1. полезность и рациональный потребитель. Закон убывающей предельной полезности
2. предпочтение потребителя и кривые безразличия
3. бюджетные ограничения
4. эффект замещения и эффект дохода. Равновесие потребителя. Поведение потребителя
1.Потребительское поведение – процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товара с учетом цен и личных средств. Поведение потребителя носит сугубо индивидуальный характер.
При формировании спроса потребитель исходит из бюджетного ограничения – ограничения денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены покупки.
Ресурс потребления – товары, которые могут быть приобретены на денежные доходы. Ресурс потребления индивидуален.
Вопросы, стоящие перед каждым потребителем:
1) что купить? (определение полезности)
2) на какие деньги? (анализ цен)
3) хватит ли денег? (анализ доходов и возможностей)
Основные принципы теории поведения потребителя:
1) принцип свободного выбора и суверенитета потребителя
|
|
2) принцип рационального поведения человека в экономике
3) принцип редкости
4) принцип полезности
5) принцип убывания предельной полезности в потреблении
6) принцип учета дохода потребителя
7) принцип излишка потребителя
Модель поведения потребителя – это связанные между собой общение принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя прежде всего максимализацию совокупной полезности, закон убывания предельной полезности и бюджетные ограничения.
В своем поведении потребитель руководствуется предпочтениями - признание преимуществ каких-то благ перед другими благами. В основу предпочтений заложено понятие полезности экономических благ – способность экономических благ удовлетворять наши потребности.
Полезность:
1) предельная – дополнительная величина полезности, которая приносит еще одна дополнительная единица потребленного блага. В экономике действует закон убывающей предельной полезности экономических благ.
2) Совокупная – совокупность полезных экономических благ увеличивается.
Особенности потребительского спроса. В поведении потребителей 2 вида спроса:
1) функциональный – та часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами экономических благ
2) нефункциональный – та часть спроса, которая непосредственно обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическим благам свойствами. 3 вида:
· социальный – связан с приобретением тех экономических благ, которые в наибольшем количестве покупаются в обществе (эффект сноба)
· спекулятивный – возникает в обществе в связи с высоким инфляционным ожиданием (эффект Верлена)
|
|
· нерациональный – незапланированный, возникший под влиянием сиюминутного желания, настроения, он нарушает представление о рациональном поведении потребителя
2.В основу предпочтений положена полезность. Существует 2 подхода к определению полезности:
1) кардиналистская – предполагает, что полезность можно измерить количественно
2) ординалистическая – основывается на:
· множественность видов потребителей
· ненасыщенность
· транзитивность (разные возрасты)
· субституция (взаимозаменяемые)
· убывающая предельная полезность
Кривая безразличия – функция полезности, описывающая в каком порядке потребитель предпочитает ранжировать множество потребительских наборов, т.е. товаров и услуг.
3.Бюджетное ограничение
Спрос потребителей ограничивается их доходами (бюджетным ограничением). Каждый потребитель в состоянии приобрести определенный потребительский набор, соответствующий по своей стоимости бюджетные ограничения. В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретенное благо доходам потребителя.
4.Целью поведений потребителя является достижение равновесия.
Равновесие в поведении потребителя – это когда потребности совпадают с доходами или предельные полезности равны.
Эффект дохода – изменение величины спроса, вызванного исключительно изменением реальных доходов при неизменности цен.
Эффект замещения – изменение в величине спроса вызванные исключительно изменениями цены при неизменности реального дохода.