Ренессанс в Англии

Эпоха Возрождения в Англии приходится на XVI столетие. Развитие англий­ской культуры в этот период шло очень неравномерно, и явлением мирового зна­чения стала только драматургия.

Несмотря на то что в Англии господствовала деспотическая королевская власть, она не сковывала инициативы ни в предпринимательстве, ни в науке, ни в искус­стве. Генрих VIII Тюдор уничтожил экономическое и политическое могущество церкви, объявив себя самого главой новой, англиканской церкви. Период его прав­ления является началом Ренессанса в Англии и отмечен возникновением стиля Тюдор-Ренессанс. Он представлял собой своеобразное сочетание ренессансного орнамента, декоративной скульптуры и фресок с готической архитектурой и резны­ми дубовыми панелями. Решающее влияние на стиль Тюдоров оказывали пригла­шенные королем голландские, французские, итальянские художники, в том числе Ф. Приматиччо, но более всего Г. Гольбейн Младший.

Дальнейшее развитие стиль получил в эпоху правления Елизаветы I. Это было время «просвещенного абсолютизма», «открытия миров», контактов с другими стра­нами и культурами, дворянского свободомыслия, усиления роли творческой лич­ности и новых гуманистических идей. Английское ренессансное искусство жило отраженным светом иностранных мастеров, впитывая в себя достижения итальян­ской, нидерландской, французской культур, различные художественные стили, и потому носило несколько подражательный характер.

В Англии «елизаветинского Ренессанса» происходил необыкновенный расцвет науки, философии, литературы, но особенно большое место в культуре эпохи за­нял самый демократический вид искусства - театр. Уже в Средние века театральное искусство получило широкое распространение: все большие религиозные празд­ники сопровождались представлениями библейского и нравоучительного содержа­ния - моралите.

Английские гуманисты придали театру совершенно светский характер, полно­стью уйдя от его религиозных мотивов и обратившись к животрепещущим во­просам истории и современности. Жизненные противоречия, конфликты находи­ли отражение в драме. Театр заменил народу книги.

Величайшим драматургом Англии, без сомнения, является Вильям Шекспир (1564-1616). Его называютхудожником-мыслителем, поскольку им точно былизапе-чатленысотнижизненныхситуацийихарактеров,настолько типичныхитакхудожест-венно обобщенных, что до сих пор в совершенно иных условиях они позволяют узнаватьсебя.ЖизненностьискусстваШекспиравспособностивидетьипоказать лич­ность во всем ее многообразии, подвижности, изменчивости, воссоздавать жизнь во всейее сложности. Наряду с другими гуманистами Шекспир видел в человеке «венец природы», богоподобное существо, но вместе с тем и то несовершенство, зло, гнез-дившеесявдушеего героев, побуждающее ихсеятьсмертьиразрушениявокругсебя.


Макбет - волевой и несгибаемый человек, душевно тонкий и все понимающий, подлин­ный герой по своим личным качествам, бесстрашный и талантливый военачальник -ста­новится жертвой пагубного властолюбия, которое вынуждает его совершить цепь крова­вых злодеяний. Огелло - благородный, верный, любящий - оказывается беззащитным перед гнусной клеветой и в ослеплении ревностью совершает убийство. Гамлет -воистину цар­ственная личность, поэт, воин, мыслитель с тонкой душой - утрачивает на время свои до­стоинства, становясь жертвой роковых жизненных обстоятельств и причиной смерти лю­бящей его Офелии.

Тональность произведений резко меняется с годами. В прекрасной лирической трагедии «Ромео и Джульетта» смерть юных героев расценивается как моральная победа обоих над родовой враждой семейств Монтекки и Капулетти. В большинст­ве трагедий, написанных в зрелые годы, гибель героев не искореняет зла в мире, зло торжествует. Причем внешне оно может терпеть поражение, как, например, в трагедии «Макбет». Захватчик трона и убийца побежден, но трагедия заключает­ся в моральной, нравственной гибели некогда прекрасного и благородного челове­ка, ставшего злодеем.

Трагедия Гамлета - в другом. Этот честный, умный, верящий в идеалы чело­век утрачивает веру в людей, в любовь, в жизнь, столкнувшись с коварством и из­меной: его дядя - убийца и клятвопреступник, его мать - кровосмесительница, его друзья - соглядатаи Розенкранц и Гиндельстерн - льстецы и лицемеры, Гамлет не может жить, как они, притворяясь, приспосабливаясь, обманывая, поэтому он на­девает маску безумца. Но истинная его трагедия в том, что, живя в мире, где царит зло, он каждый миг сам подвергается опасности быть жестоким. Так, желание быть честным и последовательным в обстановке, где зло неизбежно, явилось причиной гибели его возлюбленной - Офелии. Но как фактическая невиновность Гертруды не делает, ее действительно чистой, так фактическая виновность Гамлета не пят­нает его нравственного облика. В своем стремлении к правде он менее всего щадит самого себя: Гамлет беспощаден в самооценке, следуя высокому идеалу человека:

Что человек, когда он занят только

Сном и едой? Животное, не больше.

Тот, кто нас создал с мыслью столь обширной,

Глядящей и вперед и вспять, вложил в нас

Не для того богоподобный разум,

Чтоб праздно плесневел он.

Он заключает в себе образ «универсального человека», такого, каким его виде­ли гуманисты: все умеющего, все испытавшего, развивающего разнообразные за­датки, заложенные в нем природой, до высокой степени совершенства. На протяже­нии действия пьесы он проявляет себя и как политик, и как мыслитель, и как воин, и как знаток искусства. Он великолепно владеет шпагой, изучает науки, знает театр и сам пишет стихи. Но образ Гамлета стал для всего мира еще и образцом человека великой совести, искателя истины. Жестокую средневековую легенду о кровавой мести Шекспир наполнил глубокими раздумьями о жизни и смерти, о добре и зле, о силе и слабости человека, о борьбе разума против зла, царящего в мире.

Трагедии Шекспира изображают не только гибель и падение личности. Их ге­рои необыкновенные люди, наделенные титаническими душевными силами и обла­дающие такими человеческими качествами, что даже в своем падении они сохра­няют достоинство.

Комедии Шекспира значительно отличаются от театральных представлений бо­лее позднего времени, когда театр, отображая на сцене нарушения социальных и нравственных норм, стал подвергать их осмеянию. Шекспировским комедиям при-


сущ смех, но не осмеяние. Они полны радости, веселья, праздничности и доброду­шия; они далеки от реальной действительности, построены на невероятных случай­ностях и совпадениях. Основу сюжета составляет какая-нибудь любовная история романтического характера, с приключениями, переодеваниями, недоразумениями и смешной путаницей. Таковы «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Две­надцатая ночь», «Как вам это понравится» и др. Их герои живут для радостей, на-слажденияилюбви. В отличие от исторических хроникитрагедий, где господствуют силы зла, здесь правят добро и веселье. В комедиях, правда, встречается небольшое количество разных злонамеренных лиц, но все их происки завершаются неудачей.

В комедиях Шекспира сохраняются еще элементы народных празднеств - ря­жение, песни, пляски, веселые розыгрыши, близость к природе. Рядом с его героя­ми романтического плана, в первую очередь прелестными девушками, преданны­ми в любви и стойкими в жизненной борьбе, тонкими в чувствах и остроумными в беседах, выведена целая галерея комических персонажей и шутов-острословов по профессии. Радостное весеннее ощущение жизни нигде не проявилось так полно­кровно, как в комедиях Шекспира.

ВнезависимостиотжанрадраматургииШекспирумелоблечьсвоевидениежизнив неповторимо прекрасную поэтическую форму. Особенностиегопоэтическогомастер-ства по-особому проявились в сонетах. Форма сонета, созданная провансальскими трубадурами, получила классическое развитие в Италии эпохи Возрождения в ли­рике Данте и Петрарки, а затем Ронсара во Франции. Сонет имеет жесткую фор­му: в нем всегда четырнадцать строк с определенной системой рифм. Шекспир создал более простую по сравнению с итальянской композицию сонета - три четверостишияизаключительное двустишие, получившую название шекспировской:

Украдкой время с тонким мастерством Волшебный праздник создает для глаз. И то же время в беге круговом Уносит все, что радовало нас.

Часов и дней безудержный поток Уводит лето в сумрак зимних дней, Где нет листвы, застыл в деревьях сок; Земля мертва и белый плащ на ней.

И только аромат цветущих роз -Летучий пленник, запертый в стекле, -Напоминает в стужу и мороз О том, что лето было на земле.

Свой прежний блеск утратили цветы, Но сохранили душу красоты.

По тематическому признаку сонеты распадаются на две большие группы: пер­вые 126 посвящены другу, остальные 25 - Смуглой даме. Уже это отличает цикл Шекспира от других сонетных циклов не только в английской, но и во всей евро­пейской поэзии Возрождения. Преклонение перед красотой и величием человека, которую раньше считали возможной только по отношению к Богу, составляло важ­нейшую черту гуманистического мировоззрения эпохи Возрождения. Дружбу меж­ду мужчинами гуманисты считали более высоким проявлением человечности, чем любовь по отношению к женщине. Абстрактный идеал они находили в конкретных людях, и юный друг был для Шекспира именно живым воплощением такого идеала:

Фиалке ранней бросил я упрек: Лукавая крадет свой запах сладкий


Из уст твоих, и каждый лепесток

Свой бархат у тебя берет украдкой.

У лилий - белизна твоей руки,

Твой темный волос - в почках майорана,

У белой розы - цвет твоей щеки,

У красной розы - твой огонь румяный...

Каких цветов в саду весеннем нет! И все крадут твой запах или цвет.

Но если друг изображался как существо идеальное, то возлюбленная поэта ри­совалась без всякой идеализации, как вполне земная женщина:

Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь,

С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали.

Сонеты Шекспира - это ренессансный гимн жизни, но в них нашли отражение и трагические переживания. Трагические интонации звучат в знаменитом сонете 66:

Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье,

И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместной почести позор, И мощь в плену у немощи беззубой,

И прямоту, что глупостью слывет, И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока.

Все мерзостно, что вижу я вокруг... Но как тебя покинуть, милый друг!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: