1—2: Многочисленные реминисценции и имитация стиля Гераклита в псевдо-гиппократовских трактатах “О диете” и “О пище”: см. главу “Гиппократовская школа”,.№№ 2—3.
3. СКИФИН ИЗ ТЕОСА. Из поэмы “О природе”:
а) ПЛУТАРХ. Об оракулах Пифии, 17. 402 А:
...[лира], которую всю гармонично настраивает
Благовидный сын Зевса Аполлон, начало и конец
Соединив. А плектром ему служит яркий свет Солнца.
б) СТОБЕЙ, I, 8, 43 (т. I, с. 108, 6 — 10; прозаическая парафраза Стобея): Время — самое последнее и первое из всех вещей, и оно содержит в себе все и всегда есть и нет, одно и то же [и не то же]. Прошлое снова приходит из будущего по обращенному вспять пути, ибо “завтра” для нас на деле “вчера”, а “вчера” — “это завтра”.
4. КЛЕАНФ. Гимн к Зевсу (СТОБЕЙ, I, 1. 12; с. 25, 3 W.=SVF, I, № 537):
Славой затмивший богов, вседержитель многоименный,
Зевс, владыка природы, правящий всем по закону,
Радуйся! Ибо к тебе взывать подобает всем смертным.
Мы — порода твоя. Лишь нам на долю досталась
5 Речь изо всех, что живут на Земле, пресмыкался, тварей.
|
|
Сим тебя воспою и власть твою присно прославлю.
Весь этот космос тебе подчинен, вкруг Земли обращаясь,
Всем приказам послушный твоим, добровольно подвластный.
Столь могучий пособник в руках твоих необоримых —
10 Двулезвейный перун, огнедышащий, вечноживущий:
Грянет грозный удар — и вся вострепещет природа.
Разум всеобщий ты им направляешь, что весь проницает
Мир, питая собой большие и малые светы.
Царь всевышний, о сколь ты велик! Никогда и нигде же
15 Воле твоей вопреки ничто не свершается, боже,
Ни на земле, ни на море, ни в горнем божественном своде;
Разве лишь то, что злодеи творят по их безрассудству.
Но и чрезмерное ты умеешь ладным содеять,
Строй в нестройное внесть и в распре дружбу увидеть.
20 Столь гармонично сопряг ты добро и зло воедино,
Что у всего возник вечносущий разум единый,
Коего лишь порочные люди бегут в небреженьи.
О злосчастные! Вечно стяжать вожделея лишь благо,
Божий не видят они всеобщий закон и не слышат.
25 А подчинись ему здравым умом — и жили бы в счастьи.
Нет же, влекомы они кто к чему, не ведая блага.
Эти неодолимой охвачены жаждою славы,
Те обратились к корысти, бесчинства творя, а иные
Томной предалися неге и сладостным тела утехам,
30 Так измождают себя чрезмерно и терпят невзгоды,
Но добиваются лишь обратного чаяньям вздорным.
Зевс, податель всех благ, чернооблачный, владиперунный,
Освободи же людей от невежества жалкого, отче,
Прочь с души ты его отряси и дай причаститься
35 Мудрости, верный которой ты правишь Вселенной во правде,
Дабы, сподобившись чести, мы честью тебе отплатили,
Славя деянья твои без устали, как и пристало
Смертным, понеже для них и богов нет более чести,
Нежели славить всечасно закон всеобщий во правде.
5. ЛУКИАН. Продажа жизней, 14: см. биографич. свидетельства.