Подражания

1—2: Многочисленные реминисценции и имитация стиля Гераклита в псевдо-гиппократовских трактатах “О диете” и “О пище”: см. главу “Гиппократовская школа”,.№№ 2—3.

3. СКИФИН ИЗ ТЕОСА. Из поэмы “О природе”:

а) ПЛУТАРХ. Об оракулах Пифии, 17. 402 А:

...[лира], которую всю гармонично настраивает

Благовидный сын Зевса Аполлон, начало и конец

Соединив. А плектром ему служит яркий свет Солнца.

б) СТОБЕЙ, I, 8, 43 (т. I, с. 108, 6 — 10; прозаическая парафраза Стобея): Время — самое последнее и первое из всех вещей, и оно содержит в себе все и всегда есть и нет, одно и то же [и не то же]. Прошлое снова приходит из будущего по обращенному вспять пути, ибо “завтра” для нас на деле “вчера”, а “вчера” — “это завтра”.

4. КЛЕАНФ. Гимн к Зевсу (СТОБЕЙ, I, 1. 12; с. 25, 3 W.=SVF, I, № 537):

Славой затмивший богов, вседержитель многоименный,

Зевс, владыка природы, правящий всем по закону,

Радуйся! Ибо к тебе взывать подобает всем смертным.

Мы — порода твоя. Лишь нам на долю досталась

5 Речь изо всех, что живут на Земле, пресмыкался, тварей.

Сим тебя воспою и власть твою присно прославлю.

Весь этот космос тебе подчинен, вкруг Земли обращаясь,

Всем приказам послушный твоим, добровольно подвластный.

Столь могучий пособник в руках твоих необоримых —

10 Двулезвейный перун, огнедышащий, вечноживущий:

Грянет грозный удар — и вся вострепещет природа.

Разум всеобщий ты им направляешь, что весь проницает

Мир, питая собой большие и малые светы.

Царь всевышний, о сколь ты велик! Никогда и нигде же

15 Воле твоей вопреки ничто не свершается, боже,

Ни на земле, ни на море, ни в горнем божественном своде;

Разве лишь то, что злодеи творят по их безрассудству.

Но и чрезмерное ты умеешь ладным содеять,

Строй в нестройное внесть и в распре дружбу увидеть.

20 Столь гармонично сопряг ты добро и зло воедино,

Что у всего возник вечносущий разум единый,

Коего лишь порочные люди бегут в небреженьи.

О злосчастные! Вечно стяжать вожделея лишь благо,

Божий не видят они всеобщий закон и не слышат.

25 А подчинись ему здравым умом — и жили бы в счастьи.

Нет же, влекомы они кто к чему, не ведая блага.

Эти неодолимой охвачены жаждою славы,

Те обратились к корысти, бесчинства творя, а иные

Томной предалися неге и сладостным тела утехам,

30 Так измождают себя чрезмерно и терпят невзгоды,

Но добиваются лишь обратного чаяньям вздорным.

Зевс, податель всех благ, чернооблачный, владиперунный,

Освободи же людей от невежества жалкого, отче,

Прочь с души ты его отряси и дай причаститься

35 Мудрости, верный которой ты правишь Вселенной во правде,

Дабы, сподобившись чести, мы честью тебе отплатили,

Славя деянья твои без устали, как и пристало

Смертным, понеже для них и богов нет более чести,

Нежели славить всечасно закон всеобщий во правде.

5. ЛУКИАН. Продажа жизней, 14: см. биографич. свидетельства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: