Довоенное искусство

Художественная жизнь в годы Первой мировой. Краткий обзор

Текст взят с сайта искусствоведа Юрия Петухова:

http://modernartconsulting.ru/

Н о я б р я 2014

Вы никогда не задумывались, каким было бы сегодняшнее искусство, если бы 20-й век был относительно мирным и спокойным, ну, хотя бы как 19-й? Или о том, что произошло с искусством за четыре года Первой мировой войны? А за четыре года Второй? И имеем ли мы верное представление о путях развития искусства 20-го века?

ДОВОЕННОЕ ИСКУССТВО

Начало ХХ века ознаменовалось бурным развитием нового искусства и появлением различных течений, ставших на многие годы основными направлениями в мировом искусстве. Не удивительно, что выставки нового искусства шокировали неподготовленную публику. Первые взрывы возмущения вызвали фовисты, выставив на Осеннем салоне в 1905 году свои яркие кричащие картины. Следующим потрясением для художественного мира явилась посмертная выставка Сезанна в Париже в 1907 году, после которой творческий поиск многих художников стал более глубоким и осмысленным. Вскоре возник кубизм, получивший широкое распространение в Европе. Художники различных национальностей из разных стран стремились в Париж – столицу мирового искусства того времени. Многие из них позднее были объединены в так называемую «Парижскую школу».

Огромные усилия предпринимались художниками, чтобы новое искусство нашло своего зрителя. Путь от маленьких «выставок» в лавках торговцев картинами и уличных галереях до крупных международных экспозиций (Sonderbund в Кельне в 1912 году и Armory Show в Нью-Йорке в 1913 году) проделали художники – представители новых художественных течений. За 2 предшествующих войне года художники группы «Мост» организовали 25 выставок в городах Германии, а участники объединения «Синий всадник» провели 12 выставок в городах Германии, Венгрии, Скандинавии, чтобы сделать свое искусство более привычным для публики.

Необходимо отметить, что накануне войны художественная жизнь была поистине международной и межнациональной. Немецкие и бельгийские арт-дилеры продавали картины и устраивали выставки французских и русских художников. Интересы кубистов Пикассо и Брака представлял парижский арт-дилер Даниэль Канвейлер (Daniel Kahnweiler), немец по происхождению. Основными покупателями этих авторов также были немцы Вильгельм Уде (Wilhelm Uhde) и Генрих Тангаузер (Heinrich Thannhauser). Матисса покупали русские коллекционеры Щукин с Морозовым. Пикассо – американцы Гертруда и Лео Стайны.

Понимая, что новое искусство может пробить себе дорогу только общими усилиями, европейский художественный мир перед войной был довольно сплоченным. Война положила конец этим интернациональным связям. Оказалась невозможна реализация таких грандиозных проектов как постановка Хуго Баллем (Hugo Ball) «Желтого звука» Кандинского в Мюнхенском камерном театре (Kammerspiele). Не состоялось издание второго альманах «Синего всадника», также как и запланированное Францем Марком издание Библии, иллюстрированное Кандинским, Кокошкой, Кубином, Хекелем, Клее и самим Марком. Франсису Пикабиа пришлось отказаться от постановки пьесы Гийома Аполлинера «В котором часу отходит поезд на Париж?» на музыку Альберто Савинио.

С началом войны мир изменился на «до» и «после». Если до 1-го августа 1914 года не существовало виз и можно было свободно пересекать границы, то теперь национальные границы возникли не только между европейскими государствами, но и между гражданами. Основоположники мюнхенского объединения «Синий всадник» Василий Кандинский и Алексей Явленский были объявлены подданными вражеского государства и спешно покинули Германию; немецкие художники Вильгельм Лембрук (Wilhelm Lehmbruck) и Отто Фрейндлих (Otto Freundlich) аналогичным образом были высланы из Франции; француженка Мари Лорансен, выйдя замуж за немца, была вынуждена бежать с собственной родины.

НАЧАЛО

1 августа Германия объявила войну России. Согласно условиям Тройственного соглашения Франция и Англия незамедлительно объявили войну Германии. Как ближайший сосед агрессора, первой готовилась принять удар германских войск Франция. На деле получилось иначе.

Первой вступила в кровопролитные бои маленькая нейтральная Бельгия, гордо отказавшаяся принять ультиматум Германии и беспрепятственно пропустить ее войска к границам Франции. Весь мир затаив дыхание две недели следил за героической обороной Льежа, за осадой фортов, державшихся и после отступления бельгийских войск к Антверпену, которые пали только после бомбардировок тяжелой германской артиллерии. Орудие, которое передвигалось с помощью 36 лошадей, внушало ужас не только колоссальной разрушительной силой и оглушительным шумом, но и своими огромными размерами.

Для германского командования Бельгия оказалась неприятным сюрпризом. Бельгийцы при отступлении взрывали мосты и железнодорожные тоннели, перерезали телефонные провода. Бельгийский король Альберт приказал открыть шлюзы, чтобы задержать продвижение германских войск. Население открыто выражало ненависть агрессору и по возможности вело партизанскую войну. Несмотря на упорное сопротивление бельгийцев, не воевавших с 1830 года и фактически не имевших боеспособной армии, силы были отнюдь не равны. Германские войска были «вынуждены» применить карательные меры – расстрелы заложников из числа мирных жителей, включая бургомистров и священников, которых считали подстрекателями, разрушение средневековых городов и сожжение библиотеки университета в Лувене (Leuven), который был основан в 1425 году, и где было собрано 230 тысяч томов, включая 750 средневековых манускриптов.

События в Бельгии настроили весь мир против Германии. О происходящем на ее территории ежедневно сообщали ведущие мировые газеты и журналы. Поскольку французское военное командование не допускало европейских и американских журналистов в зону боевых действий, все они с первых дней войны собрались в Брюсселе и оттуда наблюдали за событиями на полях сражений.

Обе воюющие стороны – и страны Антанты, и Германия с Австро-Венгрией – были уверены в своей быстрой победе, войну собирались закончить в четыре месяца. Германия планировала разбить Францию еще до завершения мобилизации в России. Франция жаждала реванша после франко-прусской войны 1870 года, чтобы вернуть аннексированный Эльзас. И французов, и бельгийцев охватили чувства национальной гордости и достоинства.

Высадку британских войск французы встретили с восторгом, по всему пути следования англичан встречали цветами, во всех деревнях и городках были накрыты столы с вином и едой. Так же встретили авангард французских войск в Эльзасе – с цветами и слезами на глазах. Народы союзных государств охватило национальное единство и чувство братского плеча.

Однако ура-патриотические настроения у французов прошли достаточно быстро. Их наступательная стратегия не была принята во внимание германским командованием. Настроенные на наступление, на маневрах французы никогда не окапывались, чтобы не запачкать свою замечательную форму цветов национального флага – синий мундир, красные штаны, белая рубаха.

На Восточном фронте обошлось без патриотической экзальтации. Тяжелые потери несла русская армия под командованием генерала Самсонова, которая должна была оттянуть на себя силы противника и сорвать наступление германцев на Западном фронте. Свою роль, несмотря на поражение, она выполнила – германскому командованию пришлось всю войну держать войска на Восточном фронте, впрочем, как и в Бельгии, и в Голландии.

С тяжелыми боями французы и англичане отступали, Париж готовился к осаде – у 80-ти мостов на подступах к французской столице и внутри нее дежурили саперные отряды, готовые взорвать даже Пон Нёф и Пон Александер. Вокруг Парижа строились оборонительные сооружения. В Булонском лесу паслись стада овец, а все мясники, булочники и зеленщики были взяты на учет. Весь транспорт, включая повозки, был реквизирован для нужд армии, и улицы заметно опустели. 2-го сентября правительство покинуло столицу и отправилось в Бордо. Управлять городом остался военный губернатор, в помощь которому были выделены начальник полиции и комендант, всего лишь 2 дня назад назначенный на эту должность.

Перелом в ходе боевых действий произошел благодаря смелости отчаявшегося французского командования, которое отважилось развернуть для решающей схватки свои отступающие войска, измотанные боями и многокилометровыми маршами, нащупав брешь во фланге противника. Решающей схваткой оказалась кровопролитная битва на Марне – грандиозное артиллерийское сражение, которое состоялось 5-12 сентября 1914 года. Она не принесла французам победы, но остановила наступление германских войск. В ней участвовали 900 тыс. германских солдат и 1 080 тыс. солдат с французской стороны, включая 96 тыс. солдат британского экспедиционного корпуса. Протяженность полей сражения составила 250 км.

Часто говорят, что битву на Марне выиграли парижские таксисты. Для решающей битвы нужны были свежие силы – за несколько часов из Парижа необходимо было перебросить целую дивизию, только половина из которой успела бы добраться по тихоходной железной дороге. Военный губернатор Парижа генерал Галиени обратился к таксистам с призывом доставить прибывающие из тыла части к линии фронта. В назначенное время 300 автомобилей прибыли на сборный пункт, и за два рейса 6000 солдат пополнили ряды бойцов французской армии.

За свой успех в битве на Марне французы заплатили дорогой ценой – 19 сентября жестокой бомбардировке подвергся Реймский собор, в котором короновались все французские короли, – несмотря на то, что еще 4 сентября Реймс был объявлен открытым городом. После окончания войны реставрация собора продолжалась более 50-ти лет.

Собор Нотр-Дам в Реймсе

Собор Нотр-Дам в Реймсе

Собор Нотр-Дам в Реймсе

Вскоре после Марнского сражения ход войны переменился – война стала «позиционной» и изменила представление многих рядовых ее участников о ценности человеческой жизни и чувстве собственного достоинства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: