Сонеты Шекспира - не только венец английской лирики эпохи Возрождения, они - лирический синтез всей эпохи Возрождения


* * #

После «золотого века» классического искусства Древней Греции Возрождение представляет собой вторую великую эпоху, когда человечество совершило гран­диозный скачок вперед в своем культурном развитии. На смену веками господст­вовавшей духовной диктатуре церкви, грандиозному комплексу идеологических иллюзий пришло гуманистическое мировоззрение. Если средневековая философия считала человека существом жалким и ничтожным, то гуманисты провозгласили его центром мироздания. Жажда знания стала великой страстью эпохи. Энергия лю­дей, раскрепощенных социально и духовно, обратилась на созидание нового, при этом сами творцы были разносторонне развитыми людьми, что соответствовало гу­манистическому идеалу.

Различия в характере гуманистической культуры и в соотношении между от­дельными искусствами были обусловлены различием местных и националь­ных условий. В Италии, где все виды искусства, за исключением театра, достиг­ли высочайшего расцвета, центрами новой художественной культуры поочередно становились Флоренция, Рим, Венеция. Наиболее светский характер приобрело искусство Англии, поскольку в начале XVI в. там произошла реформация церк­ви. Главенствующее место в искусстве Англии занимал театр. Характерной чертой зарождающихся независимых национальных художественных школ в Нидерлан­дах и Германии стало выдвижение на первый план живописи, тогда как скуль­птура не сумела преодолеть рамки узкоместного значения. В Испании культура Возрождения развивалась в условиях церковно-полицейского режима инквизиции, и церковные строгости наложили свою печать не только на живопись и скульпту­ру, но даже на драматургию, огромный пласт которой составили пьесы религиозно-нравоучительного содержания.

Эпоха Возрождения была прежде всего мощнейшим преобразованием умов, а не жизни, воображения, а не реальности, культуры, а не цивилизации. Закономерно по­этому, что великие гуманистические устремления и жизнерадостное свободомыс­лие почти сразу же породили в изобразительном искусстве такие сложные и проти­воречивые явления, как маньеризм и барокко.


ПОСТРЕНЕССАНСНАЯ КУЛЬТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: