Законность - юридическая категория, которая означает сложившееся отношение в том или ином государствообразующем обществе к законам и к претворению требований законов в жизнь

Осмысливая проблемы, связанные с законностью, необходи­мо обратить внимание на само это понятие. Оно означает не столько строгое соблюдение законов, сколько отношение со стороны общест­ва, людей к законам, их роли в общественной жизни. В свою же оче­редь, отношение к законам вырабатывается в результате соприкосно­вения с ними. Люди о законах судят по тому, насколько они (законы) их защищают, выражают их интересы. Поэтому законность чаще все­го употребляется наряду со словом справедливость. Справедливые законы вызывают у людей уважение, желание соблюдать их, а закон­ность - не метод государственного руководства обществом (как гово­рили в советское время), а принцип жизни общества, определяющий деятельность государства.

В настоящее время законность представляется не в узком ле­нинском понимании, при котором государственный прокурор, и только он, должен следить за обеспечением единства законности на всей территории России. Вообще говорить о единстве законности на всей территории государства некорректно. Законность, как и демо­кратия, правопорядок и т.д., - понятие общечеловеческое. Она не может быть ни только калужской, казанской, но и общероссийской. Это международная и межнациональная юридическая категория, ко­торая означает одно и то же как в России, так и во Франции и США, а поэтому нужно говорить о единообразном понимании законности во всем мире. Она не может быть ни социалистической, ни буржуазной и ни феодальной.

О социалистической или буржуазной законности нельзя гово­рить еще потому, что она как принцип жизни общества, уважитель­ное отношение в обществе к законам может быть только в демокра­тических государствах. Кроме того, это еще и оценочное понятие. Его нужно использовать для характеристики того или иного конкрет-

ного государства с точки зрения соответствия его режима общечело­веческому представлению о законности.

Само понятие «законность» в общечеловеческом представле­нии не сводится лишь к строгому соблюдению законов, которое, хотя и очень важное, но не единственное ее требование. Истинное назна­чение законности в ее общечеловеческом смысле проявляется лишь по отношению к действительно правовым законам. Поэтому в право­вом государстве понятие «законность» нельзя увязывать только с от­ношением к формальным законам. Легитимность закона - вот основа подлинной законности в ее общечеловеческом понимании.

Большое значение имеет не только легитимность, но и всеоб­щая непререкаемость закона. Когда законы не имеют в обществе одинаковой силы для всех, то о подлинной законности говорить не приходится. Если, например, правила дорожного движения не будут соблюдать высокие чины или сами контролеры за дорожным движе­нием, то требование их соблюдать, предъявляемое рядовым водите­лям, вряд ли свидетельствует о наличии законности в данном обще­стве.

Законность представляет сферу интереса не только государст­венного прокурора. Субъектами ее обеспечения в цивилизованных странах выступают и граждане, и их общественные объединения. Ин­ститут заявлений, который наделяет граждан правом обращения в суд о нарушении законов, - важная юридическая гарантия обеспечения за­конности в обществе. В правовом государстве не должно быть никаких ограничений относительно дееспособных граждан, изъявивших жела­ние оспаривать в судебном порядке факт нарушения законности, если даже этот факт конкретно не затрагивает его сугубо личные интересы.

В зависимости от степени реализации законности в том или ином конкретном государствообразующем обществе можно судить о состоянии правопорядка. Правопорядок в конечном счете представ­ляет собой результат (продукцию) воздействия всего механизма го­сударства на общественную жизнь с помощью правовых средств.

Правопорядок (или юридический порядок, что одно и то же) представляет часть общего социального порядка. Социальный поря­док обеспечивается соблюдением довольно широкого круга правил поведения. Правопорядок обеспечивается соблюдением и исполнени­ем правовых (юридических) норм. Разница между социальным по­рядком и правопорядком как раз и есть сфера действия естественных,

моральных, этических и некоторых других правил поведения, не опо­средованных юридическими нормами. Естественные, моральные, этические и другие социальные нормы, хотя и не образуют юридиче­ские нормы, но они имеют большое значение и при реализации юри­дического права. Юридическое право не может их игнорировать, оно должно учитывать их всегда.

В условиях функционирования механизма правового государ­ства вырабатывается подлинно народный, справедливый правовой порядок. Он отличается от общественного порядка вообще (известно, что в тоталитарном государстве общественный и правовой порядок почти сливаются) и распространяется лишь на такую сферу общест­венной жизни, где без правового вмешательства государства невоз­можно организовать оптимальную общественную жизнь.

Не считая правильным слияние сфер чисто общесоциального и правового порядка, не следует впадать и в другую крайность: излишне сужать сферу правового регулирования общественных отношений. В конечном счете проблема правового регулирования должна упираться не в широту охвата сфер общественной жизни, а в уже известную нам легитимность власти права. Легитимные законы в правовом обществе никогда не будут мешать ему оптимально развиваться.

Таким образом, правопорядок складывается из многочислен­ных форм юридической деятельности граждан, их объединений, а также государственных органов. У нашего обывателя правопорядок часто ассоциируется с результатами деятельности только правоохра­нительных органов государства. Такое представление в значительной мере сложилось благодаря поистине неустанной (во всяком случае, по официальным заявлениям властей) борьбе социалистического го­сударства с разного рода правонарушениями. Дело дошло до объяв­ления о ликвидации правонарушений. Между тем подлинно народное государство (правовое государство) больше должно обращать внима­ния не на борьбу с правонарушителями, а на созидание для своих граждан сопутствующих условий правомерного поведения.

Вопрос о том, при каких условиях люди совершают право­мерные действия, имеет непосредственный выход к состоянию пра­вопорядка. Общество и государство должны быть заинтересованы в том, чтобы было больше правомерного поведения. Это ведет к уменьшению числа противоправных действий, снижает расходы го­сударства на организацию работы с правонарушениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: