XX в. ознаменован бурными событиями, которые нашли отражение в развитии социальной теории. С одной стороны, существенно продвинулись вперед частные социальные науки — экономически теория, правоведение, политология, социология, психология и т. С другой стороны, на философском уровне продолжалось переосмысление принципов XIX в., свято верившего в прогресс и во всесилие науки.
Недостатки цивилизации, созданной наукой и техникой, неспособность науки решить многие чисто человеческие проблемы привели к появлению в социальной философии теорий, содержащих себе сильный антинаучный элемент.
Во-первых, подвергалась сомнению универсальность научных методов и их исследовательская эффективность. Такие направления в философии, как герменевтика, экзистенциализм, прямо указывал на ограниченность естественнонаучных методов познания, их неспособность исследовать человеческий мир. Подобные убеждения основывались на констатации своеобразия области истории и культуры,
где действуют человеческое сознание и свободная воля. Отрицалось наличие в области социальных явлений законов, соотносимых с законами природы. Подобные установки реализовывались и в частных социальных науках. Например, в истории приобрела популярность школа Анналов, теоретики которой развивали принципы неокантианской теории познания.
|
|
А вот крупнейший социолог XX в. Макс Вебер (1864—1920), хотя и был близок к той же неокантианской традиции, стремился сохранить строгость, научность социологии во всех проблемах, которыми занимался: теории социального действия, теории политики, религии, генезиса капиталистического «духа предпринимательства».
Во-вторых, подчеркивалась неоднозначность последствий технического прогресса, «репрессивность» созданной наукой и техникой цивилизации по отношению к человеку. Такие мотивы слышны в неофрейдизме и экзистенциализме. Весьма распространенная сегодня на Западе философия постмодернизма основана на критике ограниченности научного взгляда на мир, стремлении «уравнять в правах» различные формы духовной культуры, включая религию, миф и т. д. Современные экологические проблемы дают пищу для дополнительных обвинений в адрес науки и техники, ухудшающих среду обитания человека. Подчеркивается также разрушительное влияние, оказываемое техницизмом на человеческую духовность.
Значительное количество социальных исследований связано с анализом современных политических и экономических процессов, поиском наилучших форм общественной организации в современных условиях. Причем зачастую дискуссии по этим проблемам идут не только на частнонаучном, но и на философском уровне.
|
|
Критика капиталистического общества, начатая в XIX в., нашла множество как теоретических, так и «практических» последователей. Попытки радикально изменить буржуазный строй привели к возникновению кровавых тоталитарных режимов — фашизма и коммунизма. Их крушение заставило по-новому осмыслить ценности свободы, демократии, частной собственности.
Анализу возможных типов социальной организации, противостоянию тоталитаризма и демократии в современном мире, ответственности человека за выбор общества, в котором ему предстоит жить, посвящен ряд работ Карла Поппера (1902—1994). Он противопоставляет друг другу два типа обществ: «открытые» и «закрытые». В современном мире «закрытая» социальная модель реализуется в тоталитарных обществах (коммунистическом и фашистском) «открытая» — в странах западной демократии. Будучи безусловны, сторонником «открытого» общества, но не идеализируя его, Поппер, считает, что создание, сохранение и укрепление «открытого» общества обеспечивается не исторической необходимостью, а действия ми людей, сознающих свою ответственность.
Анализ отдельных институтов и ценностей капиталистического общества проведен в работах известных экономистов Джона Гэлбрейта, Джона М. Кейнса, Фридриха Хайека, Милтона Фридмена (неоконсерватизм).
Хайек и Фридмен не только считают рыночную экономику, существующую в современных капиталистических обществах, значительно эффективнее плановой экономики социалистического типа но и выступают за минимальное участие государства в экономической жизни, максимальную свободу рынка, частного предпринимательства.
Гэлбрейт и Кейнс, напротив, настаивают на большем контроле государства над рынком, более активном регулировании рыночных; отношений.
Особое значение в последние годы приобрели так называемые глобальные проблемы. Данный комплекс проблем затрагивает человечество в целом, каждое существующее на земле общество. К ним относятся экологические проблемы, проблемы войны и мира, здравоохранения, продовольствия, распределения ресурсов и т. д. Общественные науки призваны искать пути решения этих проблем. Сего дня мир целостен. В нем живут разные народы, но они вынужден жить вместе и взаимодействовать друг с другом. Поиск взаимоприемлемых моделей сосуществования, примирения различных социальных систем и культур также входит в задачи обществознания.
Особый комплекс вопросов связан с проблемами модернизации, превращения отсталых обществ в современные, «подтягивания» и до уровня мировых лидеров.
Проблемы будущего человечества, изменение облика мирового сообщества под воздействием новых информационных технологи изучаются в различных вариантах теорий постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер,
3. Бжезинский, А. Турен).
Итак, обществознание XX в. стремится находить решения многообразного комплекса проблем, которые ставит перед ним жизнь. Сегодня социальное знание — важнейшее условие благополучного развития человечества.
Контрольные вопросы:
1. Как в XX в. относились к идее прогресса и оценивали роль науки в обществе?
2. Кому принадлежала теория противопоставления «открытых» и «закрытых» обществ и в чем ее смысл?
3. В чем отличие взглядов Хайека и Фридмена, с одной стороны, от взглядов Гэлбрейта и Кейнса, с другой?
4. Что такое глобальные проблемы?
5. Кого из авторов теорий постиндустриального общества вы можете назвать?