* * #
После «золотого века» классического искусства Древней Греции Возрождение представляет собой вторую великую эпоху, когда человечество совершило грандиозный скачок вперед в своем культурном развитии. На смену веками господствовавшей духовной диктатуре церкви, грандиозному комплексу идеологических иллюзий пришло гуманистическое мировоззрение. Если средневековая философия считала человека существом жалким и ничтожным, то гуманисты провозгласили его центром мироздания. Жажда знания стала великой страстью эпохи. Энергия людей, раскрепощенных социально и духовно, обратилась на созидание нового, при этом сами творцы были разносторонне развитыми людьми, что соответствовало гуманистическому идеалу.
Различия в характере гуманистической культуры и в соотношении между отдельными искусствами были обусловлены различием местных и национальных условий. В Италии, где все виды искусства, за исключением театра, достигли высочайшего расцвета, центрами новой художественной культуры поочередно становились Флоренция, Рим, Венеция. Наиболее светский характер приобрело искусство Англии, поскольку в начале XVI в. там произошла реформация церкви. Главенствующее место в искусстве Англии занимал театр. Характерной чертой зарождающихся независимых национальных художественных школ в Нидерландах и Германии стало выдвижение на первый план живописи, тогда как скульптура не сумела преодолеть рамки узкоместного значения. В Испании культура Возрождения развивалась в условиях церковно-полицейского режима инквизиции, и церковные строгости наложили свою печать не только на живопись и скульптуру, но даже на драматургию, огромный пласт которой составили пьесы религиозно-нравоучительного содержания.
|
|
Эпоха Возрождения была прежде всего мощнейшим преобразованием умов, а не жизни, воображения, а не реальности, культуры, а не цивилизации. Закономерно поэтому, что великие гуманистические устремления и жизнерадостное свободомыслие почти сразу же породили в изобразительном искусстве такие сложные и противоречивые явления, как маньеризм и барокко.
ПОСТРЕНЕССАНСНАЯ КУЛЬТУРА