Выделяют следующие уровни специального образования:
дошкольное образование; общее базовое и общее среднее образование; профессионально техническое образование; среднее специальное, высшее и послевузовское образование.
В соответствии с законом организация специального образования осуществляется:
· в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования (специальные учреждения: специальные дошкольные учреждения, специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты), вспомогательные школы (школы-интернаты), центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; учреждения образования общего типа, создавшие условия для получения образования лицам с ОПФР: спецклассы (группы), классы (группы) интегрированного обучения и воспитания, пункты коррекционной помощи и др.);
· на дому;
· в условиях организаций здравоохранения;
· в условиях учреждений социального обслуживания.
Система специального образования может быть представлена как вертикальными уровнями, так и горизонтальными составляющими. В основу вертикальной структуры положена возрастная периодизация развития личности, она включает 5 уровней:
1. Период раннего младенчества (от рождения до 3 лет).
2. Дошкольный период (от 3 до 6–7 лет),
3. Период обязательного обучения (от 6–7 до 16 лет).
4. Период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет вплоть до 21 года – для незрячих, глухих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
5. Период обучения взрослых – инвалидов.
Основными принципами построения системы специального образования являются: государственный характер; общедоступность образования; приоритет общечеловеческих ценностей; опора на наследие национальной культуры; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся; коррекционно-компенсаторная направленность учебно-воспитательного процесса; личностно-ценностная ориентация в обучении и воспитании; преемственность в работе всех звеньев образования и др.
В образовательно-коррекционные заведения принимаются дети в возрасте от 3-х до 7–8 лет. При этих учреждениях могут создаваться группы кратковременного пребывания для детей, посещающих детские сады общего типа или воспитывающихся дома. Специальная школа является основным типом учебного учреждения, в котором обучаются дети, имеющие различные психофизические аномалии.