Все для фронта, все для победы

Некоторые художники «сражались» на домашнем фронте, добровольно предоставив себя в распоряжение средств национальной пропаганды – Владимир Маяковский в Москве, Рауль Дюфи в Гавре, Макс Либерман в Берлине, Карло Карра в Милане.

Рауль Дюфи. Конец Великой войны. 1915

В России самым ярким, простым и максимально понятным большинству населения средством пропаганды стали лубочные картинки. Тиражи лубков неизвестных художников в 1914-1916 годах были огромны. С первых дней войны пропагандистские листовки в стиле русского лубка выполняли и известные художники: Каземир Малевич, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Давид Бурлюк. Остросатирические подписи к листовкам писал Владимир Маяковский, несколько листовок он выполнил и как художник. Всего было выполнено 23 листовки и около 40 почтовых открыток, которые были напечатаны в издательстве «Современный лубок» Г.Б. Городецкого. Несмотря на то, что деятельность по созданию лубков продолжалась только два месяца (август-сентябрь 1914 года), она является яркой страницей в истории русского авангарда военных лет.

Владимир Маяковский. Немцы! Сильны хоша вы… 1914

Казимир Малевич. Глядь, поглядь, уж близко Вислы… 1914

Сохранить жизни многих художников, используя их профессиональные навыки и таланты, удалось Люсьену-Виктору Гирану де Сцеволе (Lucien-Victor Guirand de Scévola). Он организовал подразделение по созданию камуфляжа для французской армии, в котором служили, в том числе, Андре Дюнуайе де Сегонзак ( André Dunoyer de Segonzac), Роже де ла Френе (Roger de la Fresnaye), Жак Вийон (Jacques Villon), Андре Маре (André Mare), Андре Фрайе (André Fraye), Луи Маркусси (Louis Marcoussis) и Жан-Луи Форен (Jean-Louis Forain). Художники не только создавали эскизы маскировки для артиллерийских орудий, самолетов и другой техники, но и сами исполняли «роспись». Работы производились в просторных мастерских в Нойоне (Noyon), Амьене (Amiens) и других городах в тылу. В 1917 году часть художников этого подразделения отправилась в Италию в качестве консультантов для создания камуфляжного подразделения в итальянской армии.

Андре Фрай. Замаскированный мост. 1917

Леон Андервуд. Детали военного наблюдательного пункта, замаскированного под деревьями. 1916

С немецкой стороны велись аналогичные работы. В одном из писем в феврале 1916 года Франц Марк писал, что ему пришлось расписывать брезентовые покрытия в огромном бараке. Они были предназначены для того, чтобы сделать орудия незаметными для аэросъемки и распознавания с воздуха. Результаты работы Марка фотографировались с аэроплана для проверки результатов. «Интересно знать, как выглядит Кандинский с высоты 2000 метров. Девять брезентов демонстрируют эволюцию – от Моне до Кандинского!»

Немецкая каска. 1917

В Великобритании художник-маринист Норман Уилкинсон (Norman Wilkinson) и представитель британского авангардного течения вортицизма (vorticism) Эдвард Вадсворт (Edward Wadsworth) применяли ослепляющий камуфляж на военных судах. С помощью использования полос на бортах кораблей они изменяли визуальное восприятие их размеров и скорости движения. При участии Вадсворта камуфляжем было покрыто более 2000 кораблей.

В России художников также привлекали к созданию камуфляжа. Константин Коровин и Илья Машков преподавали в военных учебных заведениях основы цветомаскировки. Коровин также выезжал на Юго-Западный фронт для участия в создании защитных покрытий.

Кроме того, художники использовались и «по прямому назначению». В ноябре 1916 года французское военное министерство совместно с секретариатом Академии художеств приняли решение о направлении ряда художников на фронт с целью создания масштабных военно-исторических полотен. Участниками миссии стали художники группы Наби – Феликс Валлотон, Морис Дени, Пьер Боннар, Эдуар Вюйар, Поль Серюзье. Всем им было уже около 50-ти, они вышли из призывного возраста и непосредственно не участвовали в военных операциях. В результате этой миссии были созданы работы, выставленные затем в Люксембурге. Их отличает созерцательный взгляд на места сражений и довольно унылый вид запечатленных руин. Критики называли в качестве причин несостоявшейся миссии отсутствие вовлеченности художников в ход военных действий, а также «скрытый» характер войны. Это была «война без людей» (no man’s land) – личный состав в окопах и траншеях, орудия покрыты камуфляжной тканью. Для эпических полотен просто не было натуры. Наиболее интересные работы создал Валлотон, у которого было особое отношение к военным событиям – он даже пытался записаться добровольцем на фронт, но получил отказ. Матисс, также посетивший зону боевых действий, сразу понял, что его впечатления не имеют ничего общего с фронтовыми письмами Брака, и даже не стал делать натурных зарисовок.

В России с началом войны активизировалась и расширилась деятельность Трофейной комиссии при военно-походной канцелярии его императорского величества, созданная в 1911 году. В 1916 году была создана вторая Трофейная комиссия (Комиссия для сбора, переписи и хранения трофеев настоящей войны и увековечения ее в памяти потомства), в 1917 году обе комиссии объединились в одну. Трофейные комиссии имели как штатных художников, так и привлекали к сотрудничеству профессионалов из действующей армии и находящихся в тылу. С февраля 1916 года по лето 1917 года Трофейные комиссии направили семь экспедиций – на Кавказский, Северо-Западный и Юго-Западный фронты. Кроме того, в 1915-1916 годах на фронте действовал Военно-художественный отряд Императорской главной квартиры, в него входили ученики Николая Самокиша из Императорской Академии художеств. Руководители Трофейных комиссий ставили перед своими художниками цель передать боевые действия и военные будни с документальной точностью. В работе Трофейных комиссий участвовали художники Григорий Шах, Георгий Верейский, Виктор Мазуровский, Василий Берингер и другие.

Похожая по своей деятельности организация имелась и в Германии. А в британской и австро-венгерской армиях были даже официальные должности военных художников. Такими художниками были: Оскар Кокошка (Oscar Kokoschka), Пол и Джон Нэши (Paul and John Nash), Виндам Льюис (Wyndam Lewis) и С.Р.В. Невинсон (C.R.W. Nevinson). В Великобритании «Официальное военное искусство» как организация появилось в 1916 году. Ее деятельность патронировалась Министерством информации, которое учитывало рекомендации комитета, состоявшего из видных художественных и общественных деятелей. Для поднятия патриотического духа народных масс этими организациями регулярно устраивались выставки работ военных художников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: