Спроса потребителя

ТЕМА: Линия «доход-потребление». Функция Энгеля.

ПЛАН

Введение.. 3

спроса потребителя.. 4

Кривые Энгеля.. 5

Кривая «доход-потребление». 7

Кривые Энгеля в современной интерпретации.. 9

ВЫВОДЫ... 11

ЛИТЕРАТУРА.. 12


Введение

Изучение теории потребительского выбора позволяет рассматривать процесс формирования спроса на конкретные товары и услуги, то есть является своеобразным продолжением предшествующей темы. Осуществить это становится возможным благодаря изучению принципов рационального поведения потребителя на рынке; объяснению приемов и способов, посредством которых индивид осуществляет свой выбор среди множества благ, необходимых для удовлетворения потребностей. Вместе с тем данная тема готовит к логическому перемещению — со стороны спроса на сторону предложения, от теории потребления к теории производства. Это становится реальным благодаря изучению такой категории, как суверенитет потребителя.


спроса потребителя

Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей.

Можно выделить ряд основных факторов, влияющих на желания практически всех покупателей приобрести какое-то количество товара X. К ним относятся:

1. цена самого товара Х (обозначим ее Рх);

2. цены других товаров, взаимосвязанных с товаром Х (Pi, i=l, 2,.....n, где N—число товаров, взаимосвязанных с товаром X);

3. вкусы потребителей (Т);

4. средний доход потребителей (Y);

5. распределение дохода между потребителями (Y*);

6. количество покупателей (N);

7. ожидания изменений цен товаров или вкусов потребителей (Е).

Исследовать характер влияния всех этих факторов сразу невозможно.

В экономике широко распространено использование процентного исчисления для выражения способности одной переменной реагировать на изменение другой. Для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений, используется термин эластичность.

Спрос на разные товаров по-разному чувствителен к изменению факторов, его определяющих. Эластичность—это степень чув­ствительности спроса к различным факторам.

Реакция величины спроса на изменение в цене—наиболее общее, но не единственное применение такого ключевого понятия как эластичность. Поскольку величина спроса на товар является функцией многих неизвестных, то теоретически можно определить эластичность спроса по любому из факторов, т.е. она может быть использована для выражения реакции спроса на любое условие и допущение, принятое постоянным при построении исследуемой кривой спроса. После цены другим таким важным условием является доход потребителей (остальным видам эластичности, например, по вкусам, по ожиданиям, сложно дать количественную оценку).

Эластичность спроса на товар по доходам определяется как отношение процентного изменения величин спроса на товар к процентному изменению доходов. Численное измерение эластичности по доходам предполагает, что цены товара в этот конкретный момент не меняются.

Известно, что товары бывают нормальные (высшего качества) и низшие (низкого качества). Численное значение эластичности по доходам тесно связано с этими понятиями. Повышение доходов ведет к повышению спроса на нормальные товары. Эластичность спроса по доходу на нормальные товары положительна (величины ее могут принимать любые значения от 0 до + ∞), поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном и том же направлении. Если Ly>1 товары являются эластичными по доходу, если Ly<1 товары являются неэластичными по доходу. Наоборот, для товаров низкого качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса, т. е. Ly<0. Поскольку здесь доход и спрос изменяются в противоположных направлениях, эластичность спроса по доходам на товары низкого качества отрицательна.

На эластичность спроса по доходам также влияют некоторые обстоятельства, определяющие эластичность спроса по цене. Достаточно вспомнить, что быть нормальным товаром или товаром низкого качества не является его внутренним свойством. Такое подразделение товаров зависит от наличия их субститутов и отношения к ним потребителя. По мере роста доходов потребители часто, переходят на потребление товара с известной торговой маркой (“фирменного”), товар же местного производства уже расценивают как низший.

Рассмотрим факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу, с помощью так называемых кривых Энгеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: