Типы семей. Авторитарная семья с наличием явного лидера = эксперта "рационального потребления". Он определяет приоритеты в питании, стратегию покупок. Интересы и вкусы других членов семьи имеют небольшое значение, что может вызывать протест в различных формах.
Роли при мужском доминировании: М. определяет круг потребностей семьи в области личного потребления, а женщина организует домашнее хозяйство для удовлетворения этих потребностей. Ярко проявляется игровой характер: роли формально разведены, есть глава семьи, но Ж. "потом все равно сделает по-своему".
Демократическая семья. Роли распределены функционально, приоритеты определяют потребности семьи в целом. В соответствии с финансовыми возможностями. Характерно согласование потребностей домочадцев. Иногда на первом плане - интересы отдельных членов или приоритет здоровья.
Либеральная семья - члены самостоятельно принимают решения относительно потребления. Покупки и принятие пищи - удовлетворение естественных физиологических потребностей или даже обязанность, не значимо общение в процессе потребления, семья практически не рассматривается как потребительская ячейка.
|
|
Тенденции семейного потребления =
1. Более или менее регулярное питание, определенным образом организованное в виде семейного ритуала, наблюдается в семьях, члены которых имеют нормированный рабочий день. Члены семьи знают, когда начинается и заканчивается их рабочий день, ждут друг друга с работы и вместе, например, ужинают. Такой ритм придает определенную организацию семейному питанию и в выходные дни. Работа, обусловливающая организацию питания в семье, формирует его режим и структуру, что, безусловно, влияет на потребительские отношения и предпочтения на рынке продовольствия. Упорядоченная организация труда на производстве обусловливает определенную упорядоченность семейного питания. Ненормированный рабочий день, совмещение профессий, перемена труда членов семьи ведут к «хаотичности» питания. Научно-технический прогресс во взаимодействии с социально-экономическим прогрессом, культурологические факторы обусловливают качественные преобразования семейного питания, нарушая его традиционность, регулярность. Таким образом формируются основы для преобразования семьи как потребительской ячейки общества.
2. Отношение к еде членов семьи, и прежде всего хозяйки, формирует отношение к семейному питанию, ввиду чего формируется набор продуктов в холодильнике, а также набор продуктов, из которых складывается структура питания в семье. Фактором, ограничивающим или расширяющим возможности, является доход семьи, точнее, та его часть, которая тратится на питание. Интересный факт: если доход низкий, то хозяйка стремится придумать что-то интересное, что любят члены семьи. Если еда - прежде всего средство удовлетворения физиологических потребностей, формальным аспектам организации питания в семье не придается особого значения. Если еда — удовольствие, а семейное питание — определенным образом организованная трапеза, то обязательно уделяется особое внимание форме. На должны быть салфетки, приборы, хлебница, салатницы и т.п. Особое значение придается структуре питания: в обед или на ужин должен быть какой-либо салат, к чаю должно быть печенье или выпечка. Отношение к еде и организации питания в семье как к соц. взаимодействию является важнейшим фактором,. ваяющим потребительские отношения и предпочтения на рынке продовольствия.
|
|
3. Образцы семейного питания, т.е. определенным образом организованные завтрак, обед и ужин — структурированное действие, предполагающее не только удовлетворение физиологических потребностей, но и воспроизводство семейных отношений, обеспечивающее укрепление межличностных взаимодействий, социализацию детей как потребителей, чувство ответственности за членов семьи. Питание в семье организуется таким образом, чтобы по возможности учесть вкусы и желания ее членов. В семьях, где обычно продукты покупаются заранее, заранее обдумывается, что будет из них приготовлено, больше возможностей учесть желания и предпочтения отдельных домочадцев. Эта своеобразная плановость создает возможность для прогнозирования потребительского поведения. Если продукты покупаются спонтанно, нет упорядочения в структуре питания, то отношения и предпочтения на рынке продовольствия складываются стихийно. Дети привносят организованность и разнообразие в питание семьи.
4. Воспроизводство традиций семейного питания обеспечивает упрочение семейных отношений. В семье, как правило, готовят то, что раньше готовили в родительском доме, то, что все любили в семье, что любят и теперь. Готовят так, чтобы радовать ближних. Организация питания как семейного застолья призвана создавать благоприятную, хорошую обстановку. Поэтому за столом не принято обсуждать проблемы, принято общаться. А чтобы хорошо приготовить и порадовать семью, нужно думать о хорошем. В семьях родителей питание было более организованным. В настоящее время вследствие ускорения ритма жизни эта организованность нарушается, традиции размываются.
5. Воспроизводство образцов питания в семье, его организация, направленная на упрочение семейных отношений, обусловливает то, что конфликтов по поводу питания, как правило, не существует. В семье стараются терпимо относиться к вкусам друг друга и подлаживаются друг к другу, и таким образом выстраиваются потребительские отношения и предпочтения на рынке продовольствия. В тех же семьях, где вкусы не совпадают, формируется стратегия ухода от конфликтов: например, хозяйка удовлетворяет свои потребности в соответствии со своими вкусам, не говоря об этом домашним, либо готовит отдельно некоторые блюда для отдельных членов семьи.
6. Социальные связи между семьей и ближним ее окружением формируют определенные потребительские отношения и предпочтения. Связано это с организацией праздничного застолья для поддержания и укрепления этих связей. В настоящее время гостей стали принимать реже, и об этом многие сожалеют. Причинами являются финансовые затруднения, недостаток времени: теперь приходится больше работать. С возрастом утрачивается и желание приглашать гостей.
7. Потребительские отношения и предпочтения формируются под воздействием процессов стандартизации потребительских практик. Питание и его организация в большинстве семей признается как стандарт, т.е. семьи ориентируются на общепризнанные нормы. При этом влияние образцов питания окружающих на собственную потребительскую практику отрицается. Хотя на самом деле это влияние есть. Каналами такого влияния выступают обмен рецептами, советы друзей, родственников. Влияние западных образцов питания также отрицается, хотя многие отмечали, что включили в свой рацион такие продукты, как йогурт, замороженные овощи. Каналами влияния являются СМИ, а также рассказы друзей, побывавших за границей.
|
|
8. С одной стороны, традиционная организация питания размывается, трансформируется (т.е. изменяется бытие), а с другой стороны, остается осторожное отношение к новинкам, приверженность к привычному для семьи набору продуктов. И хотя новые продукты пробуют, в рацион их не включают (инерция сознания).
9. Можно заметить тенденцию повышения уровня потребительской компетенции. Потребители стали больше знать и интересоваться производителями. Они больше знают о марках продаваемых продуктов, четко артикулируют свои предпочтения и обосновывают выбор. Однако эти знания в основном формируются на основе личного опыта либо межличностного общения.
10. Еда - значимый фактор, влияющий на настроение. Плохое настроение можно улучшить хорошей едой. Едой, оказывается, можно снимать стресс. Само настроение влияет на потребительские отношения и предпочтения. Вкусная еда, приготовление вкусных блюд используется как ритуал для того, чтобы отметить успехи членов семьи. Еда как наслаждение часто ассоциируется с застольем, с праздником. Еда - важный компонент создания хорошего настроения, что способствует упрочению внутрисемейных отношений.