Основные направления развития обществознания в XX в

XX в. ознаменован бурными событиями, которые нашли отра­жение в развитии социальной теории. С одной стороны, существенно продвинулись вперед частные социальные науки — экономически теория, правоведение, политология, социология, психология и т. С другой стороны, на философском уровне продолжалось переосмысление принципов XIX в., свято верившего в прогресс и во все­силие науки.

Недостатки цивилизации, созданной наукой и техникой, неспо­собность науки решить многие чисто человеческие проблемы при­вели к появлению в социальной философии теорий, содержащих себе сильный антинаучный элемент.

Во-первых, подвергалась сомнению универсальность научных методов и их исследовательская эффективность. Такие направления в философии, как герменевтика, экзистенциализм, прямо указывал на ограниченность естественнонаучных методов познания, их неспо­собность исследовать человеческий мир. Подобные убеждения ос­новывались на констатации своеобразия области истории и культуры,

где действуют человеческое сознание и свободная воля. Отрицалось наличие в области социальных явлений законов, соотносимых с за­конами природы. Подобные установки реализовывались и в част­ных социальных науках. Например, в истории приобрела популяр­ность школа Анналов, теоретики которой развивали принципы нео­кантианской теории познания.

А вот крупнейший социолог XX в. Макс Вебер (1864—1920), хотя и был близок к той же неокантианской традиции, стремился сохра­нить строгость, научность социологии во всех проблемах, которыми занимался: теории социального действия, теории политики, религии, генезиса капиталистического «духа предпринимательства».

Во-вторых, подчеркивалась неоднозначность последствий тех­нического прогресса, «репрессивность» созданной наукой и техни­кой цивилизации по отношению к человеку. Такие мотивы слышны в неофрейдизме и экзистенциализме. Весьма распространенная се­годня на Западе философия постмодернизма основана на критике ограниченности научного взгляда на мир, стремлении «уравнять в правах» различные формы духовной культуры, включая религию, миф и т. д. Современные экологические проблемы дают пищу для дополнительных обвинений в адрес науки и техники, ухудшающих среду обитания человека. Подчеркивается также разрушительное влияние, оказываемое техницизмом на человеческую духовность.

Значительное количество социальных исследований связано с анализом современных политических и экономических процессов, поиском наилучших форм общественной организации в современ­ных условиях. Причем зачастую дискуссии по этим проблемам идут не только на частнонаучном, но и на философском уровне.

Критика капиталистического общества, начатая в XIX в., нашла множество как теоретических, так и «практических» последователей. Попытки радикально изменить буржуазный строй привели к возник­новению кровавых тоталитарных режимов — фашизма и коммуниз­ма. Их крушение заставило по-новому осмыслить ценности свобо­ды, демократии, частной собственности.

Анализу возможных типов социальной организации, противо­стоянию тоталитаризма и демократии в современном мире, ответ­ственности человека за выбор общества, в котором ему предстоит жить, посвящен ряд работ Карла Поппера (1902—1994). Он проти­вопоставляет друг другу два типа обществ: «открытые» и «закры­тые». В современном мире «закрытая» социальная модель реализуется в тоталитарных обществах (коммунистическом и фашистском) «открытая» — в странах западной демократии. Будучи безусловны, сторонником «открытого» общества, но не идеализируя его, Поппер, считает, что создание, сохранение и укрепление «открытого» общества обеспечивается не исторической необходимостью, а действия ми людей, сознающих свою ответственность.

Анализ отдельных институтов и ценностей капиталистического общества проведен в работах известных экономистов Джона Гэлбрейта, Джона М. Кейнса, Фридриха Хайека, Милтона Фридмена (неоконсерватизм).

Хайек и Фридмен не только считают рыночную экономику, существующую в современных капиталистических обществах, значительно эффективнее плановой экономики социалистического типа но и выступают за минимальное участие государства в экономической жизни, максимальную свободу рынка, частного предпринимательства.

Гэлбрейт и Кейнс, напротив, настаивают на большем контроле государства над рынком, более активном регулировании рыночных; отношений.

Особое значение в последние годы приобрели так называемые глобальные проблемы. Данный комплекс проблем затрагивает чело­вечество в целом, каждое существующее на земле общество. К ним относятся экологические проблемы, проблемы войны и мира, здра­воохранения, продовольствия, распределения ресурсов и т. д. Общественные науки призваны искать пути решения этих проблем. Сего дня мир целостен. В нем живут разные народы, но они вынужден жить вместе и взаимодействовать друг с другом. Поиск взаимоприемлемых моделей сосуществования, примирения различных социальных систем и культур также входит в задачи обществознания.

Особый комплекс вопросов связан с проблемами модернизации, превращения отсталых обществ в современные, «подтягивания» и до уровня мировых лидеров.

Проблемы будущего человечества, изменение облика мирового сообщества под воздействием новых информационных технологи изучаются в различных вариантах теорий постиндустриального об­щества (Д. Белл, О. Тоффлер,

3. Бжезинский, А. Турен).

Итак, обществознание XX в. стремится находить решения многообразного комплекса проблем, которые ставит перед ним жизнь. Сегодня социальное знание — важнейшее условие благополучного развития человечества.

Контрольные вопросы:

1. Как в XX в. относились к идее прогресса и оценивали роль науки в об­ществе?

2. Кому принадлежала теория противопоставления «открытых» и «зак­рытых» обществ и в чем ее смысл?

3. В чем отличие взглядов Хайека и Фридмена, с одной стороны, от взгля­дов Гэлбрейта и Кейнса, с другой?

4. Что такое глобальные проблемы?

5. Кого из авторов теорий постиндустриального общества вы можете на­звать?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: