Размер досрочной пенсии по старости

Гражданам, имеющим право на установление досрочной пенсии по старости, размер такой пенсии определяется аналогично размеру трудовой пенсии по старости и зависит от общей суммы страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, и от размера и пенсионных прав, приобретённых до 1 января 2002 года. Так же как и на трудовые пенсии, на досрочную пенсию безработным будут распространяться все проводимые индексации трудовой пенсии.

29. Социальные пенсии.

Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета, перечисляемых в ПФР. Как и трудовые пенсии, они назначаются в связи: - с достижением установленного законом возраста; - наступлением инвалидности; - потерей кормильца. Социальная пенсия - это гарантированная государством денежная помощь, предоставляемая в установленных законом случаях независимо от трудового стажа и уплаты страховых пенсионных, взносов за счет средств государственного бюджета.Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию, остается довольно узким. Он ограничивается следующими категориями граждан: престарелые, достигшие 65 лет(мужчины) и 60 лет(женщины); инвалиды 1-й и 2-й группы, в том числе инвалиды с детства, инвалиды 3-й группы; дети-инвалиды до 16 лет; дети, потерявшие кормильца, в возрасте до 18 лет. Размеры социальной пенсии: средний размер социальной пенсии с 1 июля 2010 г. - 4757 рублей
1) гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно, мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного из родителей, - 100% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
При этом размеры социальной пенсии инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), и социальной пенсии детей в возрасте до 18 лет, потерявших одного из родителей, не могут быть менее 470 рублей в месяц;
2) инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, детям-инвалидам, детям в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери – 100% размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности;
3) инвалидам, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности I степени, - 85% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), но не менее 400 рублей в месяц.
К социальной пенсии выплачиваются такие же компенсационные выплаты, как и к трудовым пенсиям. Инвалидам с детства 1-й группы, детям-инвалидам назначаются надбавки на уход. Социальная пенсия предоставляется им и в период обучения в общеобразовательных учреждениях и нахождения на полном государственном обеспечении. Работающие пенсионеры имеют право на получение социальной пенсии.

30. Понятие и виды компенсационных выплат.

Компенсационные выплаты по социальному обеспечению являются одним из видов социального обеспечения граждан, который заключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выраженный характер возмещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Различают следующие виды компенсационных выплат:
1) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с работодателем, и женщинам-военнослужащим на период отпуска по уходу за ребенком; Необходимым условием получения вышеуказанными лицами компенсационных выплат является их нахождение в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Эти компенсационные выплаты назначаются и выплачиваются женщинам, уволенным в период отпусков по уходу за ребенком в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации. Компенсационные выплаты производятся органами социальной защиты населения по месту жительства. Всем остальным субъектам компенсационные выплаты предоставляются по месту работы (службы или военной службы).
2) на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье; а содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье органами местного самоуправления выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг, а также выделяются средства на приобретение мебели (при передаче ребенка на воспитание на срок один год и более) исходя из установленных норм материального обеспечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Кроме того, выделяются денежные средства на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания.
3) неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами; ежемесячные компенсационные выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы либо престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, установленной указанным нетрудоспособным гражданам в период осуществления ухода за ними.
4) иные компенсационные выплаты по социальному обеспечению.

31. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

– соблюдения прав человека и гражданина;

– предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

– обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;– преемственности всех видов социального обслуживания;– ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;– приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

– ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания. Граждане пожилого возраста и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:

– уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

– выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов РФ;

– информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

– согласие на социальное обслуживание;

– отказ от социального обслуживания;

– конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

– защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг.

Согласие дается:

– на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных недееспособными – их законными представителями;

– на помещение в стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов производится на основании их личного письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, – на основании письменного заявления их законных представителей.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, предусмотренных законом.

32. Социальное обслуживание граждан в специальных домах домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах и др.

Направляются в эти учреждения граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении. Кроме того, создана сеть специализированных учреждений для детей-инвалидов.

В последние годы широкое распространение получили дома для преста-релых, содержание в которых происходит на платной основе за счет самих престарелых или предприятий, на которых они трудились.

В дома-интернаты принимаются граждане пенсионного возраста (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), а также инвалиды I и II групп старше 18 лет при условии, если у них нет трудоспособных детей или родителей, обя-занных по закону их содержать.

В дома-интернаты для инвалидов принимаются только инвалиды I и II групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных детей и родителей, обязанных по закону их содержать.

В психоневрологический интернат принимаются лица, страдающие хро-ническими психическими заболеваниями, нуждающиеся в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, независимо от того, есть ли у них родственники, обязанные по закону их содержать, или нет.

В стационарных учреждениях осуществляются не только уход и необхо-димая медицинская помощь, но и реабилитационные мероприятия медицин-ского, социального и лечебно-трудового характера.

В соответствии с федеральным Перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и ин-валидам государственными учреждениями социального обслуживания, ут-вержденным постановлением Правительства РФ 25 ноября 1995 г. № 1151 СЗ РФ, №49, 1995, Ст.4798, гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставляются:

1) материально-бытовые услуги (предоставление жилой площади, организация реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания);

2) услуги по организации питания, быта, досуга (горячее питание, в том числе диетическое, обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями, создание условий для проведения религиозных обрядов и т.д.);

3) социально-медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание (бесплатная медицинская помощь, обеспечение ухода, содействие в проведении медико-социальной экспертизы, проведение реабилитационных мероп-риятий, оказание помощи в госпитализации, содействие в протезировании, обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях);

4) организация получения образования инвалидами с учетом их физиче-ских возможностей и умственных способностей;

5) услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией (создание условий для использования остаточных трудовых возможностей);

6) правовые услуги;7) содействие в организации ритуальных услуг.

Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального об-служивания, имеют также право на освобождение от наказаний. Не допуска-ются всякие наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создание удобств для персонала указанных учреждений, использование лекарствен-ных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов. Законом предусмотрена дисциплинарная административная или уголовная ответственность для лиц, виновных в нару-шении этой нормы Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. Учебное пособие. - М., 1998. С.77.Заявление о приеме в дом-интернат вместе с медицинской картой подается в вышестоящую по подчиненности организацию социального обеспечения, которая и выдает путевку в дом-интернат. Если лицо является недееспособным, то помещение его в стационарное учреждение осуществляется на основании письменного заявления его законного представителя.В случае необходимости с разрешения директора дома-интерната пенсионер или инвалид может на срок до одного месяца временно выбыть из учреждения социального обслуживания. Разрешение на временный выезд выдаете! с учетом заключения врача, а также письменного обязательства родственники! или иных лиц об обеспечении ухода за престарелым или инвалидом.

Закон предусматривает право граждан, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, отказаться от услуг указанных учреждений, но при условии, если у них есть родственники, которые могут их содержать и обеспечить необходимый уход.

33. Социальная поддержка инвалидов, ветеранов войны и труда. Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ установил взамен некоторых установленных прежним законодательством льгот денежные выплаты.

В набор ежемесячных денежных выплат включаются следующие услуги[82]:

дополнительная бесплатная медицинская помощь;

обеспечение санитарно-курортным обслуживанием (по медицинским показаниям);

обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача;

бесплатный проезд на пригородном транспорте, а также на международном транспорте (к месту лечения и обратно).

Право на денежную выплату имеют:

инвалиды войны;

участники Великой Отечественной войны;

ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 названного Федерального закона;

военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период:

лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»:

лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

34. Государственное социальное обеспечение детей. Основным международным актом, посвященным детям, является Конвенция ООН о правах ребенка. Для целей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (ст. 1). Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (ч. 1 ст. 3 названной Конвенции). Государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства признаются конституционными ценностями России как социального государства. Конституция РФ в ст. 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом. Компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, предусмотрены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г № 829 "О приемной семье".

На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные действующим законодательством РФ для воспитанников образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели (п. 29 Положения "О приемной семье").

Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Органы местного самоуправления исходя из принимаемых ими решений выделяют денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Денежные средства, которые выделяются на содержание приемного ребенка, ежемесячно, не позднее двадцатого числа предыдущего месяца, перечисляются в банковские учреждения на банковские счета приемных родителей. Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка, пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары иуслуги (п. 30 Положения "О приемной семье").

Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения (п. 34 Положения "О приемной семье").

Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми (п. 35 Положения "О приемной семье").

При передаче ребенка на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком возраста восемнадцати лет (п. 22 Положения "О приемной семье").

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат (п. 33 Положения "О приемной семье").

Государство устанавливает инвалидам гарантии для реализации их прав и законных интересов, проявляет особую заботу о детях-инвалидах. К наиболее актуальным задачам социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.


35. Льготы для многодетных семей.

1. Каждой беременной многодетной матери, которая встала на учет в женскую консультацию, или уже состоявшейся роженице, выкармливающей ребенка грудным молоком, положено безвозмездное дополнительное питание и медикаменты, выписанные наблюдающим врачом;

2. Детям, не достигшим, что важно, 18-ти летнего возраста, каждую осень положены бесплатные комплексы витаминов;

3. В поликлиниках и прочих госучреждениях детки из многодетных семейств должны приниматься вне общей очереди;

4. Малыши, чья семья признана многодетной, могут реализовать свое право на получение бесплатных лекарственных препаратов. Правда сделать это можно не во всех аптеках и только по предъявлении рецепта, подтвержденного печатью больницы;

5. Деткам, не достигшим 3-х летнего возраста, положено получать детское питание и обслуживаться на молочных кухнях без всякой оплаты;

6. Школьники, равно как и учащиеся в профессиональных среднеобразовательных заведениях дети, имеют право на бесплатные завтраки и обеды в столовой. Для этого им нужно только подать нужный пакет документов в Службу одного окна

1. Первоочередное оформление в детские садики и снижение стоимости содержания ребенка в группе;

2. Детки из многодетных семейств могут на льготном основании посещать бюджетные кружки и секции;

3. Также детям должна ежегодно предоставляться возможность получения бесплатной спортивной и школьной и формы установленного образца. Касается это и покупки учебников, хотя в большинстве регионов родителям все же приходится оплачивать часть их стоимости или получать компенсацию;

4. В средне специальных и высших ученых организациях предусмотрена 20%-я квота на бюджетное обучение для абитуриентов, относящихся к многодетным семьям;

5. Студенты ВУЗов, получающие образование на платной основе, имеют право оплачивать половину стоимости своего годичного обучения;

6. Каждый месяц представители многодетной семьи могут безвозмездно посетить городской музей, парк или выставку;

7. Дополнительная поддержка оказывается абитуриентам из больших семейств, проживающим на территории Дальнего Востока.

7. Право на бесплатный проезд, соответственно, в городском транспорте, а также в пригородных или внутрирайонных автобусах, если они доставляют ребенка в школу или секцию;

8. Семья, в которой есть пять и более детей, может получить от государства авто «Газель»;

9. Нет необходимости уплачивать транспортный налог за автомобиль;

10. Льготное лечение, льготный проезд до места отдыха и посещение родственников, живущих на европейской территории России – все это предусмотрено для больших семейств, постоянно обитающих на Дальнем Востоке или Крайнем Севере;

11. У остальных же есть возможность получить скидку на билет до места предстоящего курортного или санаторного отдыха.

36. Льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые проходят обучение в государственных образовательных учреждениях, получают полное государственное обеспечение, а также получают от государства дополнительные социальные гарантии до момента окончания учёбы. Также такие дети имеют право на бесплатное посещение подготовительных курсов к поступлению в средние и высшие образовательные учреждения.
После обучения образовательные учреждения, производившие обучение детей, обязаны будут обеспечить их одеждой, обувью и единовременным пособием.
Размер стипендии, выплачиваемой детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должен быть больше не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии остальных обучающихся. В период производственной практики обязаны начислять 100% заработной платы.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, государством выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и канцелярских принадлежностей. Это пособие имеет размер трёхмесячной стипендии и выплачивается в течение 30 дней с начала учебного года за счет бюджетных средств образовательных учреждений (п.6 ст.6 Федерального закона N 159-ФЗ). и т.д.
Данный закон детям-сиротам предусматривает не только право на бесплатное образование, но и государственные гарантии на бесплатное медицинское обслуживание, на бесплатное имущество и жилое помещение, гарантии и права на труд, на судебную защиту. Более подробную информацию можно прочитать в тексте обсуждаемого Закона.

К детям, оставшимся без попечения родителей, закон относит:
• лишение родителей родительских прав;
• ограничение в родительских правах;
• признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;
• объявление их умершими;
• отбывание ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
• нахождение в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
• уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
• отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
• в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

37. Льготы для ветеранов. Российское законодательство предусматривает некоторые льготы для ветеранов труда, регулируемые Федеральным законом от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах». В каких случаях вы можете получить почетное звание ветерана труда? Этот вопрос регулирует ст.7 №5-ФЗ: если вы начали свою трудовую деятельность до наступления совершеннолетия во время Великой Отечественной войны (причем ваш трудовой стаж должен составлять, как минимум, 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин); если вы имеете награды – медали и ордена, удостоены почетных званий РСФСР, СССР или Российской Федерации, награждены ведомственными знаками отличия в труде; если вы имеете удостоверение «Ветеран труда» (не стоит путать с удостоверением, которое прилагается к медали «Ветеран труда».
ст.13 №5-ФЗ определяет для ветеранов труда следующие права: получение пенсионного обеспечения, выплату ежемесячных пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации (размер выплат определяется на региональном уровне); получение жилых помещений – в случае, если жилищные условия ветерана труда признаны несоответствующими, то их ставят в очередь на улучшение жилищных условиях на общих основаниях; оплата коммунальных услуг – ветеран труда имеет право на 50% льготы при оплате коммунальных услуг (отопление, водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение (подогрев воды), электроэнергия, газ), а в случае, если ветеран труда проживает в частном доме — 50% льгота при оплате топлива. Нормы этих показатели также регулируются на региональном уровне; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи – по сути, оказание медицинской помощи это стандартная помощь в больницах и поликлиниках, которой могут пользоваться все граждане РФ, а вот второй пункт требует пристального внимания, так как ветераны труда имеют право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в стоматологической поликлинике по месту жительства, а также, по достижению пенсионного возраста, право на бесплатное слухопротезирование; в случае, если ветеран труда работает, то помимо оплачиваемого отпуска, ему полагается дополнительный отпуск, длительностью 30 дней; право на бесплатный проезд на общественном транспорте в любом городе РФ, а также 50% льготы на пользование транспортом общественного назначения пригородных и междугородних маршрутов; право на бесплатную санаторно-курортную путевку при наличии медицинских показаний (не чаще 1 раза в год). Также государством оплачивается проезд до места лечения;; компенсация оплаты за радио и телефонную связь; В случае, если вы не пользуетесь льготами ветерана труда, то вы можете подать заявление на ежемесячную выплату денежной компенсации.


38. Фонд социального страхования в РФ (структура, порядок расходования средств). С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы (т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования;
  • Государственный фонд занятости;
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства обязательного соц. страхования являются федеральной гос. собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.

Фонд социального страхования РФ как самостоятельное кредитно-финансовое учреждение был образован 1 января 1991 г. в соответствии с

постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов России от 25 декабря 1990 г. № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР». Средства ФСС были включены в состав объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.

В настоящее время правовой статус ФСС РФ определяется Положением о ФСС РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

ФСС РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федер. собственностью, не входят в состав бюджетов соответств-х уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Основными задачамиФонда являются обеспечение гарантированных гос-вом пособий и др. соц. выплат; участие в разработке и реализации

гос. программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования и др.

Средства Фонда образуются за счет:

* страховых взносов работодателей (адм-ции предпр-й, орг-ций, учреждений и иных хоз-щих субъектов независимо от форм собственности);

* страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на соц. страхование в соответствии с законодательством;

* страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

* доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

* ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на др. атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

* прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и др.). Средства Фонда направляются на:

* выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

* оплату доп. выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

* оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ, и в санаторно-курортные

учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в РФ, а также на лечебное (диетическое) питание;

39. Пенсионный фонд РФ (структура, порядок расходования средств). Пенсионный фонд был образован в целях гос. управления финансами пенсионного обеспечения.

Основным нормативным актом, определяющим правовой статус ПФР и регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г.1 и введенным в действие с 1 января 1992 года.

ПФР является самостоят. финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Денеж. средства, аккумулируемые в ПФР, находятся в гос. собственности РФ, не входят в состав бюджетов, др. фондов и изъятию не подлежат.

Средства ПФР формируются за счет:

1) страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, частной практикой (нотариусов, аудиторов, частных детективов), адвокатов, а также др. категорий работающих граждан. Размер тарифа страх. взноса устан-ся ежегодно;

2) ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату гос. пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

3) средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

4) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

5) добровольных взносов (в т.ч. валютных ценностей) физ. и юр. лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и др. поступлений.

Денежные средства Пенсионного фонда РФ направляются на:

* выплату гос. пенсий, назначаемых в соответствии с Законом РФ «О гос. пенсиях в РФ», а также др. пенсий, финансирование которых осуществляется за счет средств ПФР, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

* выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

* оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

* финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

* другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Правление Федерального Пенсионного фонда РФ имеет местонахождение в Москве. На территории субъектов Российской Федерации функции страховщика в области пенсионного обеспечения граждан выполняют территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

40. Фонд обязательного медицинского страхования РФ (структура, порядок расходования средств). В целях обеспечения конституционного права граждан РФ на медицинскую помощь 28 июня 1991 г. был принят Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

В соответствии со ст. 12 Закона для реализации гос. политики в области ОМС были созданы федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:

1) финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ»;

2) обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы ОМС;

3) аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

1) части страховых взносов хозяйствующих субъектов и иных организаций на ОМС в размерах, устанавливаемых федеральным законом.

Страховой тариф на обязательное медицинское страхование на 2000 г. установлен в размере 3,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансир-я, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам. Из них 0,2% подлежит перечислению в Федер. фонд ОМС;

2) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

3) добровольных взносов юридических и физических лиц;

4) доходов от использования временно свободных финансовых средств.

Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.

ерриториальные фонды ОМС. К началу 1995 г. практически во всех субъектах РФ были созданы территориальные фонды ОМС.

Основными задачами территориального фонда ОМСсогласно Положению являются:

1) обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

2) обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

3) обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан;

4) достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;

5) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

Основными функциями территориального фонда ОМСявляются аккумулирование финансовых средств на ОМС граждан и финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками), заключившими договоры ОМС по дифференцированным подушевым нормативам.

Территориальные фонды ОМС формируются прежде всего за счет части страховых взносов, уплачиваемых работодателями; средств, предусматриваемых органами исп. власти в соответствующих бюджетах на ОМС неработающего населения, а также за счет других источников.

Руководство деятельностью территориального фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором.

Для выполнения своих задач территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы. Филиалы территориального фонда осуществляют контроль за сбором страховых взносов на ОМС со всех страхователей города, района и передают финансовые средства в соответствии с дифференцированным подушевым нормативом страховщикам, осуществляющим ОМС граждан города, района.

Контроль за деятельностью территориального фонда ОМС осуществляет ревизионная комиссия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: