Теория поведения потребителя. 1. полезность и рациональный потребитель

1. полезность и рациональный потребитель. Закон убывающей предельной полезности

2. предпочтение потребителя и кривые безразличия

3. бюджетные ограничения

4. эффект замещения и эффект дохода. Равновесие потребителя. Поведение потребителя

1.Потребительское поведение – процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товара с учетом цен и личных средств. Поведение потребителя носит сугубо индивидуальный характер.

При формировании спроса потребитель исходит из бюджетного ограничения – ограничения денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены покупки.

Ресурс потребления – товары, которые могут быть приобретены на денежные доходы. Ресурс потребления индивидуален.

Вопросы, стоящие перед каждым потребителем:

1) что купить? (определение полезности)

2) на какие деньги? (анализ цен)

3) хватит ли денег? (анализ доходов и возможностей)

Основные принципы теории поведения потребителя:

1) принцип свободного выбора и суверенитета потребителя

2) принцип рационального поведения человека в экономике

3) принцип редкости

4) принцип полезности

5) принцип убывания предельной полезности в потреблении

6) принцип учета дохода потребителя

7) принцип излишка потребителя

Модель поведения потребителя – это связанные между собой общение принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя прежде всего максимализацию совокупной полезности, закон убывания предельной полезности и бюджетные ограничения.

В своем поведении потребитель руководствуется предпочтениями - признание преимуществ каких-то благ перед другими благами. В основу предпочтений заложено понятие полезности экономических благ – способность экономических благ удовлетворять наши потребности.

Полезность:

1) предельная – дополнительная величина полезности, которая приносит еще одна дополнительная единица потребленного блага. В экономике действует закон убывающей предельной полезности экономических благ.

2) Совокупная – совокупность полезных экономических благ увеличивается.

Особенности потребительского спроса. В поведении потребителей 2 вида спроса:

1) функциональный – та часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами экономических благ

2) нефункциональный – та часть спроса, которая непосредственно обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическим благам свойствами. 3 вида:

· социальный – связан с приобретением тех экономических благ, которые в наибольшем количестве покупаются в обществе (эффект сноба)

· спекулятивный – возникает в обществе в связи с высоким инфляционным ожиданием (эффект Верлена)

· нерациональный – незапланированный, возникший под влиянием сиюминутного желания, настроения, он нарушает представление о рациональном поведении потребителя

2.В основу предпочтений положена полезность. Существует 2 подхода к определению полезности:

1) кардиналистская – предполагает, что полезность можно измерить количественно

2) ординалистическая – основывается на:

· множественность видов потребителей

· ненасыщенность

· транзитивность (разные возрасты)

· субституция (взаимозаменяемые)

· убывающая предельная полезность

Кривая безразличия – функция полезности, описывающая в каком порядке потребитель предпочитает ранжировать множество потребительских наборов, т.е. товаров и услуг.

3.Бюджетное ограничение

Спрос потребителей ограничивается их доходами (бюджетным ограничением). Каждый потребитель в состоянии приобрести определенный потребительский набор, соответствующий по своей стоимости бюджетные ограничения. В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретенное благо доходам потребителя.

4.Целью поведений потребителя является достижение равновесия.

Равновесие в поведении потребителя – это когда потребности совпадают с доходами или предельные полезности равны.

Эффект дохода – изменение величины спроса, вызванного исключительно изменением реальных доходов при неизменности цен.

Эффект замещения – изменение в величине спроса вызванные исключительно изменениями цены при неизменности реального дохода.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: