать ответственныерешения, хорошо знакомые с основами современной техники и технологии. Длятого чтобы сформировать таких людей, в шведских школах предпочитаютиндивидуальный подход к каждому ученику, учет личностных качеств каждогоребенка, подростка. Такая система воспитания и образования требуетдостаточного количества учителей. В 70-х годах в Швеции на одного учителяприходилось 19 учеников, а сейчас -- только 9. Отсутствие отметок до VIIIкласса сохраняет психологическое равновесие школьников. Демократизм системыобразования заключается в том, что фактически нет школ для особо одаренныхучеников. Существует культ математики -- это знамение времени. "Образованиетем более полноценно, чем больше математики",-- считают шведы. Можно споритьпо поводу правильности тех или иных подходов к системе образования в этойстране, но важно, что она полностью обеспечивает себя квалифицированнымиспециалистами. Когда западноевропейских менеджеров, финансистов, журналистов,депутатов, преподавателей и чиновников учреждений попросили оценить уровеньподготовки молодых специалистов, инженеров из разных стран, то с большимотрывом первое место они присудили выпускникам германских вузов. В чем жесекрет столь высокого уровня технического образования в ФРГ? В Германии выпускают ежегодно 25 тыс. инженеров, т. е. в 2 раза больше,чем в соседней Франции. Причем на технические факультеты может поступитьлюбой молодой человек, получивший полное среднее образование. Инженераготовят четко по программам либо для работ на производстве в строгомсоответствии с получаемой специальностью, либо для системынаучно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Для студентов образование фактически бесплатное, что, однако, несделало их отношение к диплому менее ответственным. Теоретически завершитьполный курс можно за 8--9 семестров, но многие студенты проводят в институте12--14 семестров. Компаниям нужны специалисты, а не владельцы дипломов,поэтому студенты предпочитают учиться не торопясь. Высокое качествообразования достигается его связью с практикой. Специализация будущихинженеров начинается с первого семестра, а работа над дипломом сочетается с26-недельной стажировкой на промышленном предприятии. Наряду с государственной системой образования во всех развитых странахмира существует и разветвленная система частных школ, колледжей, институтови университетов. Частными учебными заведениями являются такие всемирноизвестные высшие учебные заведения, как Оксфорд, Пристон, Кембридж. Это,правда, не означает, что государство не принимает никакого участия врегулировании учебного процесса в этих вузах. Наоборот, они, какнациональное достояние, всемерно им поддерживаются. Сейчас система негосударственного образования складывается и в нашейстране. Основные преимущества и недостатки частного образования мы ужерассматривали. В современном мире существует огромное количество разнообразных типовшкол и других учебных заведений: квакерские школы в Англии, дающиерелигиозно-пацифистское1 образование, общеобразовательные ипрофессионально-технические учебные заведения в странах СНГ, духовныесеминарии во всех христианских странах, медресе в мусульманских государствахВостока, университеты, колледжи, технические школы в различных странах. Но вэтом чрезвычайно пестром многообразии систем и видов образования можнопроследить общие направления его развития в современном мире. Пацифизм -- либеральное политическое течение, представители которогостоят на позиции морального осуждения войн независимо от их цели, характераи настаивают на мирном решении международных конфликтов. В наши дни каждый четвертый житель земного шара не умеет читать иписать. Число неграмотных составляет 1 млрд человек. Но стремлениепреодолеть неграмотность и охватить образованием всех привело к снижению егокачества. Отставание школы от современных требований поставило многие страныперед необходимостью школьных реформ. "Целью реформ, -- говорилось в одномиз документов правительства США,-- должно быть достижение высокого качестваобразования во всех сферах". "Некоторых улучшений в школьном образованиинедостаточно,-- утверждают авторы реформы в Великобритании. -- Мы должныповысить качество образования". Аналогичными были цели школьных реформ вБолгарии, Венгрии, Франции, в нашей стране. Экстенсивный путь развития школы(подумайте, в чем его особенности) исчерпал себя в ведущих странах мира. Ихсовременная стратегия в данной области -- достижение качества, отвечающеготребованиям XXI в. Для этого проводится гуманизация, гуманитаризация иинтернационализация образования. Гуманизация предполагает большое внимание общества к личности, еепсихологии, интересам, запросам. Особое внимание уделяется нравственномувоспитанию человека. Много делается для приобщения к образованию инвалидов.Например, действующее во Франции законодательство гарантирует молодыминвалидам, стремящимся к получению высшего образования, ряд существенныхпривилегий: они имеют право на закрепление за ними постоянных помощников;руководство вузов обязано переоборудовать учебные аудитории так, чтобыоблегчить доступ в них студентам с нарушенными двигательными функциями. Вфинансовом отношении люди, пораженные физическими недугами, пользуютсяльготами. Гуманизация образования требует такого содержания образования иорганизации учебного процесса, чтобы каждый ученик получил возможностьусвоить важнейшие пласты современной культуры, развить свои способности идарования, максимально задействовав свой творческий потенциал. Гуманитаризация означает усиление внимания к изучению общественных игуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни современногочеловека. Во многих вузах нашей страны и за рубежом первые два года студентызнакомятся со всем блоком общегуманитарных и общественных дисциплин,независимо от выбранной специальности, и только затем начинаетсяспециализация. Интернационализацию образования можно понимать по-разному. Одни считаютцелесообразным максимальное сближе- ние национальных образовательных систем. Особенно быстро данный процессидет в тех областях, которые занимаются подготовкой специалистов, остронеобходимых сегодня. Для нужд стран ЕЭС была создана европейская школабизнеса, ее филиалы находятся в Париже, Оксфорде, Берлине, Мадриде. В 1989г. из 170 принятых в нее студентов 43% составили французы, 20% -- немцы, 10%-- испанцы и англичане, 17% приходилось на другие народы. Однако у многих вызывает критику такой подход, поскольку возможныснижение ценности национальных культур и систем образования, утрата лучшихих достижений, механический перенос чужого опыта в другую социокультурнуюсреду. Так, в нашей стране многие партии и социальные группы обществавыступают против заимствования западных идей в российской системеобразования. Научные знания, как особая составная часть культуры, наиболееподвержены интернационализации. И поэтому, видимо, нет ничего плохого всближении национальных курсов по естественнонаучным дисциплинам. Чтокасается изучения общественных и гуманитарных дисциплин, то они должныстроиться с учетом, прежде всего, потребностей и запросов учащихся,родителей и общества в целом. В современном мире образование рассматривается ныне как одна изосновных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: