double arrow

Взаимодействие спроса и предложения. Механизм ценообразования

Лекция №5

Платежеспособный спрос - это потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателя.

Закон спроса: чем ниже цена, тем больше количество товаров приобретает потребитель, чем выше цена, тем количество товаров меньше приобретается. Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. По оси Х будем откладывать количества товара Q, покупаемого на рынке, а по оси ординат -движение цены Р, то получим следующий результат.

 
 

Кривую D в экономической литературе называют кривой спроса. Кривая спроса - это кривая, точки которой показывают, по каким ценам в течение определенного времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара.

Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены посредством двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменится реальный доход потребителя и его спрос при изменения цен на товары. Например, при снижение цены в 3 раза на свой постоянный доход сможем купить больше и дополнительных товаров. Понижение цены товара сделало нас реально богаче и позволило расширить объём спроса, в чём и заключается эффект дохода.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объёмам спроса потребителей. Например, снижение цен на яблоки, при неизмененном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению с грушами, абрикосами. Покупатель начнёт замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешёвых яблок.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потребителя покупать больше количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

Факторы, смещающие кривую спроса:

1) Вкусы и доходы потребителей.

2) Потребительские ожидания.

3) Число покупателей.

4) Цены на товаро-заменители.

Предложение - это количество товаров, реализуемое производителем на рынке.

Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение на рынке данного товара.

Кривую S называют кривой предложения. Кривая предложения - это кривая, показывающая количества товара или услуги, которые продавцы предлагают к продаже по различным ценам в течение определенного периода. Кривая предложения в отличие от кривой спроса имеет положительный наклон.

 
 

Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясняется тем, что с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой -при росте цен предприниматель получает дополнительную прибыль имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство.

Факторы, смещающие кривую предложения:

1. Цены на экономические ресурсы.

2. Технология производства.

3. Налоги и субсидии.

4. Число товаропроизводителей (конкуренция).

5. Потребительские ожидания.

Имея некоторые представления о спросе и предложении, перейдем к анализу их взаимодействия. Совместим линии спроса и предложения. Линия DD является графическим изображением функции спроса от цены, а линия SS – функции предложения от цены. Точка С-точка равновесия рынка. Равновесная цена - это цена, уравновешивающая спрос и предложение.

 
 

При низкой цене происходит избыточный спрос, при этом увеличивается спрос на товары и услуги, что в следствии может привести к дефициту.

Высокая цена устраивает производителей и они стараются произвести больше товара, в следствии происходит избыток товара (перепроизводство).

Эластичность спроса и предложения.

Согласно закону спроса, в ответ на снижение цены потребители станут приобретать больше продукта. Однако степень восприимчивости потребителей к изменению цены бывает весьма различна в зависимости от продукта, а также в зависимости от диапазона изменения цены на один и тот же продукт.

Восприимчивость, или чувствительность, потребителей к изменению цены продукта определяется ценовой эластичностью спроса. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная восприимчивость потребителей к изменению цены; небольшие изменения цены приводят к значительным изменениям количества покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным, или просто эластичным.

Но есть и другие продукты, к изменениям цены на которые потребители относительно невосприимчивы, то есть такие продукты, весьма существенные изменения цены которых ведут лишь к небольшим изменениям количества покупок. В этом случае преимущества находятся на стороне продавца, так как даже при уменьшении величины спроса продавец выигрывает от роста цены, зная, что спрос гарантирован в силу ограниченности предложения. Обычно неэластичный спрос существует на многие вид продуктов питания (хлеб, соль, спички), на медикаменты, другие предметы первой необходимости. В подобных случаях говорят, что спрос относительно неэластичен, или просто неэластичный.

Когда при неизменной цене или её крайне незначительных изменениях спрос на продукцию уменьшается или увеличивается до предела покупательских возможностей, его называют абсолютно эластичны. При ничтожно малом снижении цен или ожидании их повышения потребитель старается потратить свои деньги, чтобы уберечь их обесценивания, вложив в материальные блага.

Коэффициент абсолютно эластичного спроса приближается к бесконечности. Если коэффициент эластичности равен нулю, то спрос абсолютно неэластичен, т.е. никакое изменение цены не влечет за собойизменение количества требуемой продукции (при реализации жизненно необходимых для определенной группы больных лекарств(инсулина для диабетиков).

На рынке может сложиться ситуация, когда процентное изменение цены приведет к равному по величине процентному изменению количества требуемой продукции. При этом коэффициент эластичности равен единице. Такой случай называется единичной эластичностью.

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение спроса на один товар в зависимости от изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности спроса может иметь положительное, отрицательное и нулевое значение. Взаимозаменяемые товары имеют значение › 0, так как повышение цены одного товара вызовет увеличение спроса на другой товар. (с ростом цены на уголь спрос на жидкое топливо или дрова увеличивается). Взаимодополняемые товары имеют значение ‹ 0 (с повышением цены на автомобили спрос на бензин уменьшится). Независимые товары имеют значение =0. В этом случае изменение цены на один товар никак не отражается на спросе на другой. (с ростом цены на хлеб спрос на цемент не изменится).

Эластичность спроса по доходу характеризует чувствительность спроса потребителей к изменению их дохода. Для большей товаров непроизводственного назначения коэффициент эластичности по доходу положителен. Он положителен для предмета роскоши, дл регулярно используемых, но не являющих крайне необходимыми товаров и отрицателен для некачественных товаров.

Эластичность предложения - это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене, показывающая процентное изменения в количестве к процентному изменению в цене. Коэффициент эластичности предложения имеет положительный знак, поскольку объем предложения и цена движутся в одном направлении.

Эластичность предложения зависит от возможностей длительного хранения товара, потенциала расширения производства, времени. Чем длительнее время, которое есть товаропроизводителя, тем большую возможность он имеет для приспособления к изменению цены и перераспределения ресурсов между альтернативными направлениями их использования.

Виды цен.

1. Государственные.

2. Договорные.

3. Мировые.

1. Государственные цены в рыночной экономике могут устанавливаться на:

а) продукцию предприятий-монополистов.

б) социально значимые товары.

в) базовые ресурсы (ресурсы, связанные с экономикой страны).

Фиксированные цены - это цены, жестко устанавливаемые правительством.

2. Договорные цены - это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца (учитывающие спрос и предложение на данный товар).

3. Мировые цены - это цены, которые применяются в международной торговле, отражая специфику региона, условий и времени коммерческих сделок. Поэтому расчет мировой цены проводится на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.

Контрольные вопросы:

1. Какое из следующих определений издержек производства характеризует их в качестве бухгалтерских или вмененных:

а) "неявные затраты всех ресурсов, используемых в производстве";

б) "явные (оплаченные) затраты всех ресурсов, используемых в производстве, выраженные в денежной форме".

2. Как по следующим характеристикам эффекта масштаба производства определить его тип:

а) объем выпуска продукции растет в пропорции, превышающей увеличение затрат ресурсов;

б) объем выпуска продукции растет в той же пропорции, что и затраты ресурсов;

в) объем выпуска продукции увеличивается в меньшей степени, чем затрата ресурсов.

3. Почему равенство предельного дохода и предельных издержек является условием максимальной прибыли?

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Обсудите вопрос, достаточен ли объем следующих экономических понятий, чтобы предпринимателю принять взвешенное решение о выгодности производства данного товара:

  • цена, по которой может быть реализован данный товар;
  • совокупный продукт;
  • валовый доход;
  • прибыль;
  • предельный продукт;
  • предельный доход;
  • предельные издержки
  • предельная прибыль;
  • предельная производительность факторов производства;
  • объем производства, обеспечивающий максимальную прибыль.

Основные понятия:

1. Амортизация

2. Амортизационный фонд

3. Валовый доход

4. Валовые издержки

5. Время оборота фондов

6. Издержки производства

7. Износ фондов

  • физический
  • моральный

1. Кругооборот фондов

2. Оборотные средства

3. Основные фонды предприятия

4. Прибыль

5. Скорость оборота фондов

6. Чистая прибыль

Литература, рекомендуемая к изучению:

Шеденов У.К., Байжомартов У.С., Комягин Б.И., Жунусов Б.А., Сагиндыков Е.Н., Шеденов И.У. Общая экономическая теория» Акт

1. обе, 2004.

  1. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. - М.: Республика, 2003. - Т.1. - с. 18-23.
  2. Самуэльсон П. Экономика. - М.: НПО "Алгон" ВНИИСИ. - 1992. - Т.1. с 5-32.
  3. Лемешевская Л.В. Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи. Минск, 2005.
  4. Крымова В. Экономическая теория. Алматы, 2002.
  5. Назарбаев Н.А. Казахстан- 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента РК народу Казахстана. Алматы, 2001.

Лекция №6

Конкуренция и монополия. Демонополизация экономики Казахстана.

Одним из существенных признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства,

Конкуренция - это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства, в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товара.

В зависимости от способа поведения фирм на рынке, проявляется в виде двух основных методов конкурентной борьбы:

  1. Ценовая конкуренция - это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли по средствам уменьшения издержек производства и соответственно снижение цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.
  2. Не ценовая конкуренция включает:

а) технический уровень, новизна и качество товара.

б) послепродажное техническое обслуживание.

в) реклама.

г) создание товаро-субститутов,

Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных ситуаций.

  1. Совершенная конкуренция: Рынок свободной конкуренции -

Характеризуется рядом особенностей: 1) наличием большого числа фирм, продающих данный товар; 2) продукция фирм настолько похожа (однородна), что покупатель не делает различия. Товары какой фирмы им покупать; 3) ни покупатели, ни продавцы не могут повлиять на текущую рыночную цену товара, цены на рынке меняются только тогда, когда покупатели и продавцы действуют согласовано; 4) все виды ресурсов абсолютно мобильны. Не существует жестких ограничений на свободу входить на рынок или покидать его; 5) характеризуется наличием совершенной информации, что позволяет рыночным агентам принимать решения в условиях определенности. Фирмы располагают данными о ценах на ресурсы и технологии, которые могут быть применены в производстве продукции. Они также знают свои функции доходов и издержек. Потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. Владельцы факторов производства знают цены, которые фирмы платят за ресурсы, и все потери от неиспользованных возможностей.

2. Несовершенная конкуренция: Рынок несовершенной конкуренции -

Фирмы могут воздействовать на условия реализации товара, и, соответственно, ведут конкурентную борьбу. Ограничен вход на рынок продукции.

а) чистая монополия - рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара или услуги, контролируя всю или большую часть производства.

б) олигополия образуется при рыночной ситуации, когда многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами.

в) монополистическая конкуренция характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипные, но несколько различающиеся товары.

Сравнительная таблица рыночных ситуаций

Основные черты рыночных ситуаций Рынок свободной торговли Рынок несовершенной конкуренции
Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Количество фирм, производящих продукцию Множество независимых Одна крупная Несколько крупных Достаточно много
Тип продукта Стандартизированный Уникальный, нет близких заменителей Стандартизированный Дифференцированный
Контроль над ценой Цены определяются рынком Практически полный контроль Существует влияние ценового лидера Влияние ограничено
Степень сложности входа в отрасль Относительно легкий Очень трудный Трудный Вход и выход возможны

Классификация монополий.

  1. Естественная монополия формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства.
  2. Искусственная монополия возникает на основе сговора или подавления конкурентов.
  3. Случайная монополия результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением.

Концентрация производства - главная причина возникновения монополий. Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям:

  1. Горизонтальная интеграция - слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства.
  2. Вертикальная интеграция - комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью.
  3. диверсификация - комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

Этим направлениям концентрации соответствуют следующие организационные формы монополий:

Картели - монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикаты- монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции.

Тресты - монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров.

Концерны - многоотраслевая система предприятий, с единым финансовым центром, где общность разветвляющейся технологии обусловливает многофункциональность выпускаемой продукции.

Цель монополии - получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке.

Средство достижения цели - монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке.

Главное отличие равновесия на монопольном рынке от равновесия свободного рынка состоит в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения. Монополии проводят определенную ценовую политику, осуществляя различными методами контроль над ценами.

Методы контроля над ценами:

1 Лидерство в ценах, когда ведущая компания отрасли назначает свои цены, а остальные им следуют.

2 Соглашения (тайные) между несколькими крупными компаниями по установлению фиксированных цен.

3 Назначение цен или установление доли влияния на рынке может основывается на длительно, существующем положении, ставшем уже традицией.

Барьеры, препятствующие проникновению новых конкурентов на монополизированный рынок:

-высокая стоимость товара, производимого в данной отрасли;

-патентная защита производства товаров. Для того чтобы выйти на такой рынок, необходимо купить право пользования запатентованной технологией в своем производстве или изобрести собственную.

Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в РК.

  1. Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
  2. Контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйственных субъектов;
  3. Предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;
  4. Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

5. Привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

Контрольные вопросы:

1. Что такое конкуренция? Каково ее место в рыночной экономике?

2. Чем несовершенная конкуренция отличается от совершенной? Каковы причины смены чистой конкуренции современной конкурентной рыночной системой?

3. На какие виды подразделяется несовершенная конкуренция?

4. Какие организационные формы монополий вы знаете?

5. Назовите основные направления демонополизации экономики Казахстана.

6. Назовите основные показатели монополизации.

Основные понятия:

1. Вертикальная интеграция

2. Горизонтальная интеграция

3. Диверсификация

4. Естественная монополия

5. Искусственная монополия

6. Картель

7. Конкуренция

8. Концентрация производства

9. Концерн

10. Монопольная цена

11. Монопсония

12. Монополистическая конкуренция

13. Несовершенная конкуренция

14. Неценовая конкуренция

15. Олигополия

16. Олигопсония

17. Совершенная конкуренция

18. Ценовая конкуренция

19. Чистая монополия

Литература, рекомендуемая к изучению:

1. Шеденов У.К., Байжомартов У.С., Комягин Б.И., Жунусов Б.А., Сагиндыков Е.Н., Шеденов И.У. Общая экономическая теория» Актобе, 2004.

2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. - М.: Республика, 2003. - Т.1. - с. 18-23.

3. Самуэльсон П. Экономика. - М.: НПО "Алгон" ВНИИСИ. - 1992. - Т.1. с 5-32.

4. Лемешевская Л.В. Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи. Минск, 2005.

5. Крымова В. Экономическая теория. Алматы, 2002.

6. Назарбаев Н.А. Казахстан- 2030. Процветание, безопасность и улучшение

благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента РК народу Казахстана.

Алматы, 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: